Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия как объект стратегического анализа
Для того чтобы предприятие успешно развивалось, необходимо научиться правильно и четко определять линию поведения предприятия в долгосрочной перспективе. Общая стратегия внешнеэкономической деятельности (ВЭД) предприятия является планом управления, который распространяется на все предприятие, охватывая все направления его деятельности.
Стратегию ВЭД предприятия можно охарактеризовать как способ, с помощью которого предприятие может создавать, сформировать и координировать свои действия на любых рынках. Стратегия ВЭД предприятия определяет:
- эффективность деятельности предприятия,
- положение предприятия на рынке,
- особенности продукции по сравнению с продукцией конкурентов,
- конкурентные преимущества предприятия как следствие согласованности действий,
- жизненный цикл предприятия как результат эффективности правильно разработанной стратегии.
Также стратегия ВЭД предприятия определяет следующие основные задачи:
- формирование направления деятельности предприятия и его стратегических бизнес-единиц,
- определение роли каждой стратегической бизнес-единицы и каждого его подразделения во время реализации общей стратегии,
- определение размеров и способов распределения ресурсов между стратегическими бизнес-единицами и другими подразделениями.
Составляющими стратегии ВЭД предприятия являются:
- Сфера деятельности (миссия, цели предприятия).
- Корпоративные задачи (определение основных заинтересованных групп компании, критериев оценки деятельности.
- Определение стратегических бизнес-единиц (структуризация предприятия на бизнес-единицы).
- Размещение ресурсов (распределение ресурсов между бизнес-единицами, продуктами, рынками, функциональными отделами и основными видами деятельности).
- Развитие различных конкурентных преимуществ (повышение конкурентоспособности).
- Эффективные функциональные стратегии (поиск варианта поведения, которое ориентировано на оптимальное использование всех ресурсов в пределах заданной функции).
- Синергизм (компетенция, знания и нематериальные активы предприятия, а также ресурсы, активы и функциональные процессы).
Реализация стратегии ВЭД предприятия обеспечивает: создание организационной структуры, составление годового бюджета, совершенствование методов управления, введение системы стимулирования как в процесс разработки, так и в процесс реализации стратегии.
Принципы формирования стратегии ВЭД предприятия предусматривают основные требования к ней, а также определяют характер и содержание экономической деятельности корпоративной структуры. Ниже рассмотрим основные принципы формирования стратегии ВЭД предприятия:
- Принцип целостности: стратегия ВЭД предприятия должна быть сформирована как определенная система.
- Принцип непрерывности: стратегию ВЭД предприятия необходимо использовать постоянно, избегая разрывов во времени.
- Принцип гибкости предусматривает способность стратегии ВЭД предприятия менять свою направленность в связи с непредвиденными обстоятельствами.
- Принцип точности: стратегия ВЭД предприятия должна быть конкретно и детально разработана и обоснована.
- Принцип участия предполагает разработку стратегии ВЭД предприятия, в которой принимает участие как можно большее количество работников на разных уровнях управления.
Соблюдение всех вышеперечисленных принципов является главным залогом при осуществлении эффективной работы предприятия при реализации выбранной стратегии ВЭД предприятия.
В основе любой стратегии ВЭД предприятия лежат три основных типа общих стратегий. Каждое предприятие может придерживаться одного из этих типов или использовать их определенные комбинации. Выделяют следующие основные типы стратегии ВЭД предприятия:
- Стратегия роста (развития).
- Стратегия стабилизации (ограниченного роста).
- Стратегия сокращения (выживания).
В процессе формирования стратегии ВЭД предприятия, в рамках ее трех базовых типов, выкристаллизовываются различные варианты стратегического развития. Такие варианты называют стратегическими альтернативами. Из каждой альтернативы выбирается будущая стратегия ВЭД предприятия, а также варианты развития предприятия в рамках каждой из трех базовых стратегий ВЭД предприятия: роста, стабилизации и сокращения.
Стратегия ВЭД предприятия может быть конкретизирована следующим образом:
- Стратегия роста (развития) в рамках: интенсификации; диверсификации; интеграции; технико-технологического развития.
- Стратегия стабилизации (ограниченного роста) в рамках: экономии расходов и сбора «урожая»; постоянной адаптации к внешней среде; сохранение научно-технического и кадрового потенциала.
