Территориальный аспект прогнозирования
Концепции и прогнозы воплощают в себе общий замысел, взгляд в будущее и основные направления развития страны и её регионов. В концепции закладывается основная идея социально-экономической эволюции территории. Идея неразрывно связана с идеалом как высшей целью развития страны и отдельных территорий, ориентиром региональной стратегии и политики. Научно обоснованные концепции могут стать своеобразно идеологией жизнедеятельности людей. Они отражают цели, общие параметры, структурные пропорции, возможные направления для скорейшего достижения долгосрочных целей. Концептуальные идеи реально воплощаются в жизнь при условии отражения в них чаяний и надежд населения. Они являются основой для разработки стратегических планов, целевых комплексных и функционально-структурированных программ.
Разработка концептуальных основ территориального развития обычно осуществляется исполнительными органами управления с привлечением учёных разных научных направлений (политологов, экономистов, юристов, экологов, географов и др.). Географическое обоснование концепций опирается на представление территории как геосистемы, включающей природу, население и хозяйство. Страна и регионы рассматриваются как целостные социально ориентированные территориальные общественные системы. Географический подход к разработке концепции опирается на следующие методологические принципы:
1. Представление о территории как совокупности естественно-исторического, социально-экономического и духовно-культурного образований.
2. Признание суверенитета регионов и рассмотрение их как сложно организованных ТОС, функционирующих при межрайонном обмене и внутрирегиональном распределении производимых товаров и услуг.
3. Возвышенная роль человека как главного производителя, потребителя и менеджера, организация всей жизнедеятельности с учётом экологического и нравственного императивов.
4. Ведущей целью регионального развития признать социально-экологическую, обеспечивающую всестороннее развитие личности и сбалансированность все сфер человеческого бытия.
5. Признание относит. самост-ти социальных, духовных, нац., эк. и иных интересов региона.
6. Координация деят-ти экономически независимых субъектов производства на определенной территории, общность совок-ти условий и факторов их функцион-я означает в итоге саморегулирование региона.
7. Уяснение того, что исследование конкретных причинно-следственных связей, выявление имманентно присущих региону закономерностей саморазвития, внутренней логики к ритмов его эволюции не менее важно, чем признание общих законов общественного развития.
8. В регионе любого таксономического ранга следует создать такую систему элективного хозяйств-я, которая обеспечила бы совершенст-е материальных, соц. и экологич. условий жизнедеятельности населения.
9. В условиях рыночной системы хозяйствования, когда функционирование региона в пространстве и времени характеризуется все большей открытостью, более высоким становится уровень стохастичности, неопределенности развития.
Террит. аспект закл. в том, что страна представлена в виде набора территорий, в кот. существует предст-е об экологич. обстановке, занятости, существует потребность в перевозках, миграция и т.д.
Отраслевой аспект ПиП.
Отраслевой фактор планирования не потерял своей значимости и в современных условиях хозяйствования.
В частности, современное состояние экономики зарубежных стран характеризуется растущим вмешательством государства во многие секторы экономики. Эк. деят-ть гос-ва в ряде случаев проявляется в форме прямого воздействия на развитие отдельных отраслей национальной экономики и, особенно, промышленности.
Усиление интереса развитых стран к планированию и программированию было обусловлено мировым экономическим кризисом. Актуальность приобрело создание механизма, который бы встраивался в систему, но, сохраняя рынок, не менял бы ее сути.
Для формирования и реализации политики государственного регулирования экономики и социальной сферы общества, в том числе посредством индикативного стратегического планирования, в экономически развитых странах мира созданы специальные органы на уровне высшей государственной власти.
Так, например, в США это специальные экономические службы и организации при президенте и конгрессе, экономический и социальный советы конгресса; во Франции - Комиссариат по планированию; в Японии - плановое управление Правительства.
Понятие «отраслевое планирование», «секторальное программирование» представляет собой категорию, с помощью которой экономисты развитых стран пытаются очертить специфическую область экономической деятельности, в рамках которой государство осуществляет комплекс взаимосвязанных мероприятий. Такими особыми областями являются инвестиционная деятельность, развитие экспортного производства и услуг, а также подготовка кадров в соответствии с требованиями современной научно-технической революции.
Если макроэк. программирование оценивает общие контуры развития и дает базу для выбора области приложения государственного инструментария, воздействия на ход развития, а также выбор самого инструментария, то отмеченные выше сферы - инвестиционная деятельность, экспортное производство и подготовка кадров - представляют собой в некотором смысле традиционное прогностическое поле деятельности государства.
