Тема 5. Монополистическая конкуренция
Основные черты монополистической конкуренции. Равновесие фирмы монополистического конкурента в краткосрочном периоде. Равновесие фирмы монополистического конкурента в долгосрочном периоде. Монополистическая конкуренция и эффективность. Неценовая конкуренция и реклама.
Рынок монополистической конкуренции –это такая форма организации рынка, при которой на рынке действует большое количество мелких фирм, производящих дифференцированные продукты, в силу чего они имеют возможность самостоятельно устанавливать цену.
Рынок монополистической конкуренции является наиболее типичной формой организации современной экономики. Рынок монополистической конкуренции имеет следующие характерные черты:
1. большая ёмкость рынка;
2. на рынке действует много фирм;
3. размер каждой фирмы небольшой;
4. каждая фирма производит свой специфический товар или имеет какое-либо другое преимущество (например, географическое размещение);
5. у продукции фирмы существуют большое количество товаров заменителей, поэтому спрос на продукцию эластичен;
6. фирма сама устанавливает цену на свою продукцию, не учитывая реакцию конкурентов;
7. вход на рынок и выход из рынка свободный, так как требуется незначительный объем капитала для организации производства;
8. ведется неценовая конкуренция.
Рынок похож на рынок совершенной конкуренции тем, что: 1) существует большое количество фирм; 2) размеры фирм небольшие; 3) свободный вход на рынок и выход из него.
Рынок похож на рынок монополии тем, что фирмы имеют возможность самостоятельно устанавливать цену на свою продукцию.
Кривая спроса, как она видится монопольно конкурентной фирме, наклонена вниз, т.к. на рынке действует закон спроса и фирма для увеличения объема спроса должна снижать цену на свою продукцию. Объем продаж зависит от изменения цены и эластичности спроса по цене, которая весьма велика из-за высокой нормы замещения одного товара другим.
Каждая фирма стремится максимизировать прибыль и фирма монополистический конкурент достигает этого за счёт нахождения оптимального объёма производства и цены. При этом используется два подхода:
1) сопоставление общего дохода и общих издержек и нахождение объёма производства. Находится такой объем производства, при котором при котором разница между ними будет максимальной;
2) сопоставление предельного дохода и предельных издержек: нахождение такого объёма, при котором они равны.
В краткосрочный период фирма может иметь прибыль, быть безубыточной, минимизировать убытки.Это зависит от отношения цены и средних издержек при оптимальном объеме производства.
В долгосрочный период фирма всегда является безубыточной.Это объясняется тем, что в долгосрочный период возможно перемещение капитала с одного сегмента рынка на другой. Поэтому если в краткосрочном периоде фирмы получают прибыль, то на данный сегмент рынка будут проникать другие фирмы. Следовательно, увеличение предложения влечёт за собой снижение цены и исчезает экономическая прибыль. Если в краткосрочный период фирмы несут убытки, то со временем часть фирм примет решение сократить или покинуть производство. Следовательно, снижается предложение и остальные фирмы будут иметь возможность поднять цену, в результате чего ликвидируются убытки.
На рынке монополистической конкуренции фирмы могут устанавливать цену исходя из одного из следующих подходов:
- существующей структуры спроса, т.е. учитывают сколько потребители готовы заплатить за данный продукт;
- цен конкурентов;
- собственных издержек производства.
При этом фирмы при ценообразовании могут использовать возможные конкурентные преимущества своего продукта, ассортиментную политику, неполноту информации отдельных покупателей о ценах.
Рынок монополистической конкуренции менее эффективен, чем рынок совершенной конкуренции, но более эффективен, чем рынок монополии. На рынке монополистической конкуренции при равновесии потребители платят более высокую цену и потребляют меньше, чем на рынке совершенной конкуренции. Это объясняется ростом затрат на дифференциацию товара и ведение неценовой конкуренции. По сравнению с рынком монополии цены на рынке монополистической конкуренции ниже, а выпуск больше. Не достигается на рынке эффективность распределения (цена не равна предельным издержкам), не позволяя тем самым в полном объеме удовлетворить потребности общества. Несмотря на то, что на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном периоде фирмы являются безубыточными, они не достигают производственной эффективности. Это свидетельствуется о том, что на рынке монополистической конкуренции существует избыточные производственные мощности, существование которых обусловлено:
1. дифференциацией продукции и необходимостью переналадки производства;
2. созданием резервов для увеличения производства продукции в момент роста спроса на эту продукцию;
3. необходимостью проведения планового текущего и капитального ремонта оборудования.
Количественно избыток производственных мощностей можно определить как разность между объемом производства на рынке совершенной конкуренции и рынке монополистической конкуренции.
Недостатки рынка монополистической конкуренции компенсируется тем что, а) убытки потребителей и объем недоиспользуемых мощностей не слишком велики; б) рынок предоставляет широкий ассортимент товаров и услуг, позволяющих удовлетворять разнообразные вкусы и потребности потребителей.
Для рынка монополистической конкуренции характерна неценовая конкуренция,одним из элементов которой является реклама. Реклама в экономической литературе оценивается неоднозначно. С одной стороны, существует точка зрения, что реклама способствует:
- росту объема производства;
- снижению издержек производства;
- созданию дополнительных рабочих мест;
- информированию покупателя о новых товарах;
- улучшению качества продукции;
- поддержке СМИ;
- конкуренции и снижению цен.
