Альтернативные концепции в макроэкономике
План
1. Монетаризм.
2. Теория рациональных ожиданий.
3. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
4. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном плане и динамика инфляции.
5. Рекомендации для политики.
В 70-80-е годы новые теории неоклассического направления заметно потеснили кейнсианство. К их числу относятся монетаризм, теория рациональных ожиданий, теория «экономики предложения». Сторонники этих теорий рассматривают рынок как саморегулирующуюся систему и выступают против чрезмерного вмешательства государства в экономику. В то время как кенсианцы считают, что рынки в основном не конкурентны, и поэтому рыночная система подвержена макроэкономической нестабильности, а значит требуется активная стабилизационная политика. Вопросы экономической политики и стали главным пунктом разногласий.
1. Монетаризм
Особенностью этого направления является признание денежной массы, находящейся в обращении, фактором, определяющим развитие экономики. Лидером монетаристской школы по праву считается профессор Чикагского университета М. Фридмен. Рассмотрим основные пункты разногласий между монетаристами и кейнсианцами.
Кейнсианцы считают основным фактором, определяющим объем производства, уровень совокупных расходов. Их основное уравнение: ЧНП = C+In+G+Xn. Компоненты совокупных расходов по большей части не зависят от предложения денег.
Монетаристы сосредоточились на уравнении количественной теории денег (уравнении обмена): M´V = P´Y, где
M – предложение денег,
V – скорость обращения денег,
Y – реальный объем производства,
P – уровень цен.
В этом уравнении (M´V) – представляет собой общее количество расходов покупателей на приобретение объема произведенных благ, т.е. совокупные расходы; а (P´Y) – это общая выручка продавцов данного объема благ, т.е. ЧНП. Таким образом, денежное предложение определяет объем производства.
Кейнсианцы считают, что изменение денежного предложения воздействует на уровень производства через длинный передаточный механизм:
изменение денежного предложения – изменение процентной ставки – изменение инвестиций – изменение ЧНП.
В этой цепи причинно-следственных связей есть много слабых звеньев. Например, кредитно-денежная политика будет неэффективна, если кривая спроса на деньги относительно пологая, а кривая спроса на инвестиции относительно крутая. (Кейнсианцы полагают, что эти кривые имеют именно такую форму).
Монетаристы считают, что изменение денежного предложения вызывает изменение совокупного спроса в целом, т.е. всех его компонентов. Поскольку, например, население воспринимает увеличение денег в портфелях активов, как рост своего богатства, и в ответ на это увеличивает потребление. Передаточный механизм с точки зрения монетаристов проще и представляет следующую цепь причинно-следственных связей:
изменение денежного предложения – изменение совокупного спроса – изменение ЧНП.
Изменение совокупного спроса изменяет номинальный ЧНП в длительной перспективе преимущественно через изменение уровня цен, а не через изменение реального объема производства. Кроме того, монетаристы полагают, что кривая спроса на деньги относительно крутая, а кривая спроса на инвестиции относительно пологая, что делает кредитно-денежную политику более эффективной, чем считают кейнсианцы.
Влияние денежной массы в обращении на объем производства зависит также от поведения скорости обращения денег. Кейнсианцы считают, что скорость обращения денег изменяется прямо пропорционально ставке процента и обратно пропорционально предложению денег. Эти изменения понижают значение денег в качестве фактора, определяющего уровень объема производства. Например, когда предложение денег повышается, скорость обращения денег снижается, поэтому трудно предсказать, как изменится в итоге величина (M´V) – возрастет или снизится.
Монетаристы не отрицают того факта, что скорость обращения денег изменяется. Однако они считают, что скорость обращения изменяется предсказуемым образом, т.е. является стабильной величиной.
Учитывая, что передаточный механизм кредитно-денежной политики имеет слабые звенья, а скорость обращения денег подвержена значительным колебаниям, кейнсианцы считают, что эффективность использования кредитно-денежной политики для стабилизации экономики невысока. Более надежным средством с их точки зрения является фискальная политика, так как государственные расходы непосредственно входят в состав совокупных расходов.
