Обратная связь между ценой и количеством спрашиваемого товара называется законом спроса
Уменьшение цены товара увеличивает количество покупателей данного товара, прежние покупатели также увеличивают объем потребления.
Функция спроса
Функция спроса — функция, определяющая объем спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Прямая функцияспроса Qd = f(P) показывает максимальное количество товара, которое потребитель готов купить по определенной цене.
Обратная функцияспроса Pd = f(q) определяет максимальную цену спроса, которую потребитель готов заплатить за определенное количество товара.
Так, для прямой функции спроса Qd = 24 - 2Р обратной является функция спроса Pd = 12 - 0,5Q;
для прямой функции обратная функция .
Важнейшим из факторов, определяющим объем спроса, является цена (P) на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше объем спроса, и наоборот.
Изменение цен означает движение точки по кривой спроса (рис. 3-7). Если цена падает (P2< P1), то соответствующий ей объем спроса растет (Q2>Q1), то есть точка сдвигается вправо по убывающей кривой спроса. И наоборот, если цена растет (P2> P1), то соответствующий ей объем спроса падает (Q2<Q1), то есть точка сдвигается влево по убывающей кривой спроса.
Q1 |
Q2 |
P2 |
P1 |
D |
Q |
P |
Рис. 3-7. Движение точки по кривой спроса |
Кроме цены на спрос влияют другие факторы:
1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя (I – income),
2) изменение вкусов и предпочтений (Z),
3) ценовые и дефицитные ожидания (W – waiting),
Инфляционные (ценовые) ожидания растут, если покупатели уверены, что через какой-то промежуток времени цены на данный товар вырастут.
Дефицитные ожидания падают, если покупатели уверены, что через какой-то промежуток времени количество данного товара на рынке вырастет.
4) изменение цен товаров-субститутов (Psub)
5) изменение цен комплементарных товаров (Pcom),
6) рост (или уменьшение) количества покупателей (N)
и прочие факторы (B), например, колебания расходов на рекламу.
Спрос является функцией всех этих факторов:
Qd = F(P, I, Z, W, Рsub, Рсоm, N, В),
Рис. 3-8. Сдвиг кривой спроса |
D |
D2 |
D1 |
Q |
P |
Изменение этих факторов способствует сдвигу кривой спроса вправо или влево (рис. 3-8):
Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение объема спроса по каждой цене, т.е. сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для большинства, но не для всех товаров.
Нормальный товар - это такой товар, объем спроса на который увеличивается с ростом дохода при каждом значении цены.
Низший товар - такой товар, объем спроса на который падает с ростом дохода.
Низшими обычно являются товары, для которых существуют альтернативные, характеризующиеся более высоким качеством или большими удобствами.
Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низшие товары снижается, т.е. кривая перемещается из положения D в положение D1.
Рост цен на товар-субститут данного товара, повышает спрос на данный товар. Наоборот, повышение цен на комплемент сокращает спрос на данный товар.
На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.
Под эффектом массового потребления понимается та величина, на которую возрастает индивидуальный спрос на товар вследствие того, что другие люди также покупают этот самый товар. Эффект отражает стремление людей не отстать от жизни, от моды, соответствовать тому социальному кругу, в котором они хотели бы вращаться.
Эффект снобахарактеризует величину, на которую индивидуальный спрос сокращается вследствие того, что другие тоже потребляют данный товар. Этот эффект выражает стремление людей к исключительности, стремление отличаться друг от друга, выделяться из толпы.
Эффект показательного потребления (эффект Веблена) наблюдается в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену с большей престижностью, своего рода элитарностью данного товара, которая вызывает дополнительный спрос. Применительно к эффекту показательного потребления цена товара выступает в качестве «неценового» фактора.
Спекулятивный спросвозникает в условиях реального или искусственно нагнетаемого дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение по какой-либо причине оказывается недостаточным. Графически рост спекулятивной составляющей спроса отражается путем смещения кривой спроса вправо.
Нерациональный спрособъединяет все покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под воздействием внезапного минутного желания, каприза, прихоти. Многие крупные магазины сознательно стимулируют спонтанный спрос у покупателей, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с конфетами, жвачками, орешками и т.п.
Понятие предложения
Предложение (S - supply) - это обобщающий термин для характеристики поведения продавцов.
Его экономический смысл раскрывается категориями объем предложения, функция предложения, кривая предложения, закон предложения.
Объем предложения (Qs) - это количество товара, которое продавцы желают продать и могут поставить на рынок за определенный промежуток времени.
Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы.
Например, при цене 20 руб. производители согласны продать лишь две единицы блага X, при цене 30 руб.— четыре единицы, а при цене 50 руб. — шесть единиц блага X.
В общем виде
Qs = f(P),
гдеQs —объем предложения.
Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.
Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически.
S |
P |
Q |
Кривая предложения— кривая, показывающая, какое количество товара готовы продать производители по разным иенам в данный момент времени.
Рис. 3-9. Кривая предложения |
Изображенная на рис. 3-9 кривая S (от англ. supply) характеризует уровень цен и объем продаж блага Х в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене.
При повышении цены увеличивается количество производителей данного товара, которые вместе с возмещением издержек начинают получать прибыль, а значит, получают возможность поставлять товар на рынок.
Функция предложения
Функция предложения определяет объем предложения в зависимости от влияющих на него различных факторов.
Прямая функцияпредложения Qs = f(P) показывает минимальное количество товара, которое продавец согласен продать по определенной цене. Обратная функция предложения Ps = f(Q) показывает минимальную цену, по которой продавец готов продать определенное количество товара.
A |
B |
P |
Q |
S |
Как мы уже выяснили, важнейшим из них является цена (P). Изменение цены означает движение точки по кривой предложения. (рис. 3-10):
Рис. 3-10. Движение точки по кривой предложения |
В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы:
1) цены факторов производства (ресурсов) - Pr,
2) характер применяемых технологий - К,
3) ценовые и дефицитные ожидания рыночных агентов - W,
4) размер налогов и субсидий - Т,
5) количество продавцов - N,
6) прочие факторы - В.
Объем предложения является функцией всех этих факторов
Qs = f(P, Pr, K, W, T, N, B),
Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение объема предложения по каждой цене, т.е. сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение объема предложения по каждой цене, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2 (рис. 3-11):
Рис. 3-11. Сдвиг кривой предложения |
S2 |
S1 |
P |
Q |
S |
Фактор времени
Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночный периоды.
В кратчайшем периоде ни один фактор производства изменить нельзя, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — изменяются все факторы (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т.д.)
P |
Q |
S |
В условиях кратчайшего рыночного периода объем предложения неизменен при любой цене (рис. 3-12):
Рис. 3-12. Кривая предложения в кратчайшем периоде |
В условиях короткого периода изменение количества используемых ресурсов обусловливает не только увеличение объема производства (предложения), но и рост цен. Графически это изображается линией с положительным наклоном (рис. 3-13):
Рис. 3-13. Кривая предложения в коротком периоде |
P |
Q |
S |
P |
Q |
S |
В условиях длительного периода рост объема предложения происходит при постоянных ценах или несущественном их повышении (рис. 3-14):
Рис. 3-14. Кривая предложения в длительном периоде |