Другая точка зрения утверждает, что
- реклама способствует монополизации экономики;
- отсутствует тесная зависимость между ростом расходов на рекламу и ростом объема производства, созданием новых рабочих мест, снижением издержек;
- происходит “загрязнение” окружающей среды;
- навязываются потребителям вкусы и стереотипы.
Тема 6. Олигополия
Основные признаки олигополии. Типология моделей олигополии. Модель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля). Модели, основанные на некооперативной стратегии: модели с последовательным принятием решения (модель лидерства по ценам, модель лидерства по объему выпуска), модели с одновременным принятием решений. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса. Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии. Олигополия и эффективность. Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Проблема монополизма в Республике Беларусь. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование: мировой опыт и особенности в Республике Беларусь.
Рынок олигополии –это такая форма организации рынка, при которой на рынке действует несколько крупных фирм, производящих однородный или дифференцирующий продукт, и самостоятельно устанавливающих цену на выпускаемую продукцию, учитывая при этом возможную рыночную конкуренцию. Олигополия существует лишь тогда, когда число фирм настолько мало, что каждая из них при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Рынок олигополии – это типичная форма организации современного рынка.
Рынок олигополии характеризуется следующими чертами:
1. действует несколько крупных фирм;
2. доля каждой фирмы на рынке значительна;
3. каждая фирма самостоятельно устанавливает цену, учитывая возможную реакцию конкурентов;
4. существуют препятствия для входа на рынок новых фирм (естественные и искусственные);
5. преобладает неценовая конкуренция
Рынок олигополии возникает в силу следующих причин:
1. действие патентов на научные открытия и изобретения;
2. контроль над редкими ресурсами;
3. действие эффекта масштаба производства;
4. привилегии со стороны государства;
5. ценовая и неценовая конкуренция, использование неэкономических методов конкуренции.
Если фирмы ведут ценовую конкуренцию, то рынок олигополии аналогичен рынку совершенной конкуренции и описывается соответствующими моделями. Данная ситуация встречается достаточно редко, так как крупные фирмы могут достаточно долго вести ценовую конкуренцию в силу больших финансовых возможностей, что может привести к большим финансовым потерям.
Одной из первых моделей рынка олигополии является модель рынка дуополии, то есть рынка на котором действует две фирмы. Она была предложена в 40-е года ХIХ в. О.Курно.Он предложил,чтодействует две фирмы, одинаковые по размеру. На этих фирмах действует постоянный эффект масштаба производства, а следовательно, цена не меняется. Каждая фирма принимает решение об объёме производства самостоятельно, ориентируясь на свободную долю рынка. Как мы уже знаем, фирма достигает максимального дохода от продаж при условии, что эластичность спроса по цене равна единице. Данное состояние достигается если фирма производит объем продукции, позволяющий удовлетворить половину потребностей рынка. Процесс приспособления будет продолжаться до тех пор, пока каждая фирма не будет производить 33.3% от общего объёма рынка. Такая ситуация будет характеризовать установление равновесия на рынке и гарантировать каждой фирме максимальную выручку.
В 30-е годы ХХ в. немецкий экономист Г. фон Штаккельберграссмотрел рынок дуополии, на котором одна фирма крупнее другой (асимметричная дуополия). Он пришёл к выводу, что равновесие может быть установлено, так как в этом случае крупная фирма пытается добиться положения независимости и самостоятельно устанавливает цену, а другая, более мелкая, фирма одновременно старается достичь положения зависимости, приспособиться к условиям реализации на таком рынке.
Для рынка олигополии характерно отсутствие ценовой конкуренции и стабильность уровня цен, что нашло отражение в модели ломанной кривой спроса. В соответствии с моделью, если на рынке олигополии сформировалась равновесная цена, то фирмы не заинтересованы в ее изменении, так как понесут убытки. Если какая-то фирма примет решение увеличить цену, то другие фирмы оставят цену неизменной. В результате этого фирма, поднявшая цену, потеряет большое число покупателей, так как спрос будет эластичен, и, следовательно, сокращает выручку и прибыль. Если фирма снижает цену на свою продукцию, то другие фирмы, вероятнее всего, так же снизят цену. В результате этого расширение объёма продаж будет незначительным (спрос по цене будет неэластичным) и, следовательно, выручка и прибыль фирмы сократится. Таким образом, любое отклонение цены от равновесной приводит к сокращению выручки и прибыли фирмы. Данная теория так же объясняет, почему фирмы на рынке олигополии сохраняют цены неизменными даже в том случае, когда изменяются издержки производства.
В 60-е гг. американские экономисты Эфроимсон и П.Суизиразработали модель ломаной кривой спроса, с помощью которой объясняется тенденция к повышению уровня цен в период экономического роста. В период экономического роста растёт объем производства и доходы населения. Поэтому фирма поднимает цену, рассчитывая, что рост доходов населения позволит продавать продукцию по более высоким ценам. Сокращение объёма продаж будет незначительным (неэластичный спрос), так как доходы покупателей увеличились. За счёт этого фирма увеличит выручку от продажи продукции. Если какая-то фирма снизит цену на свою продукцию, то другие фирмы, вероятнее всего, оставят цену неизменной, рассчитывая, что всегда найдутся покупатели, согласные платить ту же цену за предлагаемую продукцию. В результате этого у фирмы, снижающей цену, значительно расширится объём продажи продукции и доход. Сопоставляя два варианта, руководство фирмы приходит к выводу, что выгоднее повышать цены, так как не требуется дополнительных усилий по расширению производства.