- Стратегию выживания (сокращение) в рамках: организационной санации; экономической и финансовой санации; маркетинговой санации; социальной санации; ликвидации бизнеса.
Соответствие стратегических альтернатив общей стратегии ВЭД предприятия не следует воспринимать как неизменное качество. Каждая из базовых стратегий ВЭД предприятия имеет множество альтернативных вариантов реализации, и любая из них базируется на выбранных принципах и типах существующих стратегий.
Формирование стратегии ВЭД предприятия является достаточно сложным и длительным процессом, поскольку из множества стратегических альтернатив необходимо выбрать то количество стратегических альтернатив, которое необходимо для выбора. Таким образом, правильно разработанная и обоснованная стратегия ВЭД предприятия играет важнейшую роль в дальнейшем развитии предприятия.
4. Факторы и тенденции развития логистики
Рассмотрим, чем вызвана необходимость и обусловлена возможность широкого применения логистики в современной экономике.
Необходимость применения логистики объясняется множеством причин, среди которых выделим две основные.
Первая причина – развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 1960-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы распределения, как правило, не планировались. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Реальных связей между различными взаимосвязанными функциями логистики не было. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения совершенствования производства.
Однако к началу 1960-х гг. резервы повышения этого потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара, тем не менее оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.
Кроме того, использующие логистику поставщики могут гарантировать поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляют для потребителя гораздо большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивают.
Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:
• резкого снижения себестоимости товара;
• повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.).
Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике, – энергетический кризис 1970-х гг.
Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса.
Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса (НТП). В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики имеет компьютеризация управления логистическими процессами.
Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечило мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне экономики отраслей, охватывающих большие территории. Стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта – от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.
Главные причины, по которым начиная с середины 1960-х гг. в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключаются в следующем:
• превращение рынка продавца в рынок покупателя;
• обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества поставок;
• энергетический кризис;
• НТП и в первую очередь компьютеризация управления.
Необходимым условием для развития отечественной логистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и НТП в сферах производства и обращения.
В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики.
Первый этап –1960-е гг. характеризуются использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинается осознание двух ключевых положений:
1) существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления;
2) интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.
Оптимизация физического распределения материалов проводилась и прежде. Например: управление частотой и размерами доставляемых партий, системой размещения товаров и функционирования складов; планирование транспортных маршрутов, графиков и т. п. Традиционно эти задачи решались обособленно, что в принципе не могло обеспечить системного эффекта. Специфика логистического подхода заключается в совместном решении задач по управлению материальными потоками, например совместное решение задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.
На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.
Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного сложнее их обособленного решения. Здесь зачастую требуются другие методы, а также иная подготовка специалистов.
Второй этапв развитии логистики приходится на середину 70-х начало 1980-х гг. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.
С точки зрения развития логистики 1980-е гг. характеризуются следующим:
• быстрый рост стоимости физического распределения;
• рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;
• долгосрочное планирование в области логистики;
• широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля над логистическими процессами;
• централизация физического распределения;
• резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;
• четкое определение действительных издержек распределения;
• определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.
Здесь к взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.
Третий этап приходится на 90-е гг. XX в. На этом этапе определяющей стала реализация принципа движения ресурсов и продукции "точно в срок" с широким использованием информатизации и оптимизации производства.
Суть этого подхода заключается в том, что в основном производстве используется технология, позволяющая обходиться без создания существенных запасов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, в то время как в системе обеспечения предусматриваются поставки в строго определенное время через соответствующие интервалы. По этой технологии подача грузов в зону производственного потребления в необходимых случаях осуществляется с точностью до минуты. На этом этапе складываются элементы целостного выражения логистики. Сопоставляя массу продукции, которая находится в движении и на складах, с той, что включена непосредственно в производственный процесс, а также сравнивая время прохождения через эти звенья, можно сделать вывод о том, что производительность труда фирмы определяется пропускной способностью ее транспортно-складской системы. Из этого следует, что логистика как научная организация снабжения может способствовать увеличению товарного предложения фирмы и повышению ее конкурентоспособности.
Благодаря этому логистика рассматривается сейчас и как один из факторов конкуренции, и как современная рыночная концепция, для которой характерно признание коммерческой роли транспорта и материально-технического обеспечения в общей структуре фирм. Подразделения фирм, занимающиеся доставкой и хранением товаров и материалов и нередко понимаемые ранее как звено оптовой торговли, с существованием которого приходится мириться, стали приобретать соответствующие вес и значение. Теперь стратегия фирм разрабатывается с участием руководства указанных структурных подразделений.