Монетаристы полагают, что неэффективным стабилизационным инструментом является как раз фискальная политика, ее беспомощность обусловлена существованием эффекта вытеснения. Наблюдаемая же экономическая нестабильность является результатом неправильного использования такого мощного средства как кредитно-денежная политика. Ошибки в применении кредитно-денежного регулирования монетаристы связывают, во-первых, с существованием непредвиденных временных лагов: период, за который изменение денежного предложения существенно изменит ЧНП, составляет от шести месяцев до двух лет. Поэтому использование дискретной кредитно-денежной политики может усиливать циклические колебания. Так меры, направленные на расширение денежного предложения, окажут свое воздействие на экономику не ранее, чем через шесть месяцев. Но за это время спад в экономике может смениться фазой инфляционного подъема. В этот момент политика дешевых денег оказывает свое действие и усиливает инфляцию.
Во-вторых, монетаристы указывают на то, что руководящие кредитно-денежные учреждения стремились обычно стабилизировать процентную ставку с целью стабилизации инвестиций и экономики в целом. Однако не возможно при изменении спроса на деньги одновременно стабилизировать и предложение денег, и процентную ставку. Поэтому, стремясь стабилизировать процентную ставку, Центральный банк может дестабилизировать экономику.
По мнению М. Фридмена необходимо стабилизировать темп роста денежного предложения. Монетаристы выступают за законодательное установление монетарного правила, согласно которому денежное предложение должно ежегодно расширяться в том же темпе, что и ежегодный темп потенциального роста реального ВНП, т.е. в среднем на 3 – 5% (средний темп экономического роста в США в долгосрочном периоде). В этом случае смещение кривой совокупного спроса с AD1 до AD2 будет соответствовать смещению кривой совокупного предложения от AS1 до AS2, и уровень цен останется неизменным (рис. 10.1).
Рис. 10.1 Монетарное правило в модели «совокупный спрос – совокупное предложение»
2. Теория рациональных ожиданий.
Эта теория получила широкое распространение с середины 70-х годов ХХ века. Ведущие разработчики теории рациональных ожиданий – Р. Лукас, Т. Сарджент, Н. Уоллес. В центре этой теории находятся экономические агенты способные быстро приспосабливаться к меняющейся хозяйственной конъюнктуре благодаря рациональному использованию всей получаемой информации.
Теория рациональных ожиданий исходит из следующих фундаментальных предпосылок:
а) потребители, предприниматели и рабочие понимают как функционирует экономика, способны оценить будущие результаты политических и экономических изменений и выбирают линию поведения, отвечающую их собственным интересам;
б) рынки высококонкурентны, а цены и ставки зарплаты быстро приспосабливаются к изменениям спроса и предложения.
Сочетание рациональных ожиданий и мгновенного приспособления рынка делает беспомощной любую дискреционную стабилизационную политику.
Например, если правительство увеличит предложение денег, желая увеличить реальный объем производства, население предпримет защитные меры (в ожидании инфляции рабочие потребуют увеличения зарплаты, а предприниматели увеличат цены), в результате реальный объем производства не изменится (рис. 10.2).
Рис. 10.2 Рациональные ожидания и модель «совокупный спрос – совокупное предложение»
Таким образом, по мнению сторонников теории рациональных ожиданий дискретная политика как минимум бесполезна, поэтому ее лучше заменить политикой правила. Хотя сторонники теории также как и монетаристы настаивают на установлении монетарного правила, их аргументация отличается от аргументов монетаристов. Сторонники теории рациональных ожиданий считают, что неэффективность любой дискретной политики обусловлена не политическими ошибками, а реакцией людей на ожидаемые результаты этой политики. Теория рациональных ожиданий абстрагируется от таких явлений как несовершенная конкуренция, государственный сектор, кризис, неполнота информации и т.п.
3. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.
Кейнсианская модель показывает, что в экономике может возникнуть либо безработица, либо инфляция, но инфляция и безработица одновременно возникнуть не могут. Рассмотрим модель «совокупный спрос – совокупное предложение» (рис. 10.3).
Рис. 10.3 Влияние изменений совокупного спроса на уровень цен и реальный объем национального производства
Увеличение совокупного спроса приводит к увеличению уровня цен и к увеличению равновесного объема производства. Рост объема производства означает увеличение занятости, а значит сокращение безработицы. Таким образом, чем выше уровень цен, тем меньше уровень безработицы.
Эта обратная зависимость между инфляцией и безработицей нашла отражение в кривой Филлипса. Кривая названа так в честь английского экономиста Филлипса. В 1958 году он обнаружил обратную зависимость между уровнем безработицы и темпами прироста номинальной заработной платы.
