Понятие организации как деятельности

Перечень вопросов для квалификационного экзамена специалиста

(1-й вопрос экзаменационного билета ГАК)

ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

12. Понятие организации, организация как система.

13. Теория организации и ее место в системе научных знаний.

14. Развитие организаторской и организационно-управленческой мысли.

15. Понятие социальной и хозяйственной организации. Классификация организаций (по взаимодействию с внешней средой, взаимодействию подразделений, взаимодействию с человеком; формальные и неформальные; правительственные и неправительственные; юридические и неюридические лица; коммерческие и некоммерческие; по правовому положению; по самостоятельности в принятии решений; по формам собственности; по участию в различных секторах производства; по размерам).

16. Законы организации (синергии; информированности - упорядоченности; самосохранения; единства анализа и синтеза; развития; композиции и пропорциональности).

17. Принципы организации (специфические принципы социальной организации; принципы статической и динамической организации).

18. Структуризация и реструктуризация организаций.

19. Проектирование организационных систем (методы проектирования структур; оценка эффективности организационных проектов).

20. Тенденции развития организаций. Современные организации и организации будущего.

21. Организационная культура (понятие, структура и содержание организационной культуры; влияние культуры на организационную эффективность).

Понятие организации, организация как система.

Понятие организации

Термин организация происходит от франц. rganization от лат. organize – сообща, стройный вид, устраиваю.

Организацию можно рассматривать:

- как деятельность и

- как объект управления.

Понятие организации как деятельности.

Существуют различные определения понятия организации с этой точки зрения, в частности:

Мильнер Б.З. – деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и в пространстве.

Смирнов Э.А. – совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Саулин А.Д. В этом значении организацию можно определить как процесс совместной деятельности на базе разделения труда. Как говорил А.Файоль, организовывать – значит «строить двойной – материальный и социальный – организм предприятия». Иначе говоря, организация – это построение производственной структуры, отражающей материальные потоки, и построение структуры управления в широком смысле, отражающей социальные отношения. Таким образом. Организация системы – это ее структуризация.

Если речь идет о производственной системе, то организовать можно производство, труд, управление. Основным предметом данного курса выступает организация управления производством. В организации производства рассматриваются принципы разбиения производственных процессов, расстановки оборудования, движения материальных ресурсов и продуктов, формирования технологических маршрутов. В организации труда анализируются вопросы подбора и расстановки кадров, распорядка рабочего дня и условий труда и т.д.

Организация управления – это структуризация ролей для каждого участника совместной деятельности. Поскольку структура – это совокупность связей между элементами системы, то главным в организации является налаживание связей между элементами, особенно между работниками предприятия. Распределение ролей между ними должно отвечать следующим требованиям:

- верификация (определение и уточнение) цели для каждого элемента и системы в целом;

- четкое определение обязанностей (областей деятельности) работников;

- определение полномочий (областей свободы действий), чтобы каждый работник знал, что он лично может предпринять для получения желаемых результатов.

В рамках цикла осуществления процесса организации можно выделить следующие виды организационной деятельности:

1) создание новых систем;

2) эксплуатация имеющихся систем;

3) развитие систем (реорганизация, реструктуризация и т.д.).

В целом для любой системы можно предложить следующий алгоритм организации:

1) Постановка целей (включая разработку планов).

2) Структуризация ролей (классификация видов деятельности).

3) Группирование ресурсов по видам деятельности (исходя из эффективного использования ресурсов).

4) Определение управляющих видами деятельности и закрепление за управляющими ролей (групп деятельности).

5) Делегирование управляющими полномочий на нижние уровни управления (с учетом норм управляемости).

6) Координация исполнения ролей по вертикали (линиям соподчинения) и по горизонтали.

Наши рекомендации