Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение | Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения. |
1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО | |
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление». Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение. Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты. |
1.2. Общество как сложная система | Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс». |
2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА | |
2.1. Духовная культура личности и общества | Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни. Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета. Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям. |
2.2. Наука и образование в современном мире | Различение естественных и социально-гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом. |
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей. |
3. ЭКОНОМИКА | |
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы | Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики. |
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Умение давать определение понятий: «спрос и предложение», «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет». |
3.3. Рынок труда и безработица | Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий. |
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли. |
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | |
4.1. Социальная роль и стратификация | Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация». Определение социальных ролей человека в обществе. |
4.2. Социальные нормы и конфликты | Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения. |
4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи). |
5. ПОЛИТИКА | |
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально-государственного устройства, политического режима. Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки. |
5.2. Участники политического процесса | Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации. |
6. ПРАВО | |
6.1. Правовое регулирование общественных отношений | Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права. |
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации | Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан. |
6.3. Отрасли российского права | Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Для специальностей технического профиля: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»; 09.02.04 «Информационные системы»; 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»; 10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем»; 35.02.03 «Технология деревообработки»:
Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Раздел 2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.
учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Освоение программы интегрированной учебной дисциплины «Обществознание» предполагает наличие в ГБПОУ РХ ХПК, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоенияОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в которомимеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебногозанятия и период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
1. многофункциональный комплекс преподавателя;
2. наглядные пособия;
3. информационно-коммуникационные средства;
4. экранно-звуковые пособия;
5. комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
6. библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву и т.п.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по Обществознанию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти.
Рекомендуемая литература
Для студентов
1. Важенин А.Г. Обществознание: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. Изд. 3-е, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 368 с.
2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. - 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с.
3. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Белявский А.В. и др. / Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Телюкиной М.В. – М.: Просвещение, 2015. – 352 с.
4. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Литвиновой Е.А. – М.: Просвещение, 2015. – 335 с.
Для преподавателей
1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания / А.Г. Важенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 128 с.
2. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 320 с.
3. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с.
4. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – 4-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.
5. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М.: Русское слово, 2008. – 192 c.
6. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М.: Русское слово, 2008. – 192 с.
7. Котова О.А. Обществознание. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения. – М.: Интеллект-Центр, 2011. – 216 с.
8. Марченко М.Н. Обществознание: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. – 432 с.
9. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник для нач. проф. образования. – 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 144 с.
Интернет-ресурсы
1. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
3. www.festival.lseptember.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
4. www.base.garant.ru («ГАРАНТ» – информационно-правовой портал).
5. www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).