На рынке олигополии существует большое количество различных вариантов поведения фирм и это приводит к использованию математических моделей, которые позволяют описать поведение конкурентов на рынке и выбрать оптимальную линию поведения. В частности используется теория игр – раздел прикладной математики, с помощью которого устанавливают оптимальную стратегию поведения субъекта в конфликтных ситуациях, под которыми понимают ситуацию столкновения интересов двух или более сторон, преследующих различные цели. Каждый из участников конфликта может оказывать некоторое влияние на ход событий, но не имеет возможности полностью им управлять. В теории игр предполагается, что функции выигрыша и множество стратегий, доступных каждому из игроков, общеизвестны. Решение модели дает менеджерам матрицу решений, в которой отражаются выигрыши при всех возможных стратегиях и ситуациях. Выбор решения зависит от характера менеджера. Чаще всего выбирается пессимистический вариант, так как предполагается, что соперником является квалифицированный специалист, выбирающий наилучшие решения.
Предположим, что у нас имеется две фирмы (А и В) и возможны две стратегии поведения: фирмы А: понижать цену или оставлять цену неизменной.
Так как конкурент будет предпринимать какие-то ответные действия, то на рынке может возникнуть 4 ситуации:
1) фирма А понижает цену и получает прибыль, фирма В оставляет цену неизменной и несет убытки;
2) фирма А оставляет цену неизменной и несет убытки, фирма В понижает цену и прибыль растет;
3) фирма А понижает цену, фирма В понижает цену и несут потери;
4) фирма А оставляет цену неизменной, фирма В оставляет цену неизменной. Прибыль обеих фирм не меняется
Решение будет зависеть от выбранной стратегии. Одной из таких стратегий, является стратегия минимизации убытков: фирма оценивает по каждой стратегии возможные убытки и выбирает стратегию, которая приносит наименьшие убытки. В нашем случае руководство фирмы А снизит цену.
На рынке олигополии фирмам невыгодна ценовая конкуренция, поэтому они часто вступают в соглашение друг с другом относительно уровня цен, объема производства и рынков сбыта. Такая ситуация называется сговор. В литературе выделяют две формы сговора (явный сговор и лидерство в ценах).
Явный сговор. В этом случае фирмы заключают договор, в котором оговаривают цены, объемы производства и рынки сбыта. В этом случае говорят о создании картеля – формы монополистического объединения, в котором все участники сохраняют свою юридическую самостоятельность и самостоятельно сбывают произведенную продукцию на рынке по оговоренной цене и в установленном объеме. В литературе к соглашениям картельного типа относят ОПЕК, участники которого согласовывают объемы добычи нефти с тем, чтобы оказать воздействие на уровень и динамику цен.
Явный сговор возникает на таких рынках, где предмет соглашения можно детально описать, существует небольшое количество продавцов и покупателей, продукция достаточна проста, можно проконтролировать выполнение взятых обязательств, существуют препятствия для входа на данный рынок новых фирм, действие картели выгодно всем участникам.
Картель выступает как неустойчивая форма объединения, так как появляются новые товары-заменители, которые приводят к переделу рынков; появляются новые фирмы на рынке; изменяется экономическая сила фирм, входящих в картель; изменяется экономическая ситуация, которая сказывается на объеме продаж и прибыли; недоверие к партнерам в тех ситуациях, когда сложно проконтролировать выполнение взятых обязательств.
В силу того, что в большинстве стран картели запрещены антимонопольным законодательством, на рынке олигополий существует неформальный сговор, представленный лидерством цен. Данная ситуация характеризуется тем, что фирмы проводят согласованную ценовую политику, не оформляя правового документа. В этом случае существует фирма-лидер, на ценовую политику которой ориентируются другие фирмы.
Существует три системы лидерства в ценах:
1) Лидером является самая крупная фирма. Она устанавливает объем производства и цену, ориентируясь на получение прибыли, а другие фирмы вынуждены приспосабливаться к этой цене. При этом фирма-лидер стремится устанавливать цену на таком уровне, чтобы не привлечь в отрасль другие крупные фирмы сверхвысокой прибылью и чтобы не разорились более мелкие фирмы, так как если сократится количество фирм на рынке, могут быть применены административные и экономические методы наказания со стороны государства.
2) Лидером является фирма, которая имеет самые низкие издержки. Она определяет оптимальный объем производства, устанавливает приемлемую цену. Другие фирмы вынуждены приспосабливаться к цене лидера, так как если они будут ориентироваться на собственные издержки и цены, то потеряют покупателей.
3) Фирма-барометр. Лидером является небольшая фирма, ценовая политика которой наиболее полно отражает условия рынка и которая другими фирмами считается наиболее квалифицированным экспертом в деле изучения конъюнктуры рынка. Лидерство фирмы-барометра основано на авторитете, который зарабатывается в течение длительного периода времени и может быть потерян в результате одной ошибки.
Рассматривая эффективность рынка олигополии, следует отметить, что на нем цена выше, чем на рынке совершенной конкуренции, а объем продаж меньше, чем на рынке совершенной конкуренции. Цена не соответствует минимальному значению средних издержек, поэтому не достигается производственная эффективность. Во многом это связано с затратами на защиту рынка от конкурентов, неценовую конкуренцию, дифференциацию продукции, Х- неэффективностью. Цена не соответствует предельным издержкам и предельному доходу. Поэтому не достигается эффективность распределения, то есть структура и объем выпускаемой продукции не позволяет в полной мере удовлетворить платежеспособный спрос потребителей.
