Прогнозирование изменения внешней среды предприятия для определения стратегии его развития
Прогнозирование деятельности промышленного предприятия является исходной стадией управленческого цикла, ибо обеспечивает процесс принятия решений научно обоснованной информацией как о возможных состояниях управленческого объекта, так и о способах достижения желаемых целей. В условиях обостряющейся конкуренции значимость данного вопроса для любого предприятия очевидна.
Возрастающая роль инновационных процессов вкупе с уровнем зависимости промышленных предприятий от динамики изменения внешней среды резко повышает роль прогнозирования и делает его одной из важнейших функций управления. Игнорирование или принижение значимости прогнозирования исключает возможность разработки качественных планов инновационно-стратегического развития предприятий, что в условиях нарастающих тенденций глобализации экономических процессов и развития общемирового рынка делает весьма проблематичным их эффективное функционирование в дальней перспективе[2,с.16].
Прогнозирование позволяет выявить все положительные и отрицательные факторы, которые могут иметь место в процессе управления предприятием. На основании полученных при прогнозировании различных вариантов решений поставленной задачи руководство принимает конкретное решение. Прогнозирование выполняет и важнейшую информационную функцию, поскольку отражает основные экономические, социальные и научно-технические тенденции, оказывающие влияние на потребность в тех или иных товарах. Можно выбрать метод прогнозирования и период прогноза, обосновать экономическую целесообразность разработки новой или повышения качества и эффективности уже выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов [3,с.47].
Прогнозирование обеспечивает управленческий процесс высококачественной, максимально достоверной и полной информацией об уровне сложности проблемы и тенденциях и направлениях ее решения. В этом его главная сущность и ценность.
Прогнозирование дает возможность определить возможные пути и средства достижения желаемых состояний системы на базе принципов непрерывного прогнозирования и тесной его взаимосвязи со всеми функциями управления. Надежный прогноз позволяет делать правильный управленческий выбор, выявляет неопределенности в системе, обосновывает факторы, при которых достигаются поставленные цели.
Ориентируясь на это, в развитых странах, оценивая значимость прогнозирования, особенно когда речь идет о стратегическом управлении, считают, что отказ от прогнозирования равносилен отказу от борьбы за выживание [3,с.47]. Наличие прогнозной информации о возможном состоянии рынка дает возможность своевременно подготовиться к грядущим изменениям, избежать разрушительных кризисных катаклизмов в экономике.
Подчеркивая принципиальную важность функции прогнозирования, следует заметить, что на каждом уровне управления она должна исполняться на верхних ступенях его иерархической лестницы. Это связано с тем, что для исполнения функции прогнозирования необходимо видеть объект управления как целостную систему со всеми ее внутренними и особенно внешними связями. Последнее важно подчеркнуть, потому что в настоящее время постоянно растет динамичность внешней среды, а она оказывает все большее влияние на объект управления.
Игнорирование прогнозирования объективно ведет к более низкому качеству всех других функций управления. Это обусловлено тем, что нельзя признать качественным исполнение любой функции управления без знания того, как отразится это в перспективе на управляемом объекте в целом, а прогнозирование и есть предвидение будущего на научной основе. Для руководителя любого уровня очень важно оценивать свои решения по управлению предприятием не только с точки зрения того, как они повлияют на поведение управляемого объекта в текущем периоде, но и не будут ли они противоречить его перспективному развитию. Неправильная ориентация в этом вопросе снижает технико-экономические показатели функционирования предприятия и, следовательно, конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Прогнозирование, то есть определение вероятностного состояния объекта в будущем, чрезвычайно затрудняется двумя обстоятельствами:
В этих условиях предлагается проводить анализ факторов внешней среды предприятия, который позволит руководству организации определить, какие изменения во внешнем окружении воздействуют на текущую стратегию предприятия[9,с.96].
Оцениваемыми факторами внешней среды являются международные, социальные, конкурентные, технологические, рыночные, экономические показатели. Анализ внешней среды, осуществленный посредством использования рассмотренных групп факторов, поможет определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общих целей предприятия.