Здесь необходимо подчеркнуть тот факт, что отраслевое планирование экономической деятельности характеризуются значительным вовлечением государственных (бюджетных) средств.
Отраслевое планир-е должно определять степень маркетизации отраслей и тенденции изменений системы, воплощать технико-эк. особ-ти отраслей, соблюдать пр-пы межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции, бороться с монополизмом и анализировать основные тенденции развития внутреннего и мирового рынков.
Прибегая к экономическому программированию в целях воздействия на процесс развития, государство реализует свои устремления через инвестиционную политику и прямое финансирование ряда отраслей народного хозяйства. Это возникает из необходимости способствовать созданию общих условий функционирования частного капитала.
Межотраслевой аспект ПиП.
Т.к. отраслевой и региональный срезы российской эк-ки есть лишь различные срезы одного и того же нац. хоз-ва, то интенсивность структур. изм-ий на отраслевом ур-не в рамках всей эк-ки тождественна совок-ти отраслевых изменений региональных эк-к. Это означает, что в той мере, в какой невозможно анализировать и прогнозировать разв-е российской эк-ки без учета структур. сдвигов, в той же мере невозможно осуществлять анализ и прогноз регионал. разв-я без учета структурных, в частности, отраслевых связей и взаимод-ий.
Следует заметить, что на региональном уровне анализ характера межотраслевых связей существенно усложняется, поскольку они отражают как межотраслевые связи всей российской экономики, так и межотраслевые связи внутри экономики региона. При этом, межотраслевые связи верхнего (народнохозяйственного) уровня, фиксируемые в межотраслевых потоках и соответствующих коэффициентах затрат, зачастую реализуются через потоки вывоза-ввоза. Действительно, в тех случаях, когда экономика региона не обладает полным набором отраслей, определенная часть затрат, функционирующих на территории региона отраслей, осуществляется за счет ввоза соответствующих ресурсов и комплектующих. В случае же продукции отраслей региональной специализации, большая ее часть, как правило, вывозится за пределы региона и служит, в том числе, для целей промежуточного и конечного потребления как в других регионах страны.
Применение межотрасл. подхода к анализу регионал. разв-я означает не только исследование отраслевой структуры регионал. произ-ва или межотрасл. взаимод-ий внутри региона, но и анализ воздействия отраслевой структуры российской экономики на динамику и структуру регионального производства. Как было показано в предыдущем параграфе, даже простая проекция отраслевых сдвигов в российской экономике на структуру отраслевого производства в регионах, позволяет объяснить большую часть динамики промышленного производства по крупным экономическим районам России. Обогащение этой схемы внутрирегионал. межотраслевыми взаимодействиями может обеспечить достаточно высокую степень качества описания структурных сдвигов в регионах и содержательное объяснение особенностей региональной динамики.
Межотрасл. подход позволяет сбалансировать различные аспекты процесса воспроизводства, а именно, собственно процесс производства, процесс образования доходов и процесс их перераспределения и использования. При этом речь идет не только о балансировании и согласовании отчетной статистики, но, также, возможности согласованных, сбалансированных и потому непротиворечивых прогнозных построениях. Речь идет, фактически о том, что на каждом шаге прогноза, по каждому из видов продукции необходимо соблюдать равенство ресурсов и использования. Необходимо также иметь в виду, что любой прогноз содержит как реальные, так и номинальные характеристики развития, которые опосредуются ценовой динамикой. Цены на продукцию различных отраслей имеют различающуюся динамику, и только их совокупное влияние, наряду с физической динамикой производства множества товаров и услуг, определяют итоговый результат функционирования региональной экономики в терминах валового регионального продукта.
Валовой регионал. продукт как интегральная хар-ка дохода региона тем в большей степени становится объясняющей переменной, чем большим кол-вом компонентов – отраслевых и институциональных – он представлен.
Межотраслевой подход позволяет реализовать системный согласованный взгляд на региональное развитие. При этом построение межотраслевых моделей позволяет увязать прогноз развития региона с прогнозом развития Российской Федерации по множеству реальных точек взаимодействия. В действительности, как мы понимаем, взаимодействует не ВВП РФ и ВРП региона, а реальные материальные и финансовые потоки между отраслями и между субъектами рынка. Только при таком подходе, как нам представляется, и анализ и прогноз регионального развития становятся предметными и операциональными, то есть позволяющими делать выводы для экономической политики.