Вместе с тем, рынок олигополии характеризуется и определяется достоинствами:
1) На рынке олигополии может производиться дифференциация продукции и неценовая конкуренция заставляет фирмы совершенствовать продукцию, более разнообразно удовлетворять потребности покупателя;
2) Фирмы обладают большими размерами, получают устойчивую и большую прибыль, часть которой направляется на финансирование научных исследований. Рынок олигополии является наилучшей формой организации рынка с точки зрения внедрения результата НТП. При этом следует учитывать, что фирма не только имеет возможность внедрить результаты, но и вынуждена это делать в силу неценовой конкуренции.
Так как монополизация экономики наносит ущерб потребителю и ухудшает условия функционирования экономики, то во всех странах существуют меры, направленные на борьбу с монополией. Но, прежде чем принять эти меры, необходимо определить, какие фирмы можно считать монополистами, какие рынки монополизированными.
В настоящее время существуют следующие подходы к определению монополизации экономики:
1) Уровень концентрации. В связи с этим подходом исследуется доля рынка, которая принадлежит 1,2,3 фирмам. Рынок считается монополизированным, если доля крупных фирм превышает определенный показатель. В Беларуси фирма считается монополистом, если она контролирует более 30% объема продаж на рынке. Источником для определения уровня концентрации являются статистические данные об объеме производства и продаж на рынке за год.
2) Индекс Герфиндаля-Хиршмана. Он показывает степень монополизации рынка. Данный показатель также основан на учете доли рынка, контролируемого фирмами, действующими на этом рынке. В этом случае необходимо определить долю рынка, которую контролирует каждая фирма
H = S12 + S22 + S32 + …+Sn2
Если на рынке одна фирма, то этот показатель равен 10000. Считается, что рынок монополизирован, если индекс больше 1850.
3) Индекс Лернера показывает степень монопольной власти отдельной фирмы. Существует несколько методик расчета данного показателя:
=
Чем больше индекс Лернера, тем выше монопольная власть фирмы, так как считается, что фирма может увеличить объем прибыли, прежде всего, за счет роста цены, а цену она может увеличить лишь в том случае, если занимает господствующее положение на рынке.
Во всех странах существует антимонопольное законодательство, которое направлено на ограничение негативных последствий монополизации рынка. Впервые законодательство было принято в 1883 году в штате Алабама, а первый национальный закон был принят в США в 1890 году (закон Шермана). Он запрещал любые формы монополизации рынка. В 1914 году был принят закон Клейтона, который дополнял предыдущий закон. Под запрет попали некоторые действия фирм, направленные на ограничение конкуренции.
В настоящее время антимонопольное законодательство представлено двумя направлениями:
1) Против фирмы как структурной единицы. Он означает контроль государственных органов над слияниями и поглощениями фирм, которые могут привести к монополизации рынка.
2) Против отдельных действий фирмы, которые нарушают условия справедливой конкуренции. Антимонопольное законодательство запрещает и признает недействительными вступление в объединения, заключение и осуществление в любой форме соглашений между конкурирующими хозяйствующими субъектами, если это имеет целью или результатом:
- раздел рынка по территориальному признаку, по объему продаж или закупок, по ассортименту или по кругу потребителей;
- исключение или ограничение доступа на рынок других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателей;
- необоснованное повышение, снижение цен на аукционах и торгах;
- использование операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, иностранной валютой для сохранения или усиления доминирующего положения на рынке.
Незаконными признаются действия по ограничению конкуренции в форме недобросовестной конкуренции, к которой относят:
а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить ущерб или убытки другому хозяйствующему субъекту;
б) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;
в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в ходе рекламной компании производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
г) самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;
д) получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Запрещается деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, если она может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо ущемление законных интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством:
- создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;
- преднамеренного сокращения производства, изъятия товаров из обращения с целью создания дефицита на рынке, необоснованного завышения цен;
- навязывание контрагенту условий договора продажи товара, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;
- установление цены или надбавок к цене для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;
За данные и другие нарушения предусматривается административная и уголовная ответственность.
Во всех странах соблюдение антимонопольного законодательства возлагается на органы суда. Подать иск могут государственные органы, конкуренты или обычные граждане.
Суд разбирает обстоятельства дела и выносит решение о степени ущерба. В настоящее время при рассмотрении дел используется принцип разумности, который предполагает, что взвешиваются отрицательные и положительные моменты монополии, и если суд приходит к выводу о том, что плюсов больше минусов, иск отвергается.
Во всех странах, кроме антимонопольного законодательства, используются другие средства борьбы с монополией:
1) поддержание конкурентной среды за счет создания благоприятных условий для создания новых фирм;
2) регулирование уровня цен на продукцию монополистов, которое осуществляется путем установления потолка цен или регулированием уровня прибыли в цене;
3) налоговое регулирование;
4) создание компенсирующих сил. Данное понятие ввел Д. Гэлбрейт, имея в ввиду ситуацию, когда монополия своими действиями создает на другом конце рынка столь же сильную монопсонию. В результате компенсирующего воздействия одинаковых по силе структур, рынок, на котором они ранее взаимодействовали, практически исчезает и все решения об объемах производства и потребления благ принимаются на основе договоренности компенсирующих структур.
В основе государственного регулирования деятельности монополий заложен принцип разумности, на который опирается суд, рассматривающий дело о монополизации рынка.