Вывод: Внешняя среда, в которой функционирует любое промышленное предприятие, является крайне нестабильной и характеризуется высокой степенью неопределенности. В этой обстановке только высококачественный прогноз может дать информацию и определить вероятностное состояние объекта в будущем.
Таким образом, использование прогнозирования в современных системах управления предприятием способствует повышению его конкурентоспособности, увеличивает шансы на выживание и преуспевание, усиливает адаптивность предприятия к изменениям внешней среды, способствует целенаправленному поиску инноваций и перспективных инвестиционных проектов, позволяет учитывать фактор времени во всех расчетах и моделях.
2 Анализ и прогнозирование факторов внешней среды при выборе стратегии развития ООО трикотажная фабрика «Ника»
2.1 Организационно-правовая характеристика ООО Трикотажная фабрика «Ника»
Общество с ограниченной ответственностью Трикотажная фабрика «Ника» (ООО Трикотажная фабрика «Ника» расположено в г. Орске Оренбургской области, по адресу, ул. Трудовая, 19а, является предприятием с частной формой собственности. Общество зарегистрировано в качестве юридического лица на основании устава Общества.
Общество является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Основной целью деятельности Общества является получение прибыли.
ООО Трикотажная фабрика «Ника» в Оренбургской области является крупнейшим предприятием легкой промышленности России. В настоящее время ООО Трикотажная фабрика «Ника» специализируется на выпуске трех основных видов продукции: пряжа полушерстяная, пряжа объемная полиакрилонитрильная (ПАН) и верхние трикотажные изделия.
В состав объединения входят две фабрики с законченным технологическим циклом:
Ø камвольная фабрика;
Ø фабрика верхнего трикотажа.
В настоящее время камвольная фабрика , специализируется на выпуске различных смесовых составов и линейных плотностей для полушерстяной и штапельной пряжи.
На фабрике верхнего трикотажа выпускаются верхние трикотажные изделий по половозрастных признакам, согласно ассортиментных групп для мужчин, женщин и детей.
Все входящие в состав объединения структурные подразделения, не являются самостоятельными юридическими лицами и действуют на основании Положений, утвержденных генеральным директором.
Производство всех видов продукции, а это пряжа шерстяная, пряжа объемная, пряжа штапельная и верхние трикотажные изделия, сертифицировано в соответствии с требованиями международных стандартов менеджмента качества ИСО 9001.
Ключевые цели предприятия включает следующие направления деятельности ООО Трикотажная фабрика «Ника».
1. Выход предприятия из кризиса и восстановление его платежеспособности.
2. Совершенствование структуры управления, организации труда и производства.
3. Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет: обновления и расширения ассортимента, использования сырья с улучшенными потребительскими свойствами, разработки и выпуск изделий коллекциями, - внедрение и развитие новых брэндов.
4. Снижения уровня издержек производства продукции для обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции по ценовому фактору.
5. Удержание и расширение традиционных и выход на новые рынки сбыта.
6. Техническое переоснащение производственных мощностей ООО Трикотажная фабрика «Ника» за счет приобретения плоско-вязального, отделочного, приготовительного, прядильного оборудования.
Цели предприятия можно представить в виде дерева целей(рисунок 2.1):
3-й уровень |
Получение прибыли |
Маркетинг |
Производство |
Персонал |
1-й уровень |
2-й уровень |
Рисунок 2.1- Дерево целей
Основная цель деятельности ООО Трикотажная фабрика «Ника» зафиксированна в уставе предприятия: получение прибыли, обеспечивающей удовлетворение материальных и социальных потребностей акционеров и трудового коллектива за счет осуществление трудовой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в автоматизации.
Основные сегменты рынка сбыта продукции ООО Трикотажная фабрика «Ника» определены для каждого вида выпускаемой продукции и соответственно структура поставок имеет свои характеристики.
Камвольная пряжа: Основные потребители пряжи камвольной на рынке РФ: Дом пряжи «Полесье-Урал» г. Екатеринбург, «АтланТекс» г.Москва, ТД «Полесье-Сибирь» г.Новосибирск, «Сатурн» г. Черкесск, «Петроэнерго» г.С-Петербург.
На рынке Украины данный вид продукции представлен дилером ОАО «София» г. Бровары.
