Экономика компенсаций за неблагоприятные условия труда

Виды компенсаций и льгот за работу в неблагоприятных условиях труда. Комплексная оценка охраны труда. Доплаты за работу в условиях труда, отличающихся от нормальных.

Компенсации, согласно статье 164 Трудового Кодекса РФ, это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым Кодексом и другими федеральными законами.

Статья 219 ТК РФ определено право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. При этом, каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном статьями 92 (Сокращенная продолжительность рабочего времени), 117 (Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) и 147 (Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) Трудового Кодекса РФ.

Повышенные или дополнительные гарантии и компенсации за работу на работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

Согласно разъяснению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 4 июля 2007 г. N 03-04-06-01/211 по вопросу налогообложения выплат, производимых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и в соответствии со ст. 34.2, п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

В соответствии со ст. 147 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом ни Трудовой кодекс , ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.

Из вышеизложенного следует, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 Трудового кодекса, а повышают размер оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, как это предусмотрено ст. 147 Трудового кодекса.

Соответственно, к таким доплатам не может применяться п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса, и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в установленном порядке.

Вместе с тем помимо доплат к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, каждый работник в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При этом размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Нормы упомянутых компенсаций в настоящее время разрабатываются Минздравсоцразвития России. До их утверждения Правительством Российской Федерации могут применяться нормы, устанавливаемые локальным нормативным актом организации или коллективным договором.

Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты специальной оценки (аттестации) рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.).

Учитывая изложенное, компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда в размере, установленном коллективным договором, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса.

В случае возникновения сомнения в правомерности установления организацией компенсационных выплат работникам, занятым на работах с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, для решения данного вопроса налоговые органы в ходе контрольной работы на основании пп. 11 п. 1 ст. 31 Кодекса вправе привлечь экспертов Федеральной службы по труду и занятости и (или) органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда.

Статьей 117 Трудового кодекса установлено, что работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом, установленный ст. ст. 217 и 238 Кодекса, является исчерпывающим. Оплата дополнительных отпусков работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не поименована в перечне выплат, освобождаемых от налогообложения, установленных данными статьями Кодекса , и суммы указанной оплаты подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальными налогом в общеустановленном порядке.

Несмотря на разночтение в терминологии понятия «компенсация» в части ее понимания с одной стороны как денежной выплаты, в другой стороны как иных форм «возмещения» работникам потерь здоровья, связанных с занятостью в неблагоприятных условиях труда, компенсации за неблагоприятные условия труда существуют самые различные:

1. доплата к окладам или тарифным ставкам;

2. выдача лечебно-профилактического питания;

3. выдача молока;

4. сокращенная рабочая неделя;

5. дополнительный отпуск;

6. досрочная профессиональная пенсия по Спискам № 1 и № 2 в соответствии с действующим законодательством;

7. иные финансовые или материальные компенсации, определяемые непосредственно работодателем и работником (коллективом работников).

Экономические подходы при предоставлении компенсаций за неблагоприятные условия труда как правило, сводятся к изучению рынка используемой продукции на предмет более оптимального соотношения «цена-качество» с целью последующего бесперебойного обеспечения работников по установленным нормам и договоренностям.

Наибольший интерес с точки зрения экономики охраны труда представляют механизмы расчетов доплат за работу во вредных и опасных условиях труда

В соответствии со статьей 147 Трудового Кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, либо коллективным договором, трудовым договором.

Механизм установления повышенной оплаты работников, занятых на тяжелых работах, на работах с вредными или опасными условиями труда, по сравнению с оплатой работ с нормальными условиями труда включает следующие элементы: перечень соответствующих работ, специальную оценку условий труда, определение конкретных размеров повышенной оплаты. Специальная оценка условий труда производится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Возможные размеры доплат (процент к тарифной ставке, окладу) определяют в соответствии с Типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78. Используют внесенные в Карту данные инструментальных замеров уровней вредных производственных факторов - сравнивают результаты полученных измерений с ПДУ физических параметров и ПДК вредных веществ, которые установлены санитарными нормами и правилами.

Согласно классификации по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса класс 3.1 оценивается на 1 балл, класс 3.2 - на 2 балла, класс 3.3 - на 3 балла, класс 3.4 - на 4 балла, таблица 2.5.

Таблица 2.5.

Наши рекомендации