Тема 7. Рынок труда
Рынки ресурсов. Спрос на ресурсы: общий подход. Предельный продукт и предельная доходность ресурса. Предельные издержки ресурса. Кривая спроса фирмы на ресурс. Рыночный спрос на ресурсы. Эластичность спроса на ресурсы. Структура рынка ресурсов. Рынок туда. Функционирование конкурентного рынка труда. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии. Модели с учетом профсоюзов. Двусторонняя монополия. Заработная плата. Формы и системы заработной платы. Дифференциация заработной платы. Теория человеческого капитала. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.
При организации производства каждой фирме необходимо определиться какие факторы производства приобретать и в каком объёме. При решении данного вопроса фирма учитывает ограничения в виде технологии производства, спроса на факторы и цены факторов производства и исходит из того количества продукции, которое она продаёт на рынке. Чем больше она продает, тем больше ресурсов ей необходимо для производства данной продукции. Поэтому считается, что спрос на факторы производства является производным. Кроме спроса на конечную продукцию, фирма учитывает производительность факторов производства, отдавая предпочтение более производительным факторам производства.
Для описания поведения фирмы на рынке факторов производства вводится понятие предельного дохода фактора производства в денежной форме (MRP). Он зависит от цены продукции, которую производит фирма, и от объема продукции, которую производит дополнительная единица фактора производства (предельной производительности). С учётом этого можно расписать MRP как:
При увеличении объёма используемого фактора производства MRP будет убывать.
MRP показывает дополнительный доход, который получит фирма от использования в производстве дополнительной единицы фактора производства. Вполне естественно, что, решая вопрос о выплате вознаграждения факторам производства, фирма будет ориентироваться на получение дополнительного дохода. Следовательно, MRP можно рассматривать как максимальное вознаграждение, на которое рассчитывает фирма при покупке дополнительной единицы фактора производства. Таким образом, MRP можно рассматривать как функцию спроса фирмы на услуги факторов производства, так как она характеризует зависимость между ценой фактора производства и объёмом используемого фактора производства.
При решении вопроса о спросе на фактор производства, фирма учитывает неценовые факторы, которые приводят к сдвигу всей кривой и изменяют объём использующегося фактора независимо от цены данного фактора. К этим факторам относят:
1) изменение спроса на продукцию, произведённую фирмой (прямая зависимость)
2) изменение производительности факторов производства (прямая зависимость)
3) изменение цены на дополняющие факторы производства (обратная зависимость, так как предполагается, что бюджетное ограничение фирмы останется неизменным)
4) изменение цены на взаимозаменяемые факторы производства. В данном случае действует эффект замены вызывающий прямую зависимость, и эффект дохода, вызывающий обратную зависимость, так как снижение цены на фактор приводит к тому, что средств может быть больше направлено и на покупку не только данного, но и других факторов производства. Если эффект замены превышает эффект дохода, то существует прямая зависимость между изменением цены на данный фактор и другие факторы производства.
При принятии решения о спросе на фактор производства, фирма учитывает не только цену факторов производства, но и скорость её изменения. Данная зависимость отражается через понятие эластичность спроса на фактор производства. Эластичность показывает, как изменяется спрос на факторы производства при изменении цены на 1%.
Спрос бывает эластичным и неэластичным, что зависит от следующих свойств:
а) эластичности спроса по цене товара, в производстве которого используется данный фактор производства. Чем выше эластичность спроса по цене на товар, тем эластичнее спрос на факторы производства.
б) темпа падения предельного продукта фактора производства. Чем быстрее сокращается предельный продукт фактора производства, тем неэластичнее спрос.
в) возможности заменить данный фактор в производстве товаров другими факторами и эластичности предложения других ресурсов. Чем больше у данного фактора заменителей в процессе производства, тем эластичнее спрос на него.
г) доли расходов на данный фактор производства в общих расходах фирмы. Как правило, чем больше удельный вес расходов на данный фактор в общем объеме расходов фирмы, тем эластичнее спрос на него.
д) времени. Чем дольше рассматриваемый период времени, тем эластичнее спрос.
При определении оптимального объёма используемого фактора, фирма ориентируется не только на доход, который она может получить от использующихся факторов производства (MRP), но и на затраты, которые она понесёт при покупке факторов производства.
Для характеристики издержек и затрат в денежной форме используется понятие предельных издержек на фактор производства в денежной форме (MRC).Если рассмотреть рынок факторов производства как рынок совершенной конкуренции, то все собственники факторов производства, с точки зрения фирмы-покупателя, продают свои услуги по одной и той же цене. Она формируется в момент равновесия на рынке и любое количество фактора производства будет приобретаться по одной и той же цене, т.е. спрос фирмы на фактор будет абсолютно эластичным. Поэтому MRC на рынке совершенной конкуренции будет равен цене данного фактора производства.
При принятии решения о покупке факторов производства, фирма сопоставляет предельный доход в денежной форме (MRP), который она получит от использования фактора производства, и предельные издержки (МRC), которые она понесёт при найме факторов производства. Предельные издержки фирмы на рынке факторов производства являются ценой этих факторов при различных объемах продаж. Она выбирает такой объём фактора производства, при котором MRP соответствует цене фактора производства, так как в этом случае максимизируется объем прибыли. Такая ситуация называется равновесием фирмы. Равновесие на рынке совершенной конкуренции для фирмы устанавливается в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения (рис.7.1).
Если объём фактора меньше оптимального, то фирма недополучит прибыль от производства и продажи продукции, а если используется больше факторов производства, то объём прибыли сокращается за счёт убытков, которые несёт фирма в результате производства избыточной продукции.