Основным конкурентом по Республике Беларусь является ОАО «Полесье» и ОАО «Слонимская КПФ.
На российском рынке основным конкурентом из производителей является ООО «Троицкая камвольная фабрика». Предприятие предлагает пряжу для машинного и ручного вязания, полушерстяную и чистошерстяную, с различным вложением акрила, ангоры, альпака, мохера, а также пряжу из вискозы, хлопка. Кроме того, высокую конкуренцию составляет пряжа производства Литвы, Турции, Украины.
Основные преимущества ООО Трикотажная фабрика «Ника» по пряже:
Ø наличие технологии собственного крашения, в том числе крашение пряжи в бобинах, что позволяет получить разнообразную колористическую гамму (свыше 100 различных расцветок ежегодно);
Ø широкий диапазон по линейной плотности (21-60 текс).
Преимущества конкурентов:
Ø рыночные цены на аналогичный ассортимент пряж находятся на уровне цен ООО Трикотажная фабрика «Ника», а у некоторых и на более низком уровне;
Ø большинство российских предприятий применяют гибкую ценовую политику с учетом сезонности, формы оплаты, объемов поставки;
Ø предлагаемая товарному рынку пряжа российских производителей и продавцов имеет широкий ассортимент классической и фасонной крутки разнообразного смесового состава (вискоза, полиэфир, хлопок, лен, ангора, альпака, мохер, кашемир), а также с модными фантазийными эффектами (узелковые, «гусеница», «лента» и др.).
Ø выпускаются пряжи высоких тексов, а также пряжа в два и более сложений для ручного и машинного вязания с использованием отечественного и импортного сырья.
Высокообъемная ПАН пряжа пользуется повышенным спросом по сравнению с полушерстяной, как на внутреннем рынке, так и на внешнем. Повышенный спрос на ПАН пряжу обусловлен ценовым показателем и её техническими характеристиками. Она почти на 30% дешевле, чем полушерстяная пряжа.
Основной объем поставок пряжи ПАН осуществлялся в Юго-Западные и Центральный федеральные округа.
На сегодняшний день из-за ценового фактора присутствие пряжи ООО Трикотажная фабрика «Ника» на рынке Украины ограничено. В перспективе объем продаж возможно увеличить до 600 тонн в год.
Особое внимание уделяется поиску новых рынков сбыта в странах Средней Азии:
Киргизия – емкость рынка по предварительным оценкам может достигать до 50тн. пряжи ПАН 100% и п/ш в год;
Казахстан – основные потребителями являются небольшие предприятия. Объем реализации может составить в 2014г. до 50-70тн.;
Молдова – основной спрос на пряжу ВО ПАН. Заинтересованы в широкой цветовой гамме. Объем продаж может достигнуть до 30-40тн.
В дальнейшем необходимо поддерживать и развивать существующие дилерские связи, что позволит максимально охватить потребителей пряжи.
Основными конкурентами среди производителей ПАН пряжи являются:
Ø в Республике Беларусь трикотажная фабрика «Ареола» г.Минск, которая выпускает небольшими объемами данный вид пряжи, цена выше чем у ОАО «Полесье» на 3%, ОАО «Слонимская КПФ»;
Ø в Российской Федерации ЗАО «Суворовская нить» г.Суворов. Кроме того на российском рынке продают пряжу оптовые торгующие фирмы, такие как «Текстиль Юнион» г.Москва, ООО «РусБелТекс» г.Москва, «Ileri» п.Октябрьский Московской области. Данные фирмы поставляют пряжу нескольких производителей, в т.ч. из Италии, Турции, быстро реагируют на ценовые изменения рынка и покупательский спрос.
Трикотажные изделияпроизводства ООО «Трикотажная фабрика «Ника» поставляются на российский рынок, рынки стран СНГ и Дальнего Зарубежья. Российский рынок является основным рынком сбыта трикотажных изделий и составляет около 80 %, из них около 20% - скрытый экспорт, реализуемый через фирменные магазины (в основном через работников объединения, получающих продукцию на реализацию).
Каждое из трикотажных предприятий имеет свою специфику в выпускаемом ассортименте (по оборудованию, по используемому сырью и вспомогательным материалам, по группам ассортимента, по особенностям моделирования).
