Оценка коммерческих рисков. страхование как прием риск-менеджиента
Наиболее сложный этап в менеджменте предпринимательских рисков – их идентификация, которая, как правило, основывается на субъективном подходе риск-анализа. С учетом непредвиденных обстоятельств, которые могут возникнуть на самом предприятии, в его внутренней среде, а также возможности кумулятивного их появления очевидно, что управлять отдельным процессом можно только с учетом общей ситуации риска, т. е. с учетом всех рисков, взятых в их единстве и взаимодействии.
Работа по сбору информации и выявлению рисков помогает идентифицировать большинство опасностей, но, как правило, через некоторое время обнаруживаются новые. Это может быть связано с накоплением опыта и статистических данных, а также с внедрением новых технологий и использованием других материалов. Поэтому важной составной деятельностью предприятия является создание специальной программы по контролю и выявлению новых рисков. Для этого применяются опросные листы, карты потоков (потоковые диаграммы).
Карты потоков (потоковые диаграммы) изображают графически отдельные технологические процессы производства и их взаимосвязь. Эти карты полезны для выявления основных элементов производственного процесса, от которых зависят его надежность и устойчивость.
В настоящее время широкое распространение получили следующие методы оценки рисков.
1. Метод точки безубыточности.Точке безубыточностисоответствует такая выручка от реализации, при которой производитель уже не имеет убытков, но еще не имеет прибылей, т.е. результат от реализации после возмещения переменных затрат достаточен для покрытия постоянных затрат, а прибыль равна нулю. В точке безубыточности разность между реализацией продукции и суммой переменных и постоянных затрат равна нулю. Любое изменение выручки от реализации продукции и услуг вызывает еще более сильное изменение прибыли. Это явление получило название эффекта производственного левериджа(или операционного рычага).
2. Методика «дерево решений». В ряде случаев для определения степени риска и определения оптимальных решений применяется методика «дерево решений». Эта методика предполагает графическое построение различных вариантов, которые могут быть приняты. По «ветвям дерева» соотносят субъективные и объективные оценки данных событий (экспертные оценки, размеры потерь и доходов и т. д.). Следуя вдоль построенных «ветвей дерева», используя специальные методики расчета вероятностей, оценивают каждый вариант пути. Это позволяет достаточно обоснованно подойти к определению степени риска и выбору оптимального решения.
3. Методика сценарного анализа. Она представляет собой способ прогнозирования высококвалифицированными экспертами нескольких возможных вариантов развития ситуации и связанной с этим динамики основных показателей венчурного проекта. Сценарный анализ может использоваться и как дополнение к стандартному расчету рисковой рыночной стоимости, которая при использовании только стандартного расчета отражает лишь «нормальный» рыночный риск.
На базе результатов идентификации и оценки рисков в рамках концепции приемлемого риска разрабатываются приемлемые для предприятия методы уменьшения уровня риска (методы управления рисками), по крайней мере, до допустимого предела и управления предпринимательскими рисками.
Практическое использование концепции приемлемого риска в процессе деятельности предприятия позволяет:
♦ выявлять потенциально возможные ситуации, связанные с неблагоприятным развитием событий, результатом которых может быть недостижение поставленных целей;
♦ получать характеристики возможного ущерба, связанного с нежелательным развитием событий;
♦ осуществлять заблаговременно мероприятия по снижению и управлению предпринимательским риском до приемлемого уровня.
Несмотря на отраслевую специфику, в большинстве секторов экономики используются во многом сходные механизмы снижения рисков, поэтому многообразие способов обеспечения экономической безопасности предпринимательской деятельности в рамках реализации концепции приемлемого риска путем снижения до допустимого и управления уровнем предпринимательского риска можно объединить в несколько основных групп:
♦ избежание (уклонение от риска);
♦ резервирование (компенсация) риска;
♦ хеджирование;
♦ локализация риска;
♦ распределение (диссипация) риска;
♦ страхование.
! 1. На практике избежание (уклонение от риска) чаще всего реализуется в форме отказа от связанного с риском инвестиционного проекта и предпочтения в пользу менее рискованных или почти безрисковых проектов или минимизации (консервативного управления активами и пассивами).
!2. Резервирование (компенсация) рисков от ожидаемого проявления различных ущербов является формой предварительного резервирования ресурсов.
! 3.Хеджирование предназначено для снижения возможных потерь вложений вследствие рыночного риска и, реже, кредитного риска.
! 4. Локализацию риска или его последствий можно осуществить путем переноса хозяйственной деятельности, связанной с повышенным предпринимательским риском, в пределы небольшого дочернего хозяйствующего субъекта.
! 5. Распределение (диссипацию)риска можно применять как во времени, так и в «пространстве». Распределение риска во времени можно использовать, если проект позволяет выделять последовательные и достаточно четко разграничиваемые этапы.
! 6. Страхование предпринимательских рисков – является одним из методов управления рисками и есть, по существу, передача определенных рисков страховой компании и представляет собой защиту имущественных интересов предприятия при наступлении, страхового события специальными страховыми компаниями (страховщиками) за счет денежных фондов, формируемых ими путем получения от страхователей страховых премий (страховых взносов).
Целью страхования предприятия является защита от финансовых последствий (имущественного ущерба) вследствие наступления неблагоприятных событий.
В процессе страхования предприятию обеспечивается страховая защита по всем основным видам его рисков. При этом объем возмещения негативных последствий рисков страховщиками не ограничивается – он определяется реальной стоимостью объекта страхования (размером страховой его оценки), страховой суммы и размером уплачиваемой страховой премии.
К основным видам страхования относятся следующие:
- самострахование – предусматривает создание организацией собственных специальных резервов (фонда риска) для компенсации убытков (потерь) при непредвиденных ситуациях;
- хеджирование –представляет собой форму страхования от возможных потерь (ценового риска по сделкам на бирже) путем заключения уравновешивающей сделки (проведения противоположных операций с фьючерсными контрактами) и, как следствие, переноса риска изменения цены с одного лица на другое;
- создание резерва – как метод управления риском, предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость активов, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении хозяйственных операций. Формируемый резерв предназначен для покрытия непредвиденных расходов