Рис. 7.1. Равновесие на рынке факторов производства
Фирма в процессе производства использует одновременно несколько факторов производства, поэтому возникает вопрос об оптимальном сочетании объемов использования факторов производства. Для упрощения предположим, что фирма использует только труд и капитал.
Рассмотрим рынок совершенной конкуренции. Покупая каждый фактор производства, фирма достигает состояния равновесия, если предельный продукт фактора производства равен цене фактора. Отсюда мы можем сделать вывод, что фирма оказывается в состоянии равновесия, то есть приобретает оптимальное количество всех факторов производства, если отношение предельного продукта каждого фактора к цене соответствующего фактора равно единице.
Рынок несовершенной конкуренции. Если фирма может воздействовать на уровень цены факторов производства, то она является монопсонией.Это означает действие закона предложения на рынке, то есть для того, чтобы приобрести большее количество факторов производства, фирма должна предложить более высокую цену. При этом её предельные издержки в денежной форме возрастают более быстро, чем предлагаемая цена.
Фирма-монопсония оптимизирует объём используемых факторов производства в том случае, если MRP=MRC, а цену она назначает исходя из кривой предложения при оптимальном объёме.
Исходя из данного обстоятельства, можно определить оптимальный объём труда и капитала, который использует фирма-монопсония. В состоянии равновесия, на каждом рынке она окажется, если MRP=MRC. Поэтому монопсония оказывается в равновесии, если отношение предельного продукта в денежном выражении к предельным издержкам в денежном выражении равны между собой, то есть их отношение равно 1. В этом случае фирма получает максимальную прибыль и минимизирует издержки производства.
Под рынком труда понимаются отношения купли-продажи рабочей силы. Он характеризуется понятиями спрос на рабочую силу, предложение рабочей силы и заработная плата, как равновесная цена рабочей силы.
Рынок труда выполняет ряд функций:
· оценка полезности определенного вида труда, его общественной значимости;
· регулирование распределения рабочей силы между секторами экономики;
· стимулирование профессиональной и географической мобильности рабочей силы;
· воспроизводственная;
· информационная;
· контрольная.
Рынок труда функционирует на следующих принципах:
· личная и экономическая свобода человека. Нанимаясь на работу, человек сохраняет свою свободу, не становится собственностью работодателя;
· право владельца капитала самостоятельно решать вопрос о количестве и качестве используемого труда;
· свободное формирование по обоюдному согласию сторон заработной платы при соблюдении определенного минимума, установленного государством.
Спрос на труд является производным и зависит от спроса на продукцию фирмы, которая производится с помощью данного работника. Цена спроса труда зависит от предельной производительности труда. Кривая спроса показывает максимальную часовую ставку зарплаты, которую может заплатить фирма работнику при каждом данном объеме используемого труда.
Предложение труда осуществляет домохозяйство, которое решает проблему выбора между свободным временем и работой, которая позволяет получать доход, за счёт которого можно удовлетворять потребности. В силу этого зарплату можно рассмотреть как альтернативную стоимость свободного времени. Каждый субъект при решении вопроса устройства на работу находится в ограничении в виде количества часов в сутках и часовой заработной платы.
Рост зарплаты влияет двояко на выбор между отдыхом и трудом: первоначально повышается предложение труда индивида, а затем оно начнет сокращаться. Это связано с действием эффекта замены и эффекта дохода. На начальном этапе рост часовой зарплаты приводит к тому, что человек увеличивает время работы, отказывается от свободного времени. Он получает большую дневную зарплату и это позволяет в большей степени удовлетворять потребности в предметах и услугах. Однако с ростом заработной платы повышается ценность такого нормального блага, каким является свободное время для развития личности и начинает действовать эффект дохода, который заключается в том, что даже отработав меньшее количество часов субъект получает более высокую дневную зарплату, которая позволяет ему удовлетворять материальные потребности. И он после удовлетворения материальных потребностей задумывается об удовлетворении духовных потребностей, для чего необходимо свободное время. Как следствие, работа становится для него некачественным благом и он сокращает время работы.
Если брать рынок труда в целом, который описывает поведение всех субъектов, то на нем проявляется прямая зависимость между часовой зарплатой и объемом предложения труда. Это связано с тем, что при более высокой зарплате большее количество людей желает работать, наблюдается миграция людей из других стран.
Следует отметить, что ставка заработной платы не является единственным фактором, который определяет предложение труда, выбор места работы. Человек учитывает такие аспекты, как характер работы, регулярность и надежность занятия, уровень независимости работника и т.д.
Рынок труда совершенной конкуренции характеризуется такими свойствами как:
1) однородность рабочей силы (одинаковая квалификация);
2) высокая мобильность рабочей силы;
3) все субъекты, действуют на рынке изолированно, не вступая друг с другом ни в какие соглашения;
4) никто не может воздействовать на уровень зарплаты, которая формируется стихийно.
Данная форма организации рынка является идеальной. На рынке труда совершенной конкуренции предложение осуществляют индивиды и существует прямая зависимость от уровня зарплаты, а спрос на труд предъявляют фирмы, которые стремятся максимизировать свою прибыль. В результате взаимодействия спроса и предложения формируется равновесная зарплата, при которой все, кто желает найти работу, находят её, а фирмы полностью заполняют вакансии на своих предприятиях. Следовательно, формируется полная занятость, то есть отсутствует безработица.