Рынок России является одним из наиболее перспективных. В общем объеме поставок трикотажных изделий за 2012г. его доля составила 87% в общей поставке.
Основными звеньями товаропроводящей сети на рынке РФ являются 17 дилеров, индивидуальные предприниматели и торгующие организации РФ (более 150 покупателей).
ООО Трикотажная фабрика «Ника» поставляет на экспорт все виды выпускаемой продукции.
Удельный вес поставок продукции ООО Трикотажная фабрика «Ника» на экспорт в общем объеме реализации составляет 48,6%.
Структура экспортных поставок по видам продукции за 1 полугодие 2013г. представлена на диаграмме(рисунок 2.2).
Рисунок 2.2-Структура экспорта в 1 полугодии 2013г ООО «Ника»
Структура поставок на экспорт в номенклатуре существенно не изменилась за последние годы, доминирующее значение в поставках на экспорт занимает ПАН пряжа.
Поставка продукции на рынок Российской Федерации составляет 97,3%. Причем по всем видам продукции поставка на данный рынок является доминирующей среди экспортных поставок. В перспективе планируется расширить рынки сбыта за счет поиска новых покупателей и увеличения объемов поставок в страны Средней Азии, Балтии, Украины, Дальнего зарубежья.
Для активизации сбытовой политики ООО Трикотажная фабрика «Ника» будет акцентироваться на расширении товаропроводящей сети, использовании местной сбытовой и дилерской сети, участии в выставочно-ярмарочных мероприятиях, информационном и рекламном обеспечении деятельности, разработке новых торговых марок.
2.2 Анализ факторов внешней среды ОАО Трикотажная фабрика «Ника»
Произведем анализ факторного воздействия внешнего окружения на ООО Трикотажная фабрика «Ника».
Анализ факторов внешнего и внутреннего окружения представляет собой процесс, посредством которого контролируются внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для неё.
Факторы внешнего окружения:
1. Экономические факторы (рис.2.2):
Рис.2.2-Экономические факторы ООО Трикотажная фабрика «Ника»
2. Политические факторы:
1) Вся деятельность ООО Трикотажная фабрика «Ника» зависит от нормативно-правовых документов местных органов, властей региона и правительства. Например, бухгалтерский учёт и отчетность ООО Трикотажная фабрика «Ника» ведётся в соответствии с законодательством РФ.
2) При этом со стороны органов власти предприятию оказывается помощь, а именно: предоставление государственных ссуд с низким процентом кредитования (10% годовых). Также иногда проводятся государственные конкурсы, которые могут обеспечить предприятию гарантированный заказ на определенный срок.
Рыночные и технологические факторы отразим на рисунке 2.3.
Рис.2.3-Рыночные и технологические факторы ООО Трикотажная фабрика «Ника»
Кроме анализа внешней среды руководству необходимо определить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявить внутренние слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями.
Чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внутренней среде организации. При этом внутренняя среда изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей при их достижении.
Внутренняя среда ООО Трикотажная фабрика «Ника» характеризуется некоторыми срезами:
Кадровый срез: для улучшения процесса работы по мере возможности руководство фирмы старается повышать квалификацию сотрудников посредством различных курсов, семинаров и т.д.
Организационный срез: каждый сотрудник организации имеет должностную инструкцию, ознакомлен с правилами внутреннего трудового распорядка, характеристикой своего рабочего места. Производственный персонал ознакомлен с инструкцией по технике безопасности.
Производственный срез: ООО Трикотажная фабрика «Ника» занимается производством и сбытом следующей продукции: пряжа шерстяная, штапельная; пряжа высокообъемная полиакрилонитрильная; верхние трикотажные изделия.
Товарный срез: торгово-посредническая служба занимается составление перспективных, годовых, квартальных планов производства по основным ассортиментным группам. Занимается формирование заявки в ассортименте для включения в текущий план производства по – модельно, с учетом производства на последующие месяцы. Обеспечивает своевременную обработку данных и предоставляет отчетную и аналитическую информацию в ассортименте по запросам.
