Государственный бюджет, его профицит и дефицит
Центральной частью финансовой системы являются государственные финансы с их ведущим звеном - государственным (федеральным) бюджетом как сводным балансом доходов и расходов государства.
Государственный бюджет - это основной финансовый план доходов и расходов государства на определенный срок, утвержденный в законодательном порядке.
Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX в.
Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов и бюджетной классификации.
Принцип полноты - учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета.
Принцип реальности - правдивое отражение доходов и расходов государства.
Принцип гласности - обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
• перераспределение национального дохода;
• государственное регулирование и стимулирование экономики;
• стимулирование научно-технического прогресса;
• финансовое обеспечение социальной политики;
• контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Одна из важнейших функций государственного бюджета -стимулирование научно-технического прогресса. Этой цели отвечает прямое бюджетное финансирование приоритетных программ.
Структура расходов и доходов госбюджета в развитых странах представлена в таблице
Таблица
Основные статьи бюджета
Расходы | Доходы |
1.Социально-культурные программы 2.Трансферты 3. Расходы на национальную оборону 4.Выплата процентов по государственному долгу 5. Расходы на хозяйственные нужды 6.Затраты на фундаментальную науку 7. Затраты на охрану природы 8. Затраты на поддержку сельского хозяйства | 1. Налоги 2. Неналоговые поступления а) доходы от государственной собственности б) доходы от государственных предприятий в) доходы от государственной торговли (в том числе внешней) 3. Займы в форме государственных облигаций 4. Эмиссия бумажных денег |
В отличие от бюджетов развитых стран в России па первом месте в расходах государственного бюджета стоят расходы на оборону (18%), на втором - финансирование государственных программ и инвестиций (около 18%), на третьем - вложения в народное хозяйство (15%). Затраты на социально-культурные нужды составляют менее 7% всех расходов, что почти в 4 раза меньше, чем в бюджете СССР. На обслуживание государственного внутреннего долга тратится более 15% всех расходов.
Государственные закупки — это спрос правительства на товары и услуги. Этот вид экономической деятельности правительства представлен закупками военного и гражданского назначения, последние могут предназначаться для собственных нужд государственных предприятий и учреждений или носить регулирующий характер.
Трансфертные платежи - это:
• пенсии;
- пособия по безработице;
- пособия многодетным семьям и т. п.
Трансфертные платежи - непроизводительные расходы государства, их доля в государственных расходах зависит от:
- социально-политической ориентации государства;
- границ государственного вмешательства в экономику;
- проводимой социальной политики.
Расходы на образование, науку, здравоохранение, культуру в сумме не превышают 10%. Этого явно недостаточно для покрытия нужд общества, однако все упирается в доходы.
Государственный бюджет - смета (роспись) государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам распределения. Государственный бюджет может быть сведен с излишком или недостатком.
Если расходы правительства равны его доходам, то бюджет называется сбалансированным. Однако в большинстве стран, в том числе и в России, расходы правительства намного превышают его доходы.
Бюджетный профицит (излишек) - превышение доходов над расходами.
Бюджетный дефицит (недостаток) - превышение расходов над доходами.
Бюджетный дефицит может быть заранее запланирован, что должно быть отражено в проекте подготовленного бюджета, или по тем или иным причинам может возникнуть в ходе его реализации. И эту разницу, как правило, необходимо покрывать за счет дополнительных ресурсов.
Способы финансирования бюджетных дефицитов представлены на схеме:
В экономике развитых стран бюджетный профицит встречается значительно реже, чем бюджетный дефицит. Отметим, что государственный бюджет РФ на 2002 год был сведен с профицитом в размере 127 млрд. руб. Это излишек может быть получен за счет высоких мировых цен за баррель нефти. Если «нефтяная» цена упадет ниже заложенной при расчете доходов государственного бюджета, то профицита может и не быть. В этой связи сосредоточим внимание на проблемах, связанных с бюджетным дефицитом.
Крупные дефициты подталкивают вверх ставки процента, что:
а) вызывает вытеснение частного инвестирования;
б) увеличивает спрос на ценные бумаги со стороны иностранцев, так как более высокий уровень процента по правительственным и частным ценным бумагам делает финансовые инвестиции более привлекательными для иностранцев;
в) вызывает рост международной стоимости национальной валюты вслед за возросшим спросом на ценные бумаги, что обусловливает сокращение экспорта и рост импорта;
г) сдерживает развитие внутренней экономики вследствие сокращения чистого экспорта.
