Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия
1. 2. | Коэффициент автономии Коэффициент финансовой устойчивости | (12000 : 20 000) = 0,6 [12000 : (7000+1000)] = 1,5 |
3. | Коэффициент маневренности | [(12 000-6000)/12 000] = 0,5 |
4. 5. | Коэффициент покрытия Коэффициент абсолют ной ликвидности | [(10 000+4000)/(4000+1000)] = 2,8 [(3000/(4000+1000)] = 0,6 |
6. 7. | Общая рентабельность Рентабельность собственного капитала | (3000/20 000)х100% = 15% (3000/12 000)х100% = 25% |
Финансовое планирование
Финансовое планирование — это планирование финансовых ресурсов и фондов денежных средств предприятия.
Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлено относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам.
Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы.
Цель финансового планирования — прогнозирование платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Планирование финансовых ресурсов и вложений гарантирует выполнение обязательств перед бюджетом, кредиторами и акционерами, обеспечивает финансирование предпринимательской деятельности.
Задачами финансового планирования являются:
обеспечение торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами;
установление финансовых отношений с бюджетом, банками и другими контрагентами;
выявление направлений наиболее выгодных финансовых инвестиций;
повышение прибыльности финансово-хозяйственной деятельности;
контроль за образованием и расходованием денежных средств.
Финансовый план — составная часть бизнес-плана предприятия. При разработке бизнес-плана предусматривается исходить из того, что определение средств, необходимых для финансирования развития предприятия, предполагает оценку этого плана как инвестиционного проекта. Это означает, что предусмотренные планом затраты предприятия должны быть обоснованы их экономической эффективностью.
В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: стратегическое и тактическое.
Стратегический (перспективный) финансовый план — это форма реализации целей и задач предприятия, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Основа стратегического финансового планирования, являющегося одной из коммерческих тайн предприятия, — определение потребности в капитале для осуществления предпринимательской деятельности. Тактический финансовый план — это годовой баланс доходов и расходов предприятия. В условиях инфляции финансовые планы составляются на квартал и корректируются с учетом индекса инфляции.
Цель составления финансового плана — увязка доходов предприятия с необходимыми расходами. При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд; при превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых ресурсов. Дополнительные средства предприятие может привлечь за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов или займов, спонсорских взносов и т.д.
В финансовом плане производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования. Для этого составляется проверочная (шахматная таблица), в вертикальных графах которой приводятся направления использования финансовых ресурсов, а в горизонтальных — источники финансирования, что соответствует расходной и доходной частям баланса. Шахматная таблица позволяет выявить целевой характер использования ресурсов и сбалансировать доходы и расходы по статьям.
Основными доходными статьями финансового плана являются прибыль, амортизационные отчисления, банковские ссуды и другие доходы и поступления; основными статьями расходов — налоговые отчисления, расходы на капитальные вложения, средства на погашение банковских ссуд и процентов по ним и прирост оборотных средств, отчисления в целевые фонды и другие расходы и отчисления.
Практически финансовые планы конкретизируют стратегические. В свою очередь тактические планы детализируются посредством оперативного планирования, которое представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кассового плана, кредитного плана, платежного календаря и др.
Кассовый план отражает движение наличных средств предприятия в течение определенного периода (чаще всего квартала). Именно плохое управление наличностью — основная причина финансово-экономических трудностей, поэтому составление кассовых планов и контроль за их выполнением имеют важное значение для повышения платежеспособности предприятия.
Кредитный план — план поступления заемных средств и график погашения задолженности. Обычно оформляется в виде кредитной ставки.
Платежные календари, временной горизонт которых колеблется от 5 до 30 дней, отражают оперативные данные о движении и остатках средств на расчетном счете предприятия.
В конечном итоге финансовое планирование направлено на обеспечение рационального и эффективного использования имеющихся у предприятия финансовых ресурсов.
Глава 12 ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Основные понятия. Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности
Основные понятия
Все показатели, используемые при оценке хозяйственной деятельности торговых предприятий, можно разделить на две группы, оценивающие две экономические категории:
экономический эффект;
экономическая эффективность.
Эффект — экономический результат функционирования предприятия. В зависимости от цели анализа экономический эффект может выражаться с помощью показателей товарооборота, валового дохода, прибыли, издержек обращения.
Экономическая эффективность определяется соотношением полученного эффекта (результата) и затрат различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) по его достижению. Иными словами, речь идет об уровне эффективности использования ресурсов.