Кривая Филлипса (рис. 10.4) показывает не только обратную, но и альтернативную взаимосвязь безработицы и инфляции. Это значит, что перед людьми, определяющими экономическую политику, стоит дилемма: сокращение безработицы генерирует более высокий уровень инфляции, а меры, направленные на сокращение инфляции, приведут к безработице.
Инфляция может предшествовать достижению полной занятости по следующим причинам:
а) рынки труда несбалансированны. В то время как для одних специальностей в отдельных географических районах будет наблюдаться полная занятость, безработица будет сохраняться для других районов и специальностей;
б) профсоюзы и крупный бизнес располагают значительной монопольной властью для повышения цен и зарплаты, которую легче реализовать, по мере того как экономика приближается к состоянию полной занятости.
Рис. 10.4- Кривая Филлипса для краткосрочного периода
С точки зрения многих экономистов эта модель объясняла процессы развития экономики до 1970-го года. Однако в течение 70-х и начале 80-х годов в экономике наблюдалась стагфляция – одновременный рост инфляции и безработицы.
Экономисты кейнсианского направления объяснили происшедшее серией шоков предложения или ценовых шоков.
В 1973-1975, 1978-1980 годах в США наблюдалась серия шоков предложения, вызванная:
· резким ростом цен на нефть;
· возросшими ценами на сельхозпродукты;
· обесцениванием доллара;
· ростом заработной платы;
·
снижением темпов роста производительности труда;
· инфляционными ожиданиями.
Рис. 10.5 - Совокупное предложение и стагфляция
Перечисленные выше факторы сместили кривую совокупного предложения влево AS1 → AS2. Результатом стала стагфляция: одновременный рост цен P1 → P2и сокращение объемов производства Q1 → Q2, следовательно, рост безработицы.
К 1988 году в США стагфляция 70-х – начала 80-х годов сошла на нет. Факторы, способствовавшие этому:
· спад 1981-1982 годов, вызванный жесткой денежной политикой государства, привел к понижению цен и заработной платы;
· падение цен на нефть;
· подъем 1986-1988 годов создал в США дополнительно 15 млн. рабочих мест;
· интенсивная зарубежная конкуренция сдерживала в 1982-1988 годах рост цен в нескольких важнейших отраслях экономики США, таких так сталелитейная и автомобилестроительная.
Кривая совокупного предложения AS2 сдвинулась вправо, что привело к понижению цен и росту объемов производства (т. е. понижению безработицы).
Таким образом, кейнсианский взгляд предполагает, что существует альтернативность и противоположность роста инфляции и безработицы, но изменения в совокупном предложении могут сместить кривую Филлипса в течение некоторых периодов действия особых факторов развития.
Тот факт, что в 1973-1975, 1978-1980 годах инфляция и безработица изменялись в одном направлении – росли, а в 1982-1988 годах одновременно снижались, вызвал к жизни гипотезу естественного уровня. Гипотеза гласит, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы, что вертикальная линия, проведенная через точку, соответствующую естественному уровню безработицы, лучше отражает «взаимосвязь» между инфляцией и безработицей, чем традиционная нисходящая кривая Филлипса.
Существует два варианта интерпретации зависимостей инфляции – безработицы с позиций естественного уровня:
· теория адаптивных ожиданий (Милтон Фридмен);
·
теория рациональных ожиданий (Роберт Лукас, Томас Сарджент, Нейл Уоллес).
Рис. 10.6 - Теория адаптивных ожиданий
Увеличение совокупного спроса может на некоторое время увеличить прибыли и соответственно выпуск и занятость от A1 к B1. В точке B1 произойдет повышение номинальной заработной платы, что сократит прибыли и ликвидирует краткосрочный стимул к расширению производства и занятости. Экономика сместится от B1 к A2 т. е. к естественному уровню безработицы. Следовательно, долгосрочная кривая Филлипса PCLR имеет вид вертикальной прямой, проведенной через естественный уровень безработицы. Соответственно, кейнсианская стимулирующая политика вызовет все возрастающую инфляцию вместо того, чтобы снизить уровень безработицы. В лучшем случае, кейнсианская стабилизационная политика может ограничить инфляцию без увеличения безработицы.
Сторонники варианта гипотезы естественного уровня, базирующегося на допущении о рациональных ожиданиях считают, что работники предвидят инфляционный эффект стимулирующей политики, что отразится в требованиях о повышении номинальной заработной платы. В результате не будет никакого краткосрочного роста занятости A1 → B1и, следовательно, никакой кривой Филлипса PC1, PC2 в краткосрочном плане. Экономика сразу переместится от А1 к А2.
