Характеристика основных видов учебной деятельности студентов

Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)
Введение Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения.
1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление». Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение. Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты.
1.2. Общество как сложная система Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс».
2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
2.1. Духовная культура личности и общества Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни. Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета. Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям.
2.2. Наука и образование в современном мире Различение естественных и социально-гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом.
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей.
3. ЭКОНОМИКА
3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики.
3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Умение давать определение понятий: «спрос и предложение», «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет».
3.3. Рынок труда и безработица Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий.
3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли.
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
4.1. Социальная роль и стратификация Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация». Определение социальных ролей человека в обществе.
4.2. Социальные нормы и конфликты Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения.
4.3. Важнейшие социальные общности и группы Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи).
5. ПОЛИТИКА
5.1. Политика и власть. Государство в политической системе Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально-государственного устройства, политического режима. Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки.
5.2. Участники политического процесса Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации.
6. ПРАВО
6.1. Правовое регулирование общественных отношений Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права.
6.2. Основы конституционного права Российской Федерации Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан.
6.3. Отрасли российского права Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

В профильную составляющую входит профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Для специальностей технического профиля: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»; 09.02.04 «Информационные системы»; 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»; 10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем»; 35.02.03 «Технология деревообработки»:

Раздел 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

Раздел 2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления.

учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Освоение программы интегрированной учебной дисциплины «Обществознание» предполагает наличие в ГБПОУ РХ ХПК, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоенияОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в которомимеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебногозанятия и период внеучебной деятельности обучающихся.

Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:

1. многофункциональный комплекс преподавателя;

2. наглядные пособия;

3. информационно-коммуникационные средства;

4. экранно-звуковые пособия;

5. комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

6. библиотечный фонд.

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву и т.п.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по Обществознанию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти.

Рекомендуемая литература

Для студентов

1. Важенин А.Г. Обществознание: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. Изд. 3-е, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 368 с.

2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. - 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 208 с.

3. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Белявский А.В. и др. / Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Телюкиной М.В. – М.: Просвещение, 2015. – 352 с.

4. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Литвиновой Е.А. – М.: Просвещение, 2015. – 335 с.

Для преподавателей

1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания / А.Г. Важенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 128 с.

2. Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 320 с.

3. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с.

4. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум / А.А. Горелов, Т.А. Горелова. – 4-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.

5. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М.: Русское слово, 2008. – 192 c.

6. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М.: Русское слово, 2008. – 192 с.

7. Котова О.А. Обществознание. 10-11 класс. Тестовые материалы для оценки качества обучения. – М.: Интеллект-Центр, 2011. – 216 с.

8. Марченко М.Н. Обществознание: учебное пособие. – М.: Проспект, 2011. – 432 с.

9. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник для нач. проф. образования. – 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 144 с.

Интернет-ресурсы

1. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

3. www.festival.lseptember.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

4. www.base.garant.ru («ГАРАНТ» – информационно-правовой портал).

5. www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).

Наши рекомендации