Стимулирующее воздействие дефицита может быть сглажено за счет, как эффекта вытеснения, так и отрицательного эффекта чистого экспорта, вызванного дефицитом. Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт и сдерживать экспорт и нередко ведут к распродаже национального богатства. Эта цепочка причин-следствий длинна, но она дает возможность понять внутренний ход развития явлений, связанных с бюджетным дефицитом.
Государственный долг
Устойчивый бюджетный дефицит, финансируемый за счет кредита, приводит к возникновению государственного долга.
Государственный долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков, это то, что государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит бюджета.
Государственные займы существенно отличаются от частных займов. Последние используются, как правило, для целей производственного назначения. Выплата процентов по такому кредиту производится за счет прироста дохода. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, в основном не связан с производственной деятельностью. Государство погашает свою задолженность, а также проценты по обязательствам за счет налогов.
Уровень государственной задолженности в целом, как правило, определяется в процентном отношении к ее валовому внутреннему продукту.
Поскольку для большинства стран рыночной экономики типичен бюджетный дефицит, государственный долг существует практически во всех странах. С учетом сферы размещения государственный долг подразделяют:
• на внутренний;
• и внешний.
Внутренний долг образуется обычно за счет займов, оформленных путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг (ГЦБ).
Основными держателями ГЦБ являются:
- правительственные учреждения и фонды;
- центральные и коммерческие банки;
- небанковские финансовые институты;
- население.
На долю ГЦБ приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран.
По сроку погашения ГЦБ подразделяются:
• на краткосрочные (со сроком погашения до 1 года) казначейские обязательства (векселя);
• среднесрочные — со сроком погашения до 5 лет;
- долгосрочные облигации со сроком погашения до 30 лет.
Вопрос о соотношении между различными видами задолженности по их срочности имеет большое значение для управления государственным долгом. В условиях инфляции возрастает удельный вес краткосрочной задолженности, поскольку инвесторы избегают вкладывать средства в долгосрочные правительственные обязательства.
Внутренний государственный долг влияет на денежное обращение страны и состояние экономики в целом.
Основные последствия накопления внутреннего долга:
• государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения;
• все граждане страны как налогоплательщики оплачивают проценты по государственному долгу, но эти проценты в свой доход получают лишь кредиторы государства (те, кто купил ГЦБ), а это, как правило, наиболее имущие слои населения;
• возможно переложение долгового бремени на будущие поколения с сокращением объема потребления будущих налогоплательщиков в случае, если рост государственного долга и процентов по нему не сопровождается соответствующим ростом инвестиций;
• быстро растущие издержки по процентам все более затрудняют сокращение бюджетного дефицита: выплаты процентов по государственному долгу оборачиваются новыми расходами государственного бюджета, новыми займами для выплаты процентов по старым долгам;
• наблюдается "эффект вытеснения".
Внешний долг — это долг в иностранной валюте. Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга (кредиторами) выступают.
• компании;
• банки;
• государственные учреждения различных стран;
• международные экономические организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.).
Бремя внешнего долга отличается от бремени внутреннего долга. Внутренний долг - это отношение между гражданами данной страны, при его возврате нет прямой потери товаров и услуг. Внешний же долг - это долг в иностранной валюте, и его погашение происходит фактически путем передачи товаров другой стране. Для того чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров, при этом валютная выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.
Кризис внешней задолженности - невозможность государством выполнить в установленные сроки и полном объеме свои долговые обязательства.
Однако даже в случае наступления такого кризиса государства стремятся как минимум сокращать внешнюю задолженность.
Механизмы сокращения внешней задолженности:
• выкуп долга - предоставление стране-должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг, при этом:
- выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника;
- иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена "в дар" данной стране;
- обмен долга на акционерный капитал (своп) — предоставление иностранным банкам возможности обменивать долговые обязательства данной страны на акции ее промышленных корпораций, при этом:
• иностранные небанковские организации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покупки отечественных финансовых активов из этих средств;
- иностранный инвестор получает долю в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается;
• замена существующих долговых обязательств новыми обязательствами (в национальной или иностранной валюте), при этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть
- ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимости облигаций.
Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор одного из вариантов помощи со стороны официальных кредиторов (членив Парижского клуба):
• частичное аннулирование долга;
• дальнейшее продление сроков долговых обязательств;
• снижение ставок процента по обслуживанию долга.