На рынке труда совершенной конкуренции зарплата за труд равной квалификации при равных условиях труда одинакова во всех местах и при любой форме использования этого труда и равна предельной производительности работника или дополнительному доходу, который приносит данный работник фирме, т.е. каждый работник получает зарплату, которая соответствует его вкладу в производство. Предположение о том, что владельцы факторов производства получают доход сообразно их предельной производительности известно как теория предельной производительности распределения. В этом случае можно говорить о реализации принципа социальной справедливости в рыночном исполнении. Если реализуется данный принцип, то можно утверждать об отсутствии эксплуатации труда капиталом.
В реальной жизни рынок труда выступает как рынок несовершенной конкуренции. Это связано с тем, что, с одной стороны, фирмы, нанимая работников, могут диктовать свои условия относительно уровня зарплаты, то есть формируется рынок монопсонии, а с другой стороны, рабочие могут объединяться и выступать как единая организованная сила, требуя повышения зарплаты, т.е. формируется рынок монополии.
Рынок монопсонии характерен для сравнительно небольших населённых пунктов, где существует несколько крупных предприятий, на которых сосредотачивается основная часть рабочей силы данного города. Собственники труда являются относительно немобильным фактором производства в профессиональном и географическом аспектах. Данное предприятие, выступающее монопсонией на рынке, должно учитывать действие закона предложения, то есть предлагать более высокую зарплату, если желает нанять большее количество рабочих. При этом предельные издержки в денежной форме данной фирмы будут расти быстрее, чем предложенная зарплата.
Фирма окажется в состоянии равновесия, то есть наймёт оптимальное количество труда, при условии, что предельные издержки использования труда в денежной форме равны спросу на труд. Зарплату фирма устанавливает исходя из предложения труда при оптимальном объеме занятости. Назначение более высокой зарплаты означает создание избытка предложения труда, а более низкой – дефицита желающих работать. Таким образом, на рынке монопсонии работает меньшее количество людей, чем на рынке труда совершенной конкуренции. Поэтому мы можем говорить о существовании безработных. На рынке зарплата ниже, чем на рынке труда совершенной конкуренции. На этом основании можно утверждать, что фирма бесплатно присваивает часть труда наёмных рабочих, т.е. существует эксплуатация.
На рынке труда может быть установлена монополия со стороны продавца услуг труда. Это может быть владелец особо ценных услуг труда или профсоюз, т.е. организация, созданная для представления интересов труда при проведении переговоров по трудовым контрактам относительно зарплаты, условий труда и дополнительных льгот. Он выступает как коллективный агент, имеющий исключительное право ведения переговоров от имени своих членов.
При этом профсоюзы могут быть двух видов: объединение работников одной профессии или объединение работников определённой отрасли.
Профсоюзы в качестве своих целей ставят:
а) повышение уровня зарплаты;
б) повышение фонда зарплаты;
в) повышение занятости (сохранение или создание большего количества рабочих мест).
Данные цели могут достигаться тремя способами:
- ведение переговоров, оказывая давление на нанимателей угрозой забастовки;
- ограничение предложения труда;
- стимулирование спроса на продукцию, созданную членами профсоюза.
Так как профсоюзы являются монополистами, то они должны учитывать действие закона спроса. В силу этого они должны соглашаться на более низкую зарплату, если хотят увеличить количество нанятых рабочих. При этом MRPL будет сокращаться быстрее, чем зарплата. Поэтому если профсоюзы желают установить максимально высокую зарплату, то они должны ориентироваться на такое количество нанимаемых работников чтобы предельный продукт труда в денежной форме был равен объему предложения труда. В этом случае они могут при ведении переговоров по заключению коллективного договора требовать (вплоть до угрозы забастовки) установить зарплату, соответствующую спросу на труд при данном объёме нанимаемой рабочей силы.
Такие действия профсоюзов приводят к тому, что зарплата устанавливается выше, чем на рынке труда совершенной конкуренции, но работает меньшее количество людей, то есть возникает безработица. Рабочие получают зарплату выше, чем их вклад в производство. В этом случае можно говорить об эксплуатации капитала трудом, так как собственники капитала должны отдавать часть своего дохода.
Если профсоюзы стремятся максимизировать фонд зарплаты, то они должны добиваться такой зарплаты чтобы MRP=0. Одновременно это приводит и к росту количества работников, но не может решить проблемы безработицы.
Если профсоюзы объединяют работников одной профессии (шахтеры и т.д.), то добиться максимального уровня зарплаты они могут за счёт ограничения предложения труда. В этом случае кривая предложения труда носит вертикальный характер. Это связано с тем, что профсоюзы добиваются от правительства законодательства, в соответствии с которым нанимать на работу можно только людей, обладающих определённой профессией и квалификацией, что подтверждает соответствующие документы и сдача квалификационного экзамена. В силу этого предложение труда ограничивается по сравнению со спросом и это даёт возможность требовать более высокой зарплаты. Последствием таких действий является неполное удовлетворение потребностей общества в соответствующих услугах. На рынке труда образуется дефицит специалистов, зарплата которых, как правило, выше, чем на рынке совершенной конкуренции. Чаще всего такая ситуация возникает если работник является владельцем особо ценных услуг труда, то есть высококвалифицированным работником. Он может требовать за свой труд высокой оплаты (например, талантливые спортсмены, юристы).
Наилучшим способом достижения цели профсоюзов является стимулирование спроса на продукцию, созданную членами профсоюзов, так как в этом случае кривая спроса смещается вверх и вправо. Следовательно, формируется новое равновесие, которое характеризуется более высокой зарплатой и большим количеством используемого труда. Однако, возможности профсоюзов использовать данный способ ограничены, так как спрос на труд может возрасти, если растет спрос на конечную продукцию, растет производительность труда и т.д. Профсоюзы могут увеличить спрос на продукцию, если добьются принятия закона об ограничении импорта продукции, конкурирующей с продукцией, созданной членами профсоюзов.