Гипотеза естественного уровня позволяет экономистам отдельно рассматривать события, происходящие в экономике на протяжении кратко- и долгосрочных временных промежутков.
4.Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном плане и динамика инфляции.
Краткосрочный период – это такой период, в течение которого цены затрачиваемых факторов производства – особенно зарплата – остаются фиксированными даже при изменении общего уровня цен.
Заработная плата не изменяется сразу же вслед за изменением общего уровня цен по следующим причинам:
а) для осознания того, что уровень цен вырос, требуется время;
б) коллективные договоры и контрактная система предусматривают фиксированную заработную плату на время их действия.
Долгосрочный период – это период, в течении которого цены затрачиваемых факторов производства, в том числе зарплата, в полной мере реагируют на изменение общего уровня цен.
Рассмотрим кривую совокупного предложения в краткосрочном периоде (рис. ). Эта кривая построена на основе двух предположений:
1) первоначальный уровень цен равен P1;
2) номинальная зарплата устанавливается при ожидании сохранения цен на уровне P1.
Рис. 10.7 Кривая совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периодах
В точке А1 экономика функционирует при своем потенциальном уровне выпуска Qf и уровне цен P1. Предположим, что уровень цен вырос с P1 до P2. Поскольку номинальная зарплата является фиксированной, рост цен приведет к росту прибылей. В ответ на высокие прибыли производители увеличат выпуск до Q2, что показано движением от точки А1 к точке А2 по кривой AS(P1).
Если уровень цен снизится с P1 до P3, фирмы обнаружат, что их прибыли сократились, и уменьшат выпуск (точка А3). Следовательно, кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде имеет вид восходящей кривой.
В долгосрочном плане номинальная зарплата полностью чувствительна к изменениям уровня цен. Когда в краткосрочном периоде экономика переместится в точку А2 по кривой AS(P1), рабочие обнаружат, что уровень реальной зарплаты снизился в результате роста цен. Они потребуют повышения зарплаты. После повышения зарплаты кривая совокупного предложения переместится влево от AS(P1) до AS(P2). Кривая краткосрочного совокупного предложения AS(P2) отражает более высокий уровень издержек производства, который соответствует уровню цен P2. Сдвиг кривой совокупного предложения переведет экономику из точки А2 в точку В1. Реальный выпуск упадет до своего потенциального уровня.
При снижении уровня цен с P1 до P3 события будут развиваться по обратной схеме. В краткосрочном периоде экономика окажется в точке А3. В течение большего промежутка времени более низкий уровень цен P3, повысивший номинальную зарплату, а вместе с ней и уровень безработицы (так как выпуск сократился), приведет к сокращению номинальной зарплаты. В итоге кривая совокупного предложения сместится в положение AS(P3) и реальный выпуск вернется к своему потенциальному уровню, экономика переместится в точку C1. Проведя линию между точками долгосрочного равновесия А1, В1, С1 мы получим кривую долгосрочного совокупного предложения. Она имеет вид вертикальной линии, проведенной на уровне потенциального объема производства Qf.
Инфляция спроса.
Инфляция спроса наблюдается тогда, когда рост уровня цен происходит под влиянием увеличения совокупного спроса. Предположим, что первоначально экономика находится в точке А. В результате увеличения совокупного
Рис. 10.8 – Инфляция спроса
спроса кривая AD смещается вправо из положения AD1 в положение AD2, экономика перемещается из точки А в точку В.
В краткосрочном периоде увеличение совокупного спроса вызывает рост объема производства с Qf до Q2 и рост уровня цен с P1 до P2. Однако с течением времени номинальная заработная плата повысится, кривая совокупного предложения сдвинется влево, и экономика перейдет в точку С, где уровень производства вернется к своему потенциальному значению, а цены увеличатся до P3.
Таким образом, в краткосрочном периоде инфляция спроса вызовет рост уровня цен и увеличение реального объема производства; в долгосрочном плане произойдет только рост уровня цен.
Инфляция издержек.