Четвертый, современный, этап развития логистики, начало которого совпало с началом XXI в., следует назвать периодом глобализации, так как именно она является одной из основных тенденций развития всей экономики, выступая стимулятором всех современных инновационных процессов.
Под интеграцией и глобализацией мировой экономики часто подразумеваются схожие процессы: интеграцию понимают как процесс взаимодействия национальных хозяйств нескольких государств на основе кооперации и международного разделения труда, а также экономическое объединение субъектов, развитие и углубление взаимосвязей между ними; глобализацию экономики трактуют как рост взаимозависимости экономик всех стран, в основе которого лежит углубление интернационализации производства и капитала.
С макроэкономических позиций под глобализацией подразумевается процесс сближения и интеграции национальных рынков капитала, ценных бумаг, товаров, услуг, рабочей силы, при этом мировой рынок рассматривается не просто как совокупность этих рынков, а как целостное экономическое пространство, единый рынок с региональными и национальными подсистемами. В основе глобализации мировой экономики лежат следующие факторы:
o активное вовлечение в мирохозяйственные связи бывших социалистических стран;
o необходимость решения глобальных экологических проблем;
o ускорение научно-технического прогресса (НТП) и переход к постиндустриальному, информационному обществу.
Глобализация бизнеса, обостряя конкуренцию, стимулирует развитие ресурсного потенциала фирм с целью всестороннего повышения конкурентоспособности. В глобальной логистической системе все ресурсы становятся "информационно-пространственно-временными".
Развитие современных информационно-компьютерных технологий и телекоммуникационных систем создаст новые возможности для построения и функционирования организационно-управленческих структур глобальных компаний. Пространство и время не являются препятствием для менеджмента этих фирм как в собственном управлении, так и в интеграции (построении организационных отношений) со своими логистическими партнерами.
Существенные изменения, происходящие в торговом, таможенном, налоговом, транспортном законодательстве многих стран, приводят к созданию и развитию глобальных межгосударственных транспортных, телекоммуникационных, дистрибутивных и других макрологистических систем; появлению международных логистических посредников, что и позволяет реализовывать глобальные логистические стратегии с учетом всех мировых рынков и оптимизации тотальных (совокупных) затрат.
Глобализация определяет перспективу дальнейшего развития логистики в мировой экономике. Для этого этапа характерно усложнение рыночных отношений, усиление и усложнение конкуренции. Перечислим факторы, обусловливающие основные тенденции развития логистики:
o увеличение числа транснациональных корпораций (ТИК), позиционирующих себя на международном рынке как глобальные компании, и усиление конкуренции между ними;
o приход глобальных компаний на национальные рынки;
o усиление роли политического фактора в принятии решений по формированию и развитию транспортных коридоров (параллельных или в дополнение к ныне действующим) - государства включаются в конкурентную борьбу за привлечение транзитных грузов;
o возрастание роли портов в привлечении грузопотоков и обострение конкурентной борьбы между портами отдельных регионов;
o проникновение на национальные рынки транспортных услуг крупных зарубежных компаний;
o расширение перечня и повышение требований к качеству предоставляемых логистических услуг.
Все это непосредственно касается становления и развития логистики и в России. Если развитие логистики в зарубежных странах эволюционировало под действием определенных экономических и технологических факторов, было вызвано поиском новых конкурентных преимуществ в усиливающейся конкурентной борьбе, то российские фирмы с самого начала становления рыночных отношений должны были принять современные логистические принципы. Сложность текущего момента развития логистики в России состоит в том, что на каждом конкретном российском предприятии логистика находится на своем этапе развития (этапы развития логистики фирмы те же, что и для логистики в целом - фрагментация, становление, развитие, интеграция, глобализация); поэтому следует говорить о неравномерности развития российской логистики.
В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее ценное в имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов логистики, которые бы позволяли достигать конкурентных преимуществ и усиливать конкурентную позицию фирмы на рынке. Начиная с середины 1970-х гг. логистический менеджмент наряду с функциональными алгоритмами стал выполнять целеполагающую функцию, а логистическая политика, так же как производственная, финансовая, кадровая и прочие, стала важной составляющей корпоративной стратегии фирм.