На рынке труда часто возникает ситуация двухсторонней монополии, то есть ситуация, когда и наниматель и наёмные рабочий имеют возможность оказать давление на уровень зарплаты. Она будет зависеть от силы каждой стороны и готовности идти на компромиссы.
Во многих странах профсоюзы рассматриваются как организации, монополизирующие рынок и, соответственно, ухудшающие условия развития национальной экономики. Поэтому к ним формируется отрицательное отношение со стороны бизнеса и государства, которое вводит некоторые ограничения на деятельность профсоюзов. Например, в некоторых странах государственные служащие не имеют права на забастовки.
Зарплата является основной формой дохода в любом обществе. Рассматривая зарплату, обычно выделяют номинальную и реальную зарплату. Номинальная – это сумма денежных средств, получаемых работником за результаты своего труда. Она характеризует уровень оплаты труда. Реальная - совокупность материальных благ и услуг, которые работники могут приобрести на получаемую ими сумму заработной платы при данном уровне цен на товары и услуги. Ее размер отражает фактическую покупательскую способность. Она зависит от размера номинальной заработной платы, уровня цен на товары и услуги, налоговых ставок.
Существует две основные формы зарплаты: повременная и сдельная. Общей тенденцией является постепенное слияние форм зарплаты, так как в повременную зарплату включаются элементы сдельной и наоборот, наблюдается переход к многофакторным системам зарплаты.
В условиях рыночной экономики все факторы, воздействующие на величину заработной платы можно разделить на рыночные и нерыночные, в результате чего складывается определенней уровень оплаты труда.
К рыночным факторам относятся:
1. Складывающиеся спрос и предложение на рынке труда.
2. Полезность ресурса для предпринимателя (соотношение величины предельного дохода от использования фактора труда и предельных издержек на этот фактор.
3. Эластичность спроса на труд по.
4. Взаимозаменяемость.
5. Изменение цен на потребительские товары и.
Нерыночные факторы:
1. Меры государственного регулирования заработной.
2. Соотношение сил между профсоюзом и.
3. Конечные результаты деятельности предприятия и личный трудовой вклад.
Рынок труда характеризуется дифференциацией зарплаты в силу следующих причин:
1) устранение различий, то есть с помощью различных доплат за работу в ночное время, в неблагоприятных условиях и т.д. привлекаются работники на менее престижные работы, компенсируя различия в условиях труда.
2) сегментация рынка труда в зависимости от уровня образования, квалификации, человеческого капитала.
3) несовершенство рынка труда, которое проявляется в действиях профсоюза, нанимателей, государства, низкой мобильности рабочей силы, асимметрии информации.
4) дискриминация на рынке труда, то есть установление различных зарплат в зависимости от пола, расовой принадлежности, национальности, религии и т.д. Она снижает уровень жизни не только данной группы населения, но и эффективность функционирования экономики в целом, так как
- порождает нерациональное распределение рабочей силы между отраслями;
- приводит к различным издержкам производства одинаковой продукции, в силу этого порождается нерациональная структура производства и потребления;
- не достигается наивысшая производительность труда из-за дискриминации в человеческом капитале.
Регулирование зарплаты является сферой деятельности государства. Система регулирования заработной платы в стране включает законодательное определение минимального уровня зарплаты, налоговое регулирование расходов предприятий на оплату труда, налоговое регулирование индивидуальных доходов через подоходный налог, договорное регулирование условий оплаты труда (тарифные соглашения, коллективные договора); регулирование соотношений в оплате труда различных профессий на основе единой тарифной сетки.
Во всех странах оно устанавливает минимальную зарплату, ниже которой предприниматели не имеют права выплачивать работникам. В экономической теории по разному относятся к этому вопросу. Ряд экономистов считает, что государственное регулирование порождает неэффективность, так как увеличивает издержки производства, делая неконкурентоспособной продукцию на мировых рынках, увеличивает безработицу, особенно среди неквалифицированных работников, создаёт условия для теневой экономики (зарплата в конвертах). Другие экономисты считают, что за счёт регулирования минимальной зарплаты обеспечиваются определённые социальные стандарты; повышается уровень жизни населения; безработица не растёт, так как фирма увеличивает производство с сохранением прежнего количества рабочих мест за счёт внедрения новой техники.
Государство на рынке труда регулирует не только уровень заработной платы. В рамках политики занятости государство воздействует на предложение и спрос рабочей силы, с тем, чтобы создать новые рабочие места или сохранить уровень занятости на предприятиях. Государство субсидирует географическую мобильность рабочей силы (компенсация расходов на переезд, субсидии на обустройство на новом месте, суточные пособия); финансирует переподготовку рабочей силы с учетом индивидуальных потребностей, организацию работ для инвалидов (общественные работы или льготы для предпринимателей, создающих рабочие места для инвалидов). Оно активно воздействует на условия использования труда. В частности, государство вводит ограничительные меры, касающиеся применения некоторых категорий рабочей силы в связи с характером работы или качеством лиц (подростки, беременные и т.д.). В любой стране государство устанавливает максимальную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность отпуска. Строгие правила существуют относительно условий труда и безопасности на рабочем месте. Важное значение придается контролю со стороны государства за заключением и реализацией коллективных договоров.