В результате неблагоприятного изменения предложения краткосрочная кривая совокупного предложения сдвигается влево. Если совокупный спрос не изменяется, экономика переходит из точки А в точку В: уровень цен растет, а уровень производства падает ниже потенциального. Такая ситуация называется стагфляцией. Правительство в этом случае может прибегнуть к двум вариантам экономической политики. Первый вариант предполагает поддержание совокупного спроса на неизменном уровне. В этом случае в экономике возникнет спад. Но рано или поздно цены упадут до прежнего уровня, и восстановится полная занятость. Второй вариант заключается в увеличении совокупного спроса, чтобы более быстро восстановить потенциальный уровень производства.
В этом случае можно смягчить последствия шока со стороны предложения, но при этом в будущем сохранится более высокий уровень цен. Не существует способа установить совокупный спрос на таком уровне, чтобы обеспечить од
новременно и полную занятость, и стабильность цен.
Из этих рассуждений можно сделать два вывода:
1.Если правительство не пытается влиять на развитие инфляции, вызванной ростом издержек, весьма вероятно развертывание спада.
2. Если правительство пытается поддерживать полную занятость в условиях инфляции, вызванной ростом издержек, весьма вероятно появление инфляционной спирали.
5. Рекомендации для политики.
Выделяется три варианта политики, направленной на ликвидацию стагфляции:
1. Политика воздействия на рынок.
Цель этой политики повысить эффективность рынков труда. Разработаны два типа такой политики.
1.1 Политика занятости и переквалификации. Она направлена на сокращение узких мест на рынке труда. Существуют различные типы программ, обеспечивающие реализацию этой задачи, например, – профессиональная подготовка, информация о рабочих местах и антидискриминационные программы.
1.2 Политика содействия конкуренции. Имеет своей целью ограничение рыночной власти профсоюзов и крупных корпораций.
2. Политика зарплаты и цен (политика доходов).
Цель этой политики изменить поведение монополистов на рынке труда и продуктов таким образом, чтобы их решения об уровне зарплаты и уровне цен были адекватны задаче достижения полной занятости и стабильности уровня цен.
Следует различать ориентиры зарплаты и цен и контроль зарплаты и цен. По существу, ориентиры и контроль отличаются тем, что при установлении ориентиров экономическая политика рассчитывает на добровольное содействие предпринимателей, тогда как контроль имеет силу закона. Основной ориентир в установлении зарплаты состоит в том, что ставки номинальной зарплаты во всех отраслях должны увеличиваться в соответствии с ростом производительности по экономике в целом. Основной ориентир в установлении цен заключается в необходимости изменения цен таким образом, чтобы они могли компенсировать изменение удельных издержек на рабочую силу.
Противники политики доходов считают, что система добровольных ограничений обречена на неудачу, а контроль зарплаты и цен ведет к подрыву эффективности ценовой системы и ее функций перераспределения ресурсов, что со временем формирует сильные экономические стимулы к обходу контроля.
3. Экономика предложения.
Сторонники теории экономики предложения, считают, что экономические потрясения могут быть вызваны как изменениями на стороне спроса, так и изменениями на стороне предложения. Рост влияния государства, приводит к увеличению суммы налоговых платежей страны, как в абсолютных размерах, так и относительно (доля в ВНП). Сторонники теории предложения уверены, что рано или поздно большая часть налогов трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей в форме более высоких цен. Таким образом, налоги вызывают эффект ускорения инфляции издержек. Кроме этого, система перекладывания налогов подрывает производительность экономики, оказывая негативное влияние на стимулы к работе, инвестициям и принятию на себя предпринимательских рисков.
В качестве основной антиинфляционной меры сторонники теории предлагают использовать сокращение налогов.
Кейнсианцы считают, что сокращение налогов вызовет бюджетный дефицит, который в свою очередь ускорит инфляцию.
Артур Лаффер предположил, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями.
Рис. 10.10 Кривая Лаффера.
Согласно кривой Лаффера, до точки М увеличение налоговой ставки приводит к увеличению налоговых поступлений. Однако дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к снижению стимулов производства, в результате чего величина национального дохода, облагаемого налогом, сократится до такого уровня, когда величина налоговых поступлений снизится. На практике трудно найти ответ на вопрос, при какой фактической ставке налога начнется снижение налоговых поступлений, предположительно считают, что это произойдет при ставке равной 30 – 35%.
По мнению сторонников теории экономики предложения дефицит бюджета не увеличится при снижении ставки налога также потому, что сократятся масштабы уклонения от уплаты налогов, а во-вторых, стимулы к производству и увеличению занятости, которые возникнут в результате снижения налоговых ставок, обеспечат сокращение правительственных трансфертных платежей, например, пособий по безработице.