ООО Трикотажная фабрика «Ника» с целью продвижения продукции на рынках, увеличения объемов продаж, поддержания имиджа предприятия и торговой марки проводит различные маркетинговые и рекламные мероприятия, регулярно участвует в выставках-ярмарках, организует совместные конъюнктурные совещания и РХТС с торговыми предприятиями.
На предприятии планируется создать собственный сайт, через который потребители могут узнать всю необходимую информацию о деятельности и новых разработках ООО Трикотажная фабрика «Ника».
На дальнейших этапах маркетинговой деятельности предприятия будет глубже и охвачен и более детально изучен такой аспект, как маркетинговое позиционирование товара на рынке. Финансовый срез: основная часть денежных средств направляется предприятием на покупку сырья для собственного производства.
Сильные и слабые стороны деятельности ООО Трикотажная фабрика «Ника» отразим в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Сильные и слабые стороны ООО Трикотажная фабрика «Ника»
Сильные стороны: - престижность торговой марки; - соответствие международным стандартам; -широта ассортимента товаров; -уровень цен; -технологические преимущества; | Возможности фирмы: - открытие представительств в СНГ; - развитие отрасли в РФ; - общеэкономическое развитие отрасли в России; -темпы роста рынка стран Дальнего Зарубежья. |
Слабые стороны: - уровень управления; - качество управления финансовыми потоками; - сроки разработки технологической документации. | Внешние угрозы: - ужесточение конкуренции; - государственное регулирование отрасли; - падение цен на товары отрасли на мировых рынках; -наличие у конкурентов более выгодных форм бизнеса. |
После того, как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, необходимо установить связи между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид (таблица 2.2):
Таблица 2.2
Матрица SWOT- анализа ООО Трикотажная фабрика «Ника»
Возможности: 1 открытие представительств в СНГ; 2. развитие отрасли в РФ; 3. общеэкономическое развитие отрасли в России. 4.темпы роста рынка стран Дальнего Зарубежья. | Угрозы: 1. ужесточение конкуренции; 2. государственное регулирование отрасли; 3. падение цен на товары отрасли на мировых рынках; 4.наличие у конкурентов более выгодных форм ведения бизнеса. | |
Сильные стороны: 1. престижность торговой марки; 2. соответствие международным стандартам; 3. широта ассортимента товаров; 4. уровень цен; 5. технологические преимущества; 6. обслуживание потребителей. | 2-1 4-2 5-3 2-4 | 3-1 4-3 2-4 4-2 |
Слабые стороны: 1. уровень управления; 2. качество управления финансовыми потоками; 3. процедура оформления договоров; 5. сроки разработки технологической документации. | 2-2 2-3 4-1 | 4-4 1-4 2-1 3-3 |
Данный анализ очень важен для постановки целей предприятия, а также новой стратегии для осуществления поставленных перед предприятием целей.
Для оценки возможностей, применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности, на матрице возможностей, которую можно представит следующим образом (Таблица 2.3):
Таблица 2.3
Матрица возможностей ООО Трикотажная фабрика «Ника»
Вероятность использования возможностей | Сильное влияние | Умеренное влияние | Малое влияние |
Высокая вероятность | Как предприятию с известной торговой маркой существует высокая вероятность развития отрасли в Российской Федерации. | Соответствие международным стандартам увеличит темпы роста рынка стран Дальнего и Ближнего Зарубежья. | |
Средняя вероятность | Уровень цен поможет развитию отрасли в РФ. | Соответствие международным стандартам поможет открытию представительств в СНГ. | |
Низкая вероятность |
В таблице 2.4 отразим матрицу угроз.
Таблица 2.4
Матрица –угроз ООО Трикотажная фабрика «Ника»
Вероятность реализации угроз | Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | “Легкие ушибы” |
Высокая вероятность | ||||
Средняя вероятность | ||||
Низкая вероятность | Уровень конкурентоспособности (достаточно низкий) может привезти к потери потребителей на товары отрасли на мировых рынках. | Государственное регулирование отрасли может повлиять на уровень цен на предприятии. |
Данный анализ очень важен для постановки целей предприятия, а также новой стратегии для осуществления поставленных перед предприятием целей.