По мощности производственного потенциала (размеру предприятия)
Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством (занятых) работников. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются следующим образом:
- малые — до 50 занятых;
- средние — от 50 до 500 (иногда — до 300);
- крупные — свыше 500, в том числе особо крупные — свыше 1000 занятых.
Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками — объемом продаж, активами, полученной прибылью и т.п.
Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения обычно крупные и очень крупные предприятия. В легкой, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности действуют в основном средние предприятия.
Российская экономика характеризуется пока еще низкой долей малого и среднего частного предпринимательства.
Развитие же малого бизнеса имеет множество важных преимуществ:
- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
- селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;
- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;
- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;
- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;
- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также эффективное их использование (например, малый бизнес мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие).
Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г. было определено понятие малого предприятия (МП). Под субъектом малого предпринимательства понимают коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных организаций, религиозных организаций, благотворительных и иных органов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами Малого предпринимательства, не превышает 25%.
Как видно из данной нормы, обязательным требованием к МП является ограниченная возможность участия других юридических лиц в уставном капитале МП. Другое непременное условие для отнесения предприятия к малым — установление предельной средней численности работающих: в промышленности, строительстве, на транспорте — 100; в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере — 60; в оптовой торговле — 50; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Распределение малых предприятий по отраслям экономики характеризуется следующими цифрами: большая часть приходится на сферу торговли и общественного питания (около 44,5%), строительство и промышленность (примерно по 16% общего числа МП).