Тема 1 Макроэкономика: предмет и метод. Совокупный спрос, совокупное предложение
Цели и задачи методического пособия
Обучающие тесты
Раздел 3 Макроэкономика
Тема 3.1 Макроэкономика: предмет и метод. Совокупный спрос, совокупное предложение.
Тема 3.2 Макроанализ: классическая и кейнсианская теории равновесия.
Тема 3.3 Теория равновесия Д.М. Кейнса.
Тема 3.4 Система национальных счетов и ее основные показатели.
Тема 3.5 Макроэкономическая нестабильность. Проблема экономического роста.
Тема 3.6 Рынок труда. Проблема занятости.
Тема 3.7 Деньги. Роль денег в экономике.
Тема 3.8 Инфляция. Проблема инфляции в России.
Тема 3.9 Банковская система. Роль банков в экономике.
Тема 3.10 Денежный рынок: структура, механизм функционирования.
Тема 3.11 Кредитно-денежная политика.
Тема 3.12 Бюджет. Экономическая теория налогообложения.
Тема 3.13 Фискальная политика государства и ее эффективность.
Тема 3.14 Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга.
Тема 3.15 Социальная политика государства. Распределение доходов. Равенство и бедность.
Самостоятельная работа студентов является составной частью учебного процесса и направлена на освоение образовательной программы без прямого участия преподавателя.
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по экономической теории (раздела 3 «Макроэкономика»).
Пособие составлено на базе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и аттестационных педагогических измерительных материалов, используемых в рамках Интернет-экзамена в сфере профессионального образования.
Выполнение обучающих тестов способствует формированию у
студентов дидактических предпосылок к успешной самостоятельной работе и позволяетзакрепить практические навыки работы с тестовыми материалами.
Данное пособие предполагает получение навыков работы с тестовыми заданиями (обучающими тестами) на основе базовых понятий и методов анализа макроэкономических процессов. При самостоятельной работе с тестами студент может опереться на представленный теоретический материал и пояснения по каждому обучающему тесту.
В обучающие тесты включены основные темы рабочей программы по дисциплине «Экономическая теория» (раздел 3 «Макроэкономика»), подготовленной для студентов экономического факультета
Раздел 3 Макроэкономика
Тема 1 Макроэкономика: предмет и метод. Совокупный спрос, совокупное предложение.
1.1 Часть экономической теории, в которой изучаются характер и результаты функционирования национальной экономики в целом, называется … | ○ мезоэкономикой ○ микроэкономикой ○миниэкономикой ○ макроэкономикой |
Решение 1.1:
Экономическая теория состоит из двух разделов: микроэкономики и макроэкономики. Микроэкономика исследует закономерности экономического поведения на уровне отдельных экономических агентов: потребителя (домохозяйства) и производителя (фирмы) и объясняет, как и почему они принимают экономические решения, а также изучает принципы функционирования рынков отдельных товаров.
Макроэкономика — это наука, которая изучает закономерности функционирования экономики в целом, исследует взаимодействие экономических агентов и экономических рынков друг с другом, при этом экономика рассматривается как сложная, иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.
1.2 Установите соответствие между экономическими агентами, участвующими в кругообороте продуктов и доходов, и их ролью. 1. Домашнее хозяйство. 2. Фирмы. 3. Государство. 4. Иностранный сектор. | ○ 4 импортируют товары ○ 3 взимают налоги с частного сектора ○ 1 предъявляют спрос на товары и услуги ○ 2 производят для продажи товары и услуги |
Решение 1.2:
Используя такой критерий, как типичные черты экономического
поведения, можно выделить четыре рационально действующие макроэкономических агента: домохозяйства, фирмы, государство, иностранный сектор.
Домохозяйства - это совокупный макроэкономический агент, цель которого - максимизировать полезность. Домохозяйства являются:
• собственниками экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей). Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление, а оставшуюся часть сберегают.
· основными покупателями товаров и услуг,
· основными сберегателями и поэтому кредиторами, обеспечивая предложение сбереженных средств в экономике.
Фирмы - это совокупный макроэкономический агент, целью которого - максимизация прибыли. Фирмы являются:
· основными производителями товаров и услуг в экономике;
· покупателями экономических ресурсов, с помощью которых осуществляется процесс производства.
Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.
Государство - это макроэкономический агент, представленный совокупностью государственных учреждений и организаций. Основные задачи государства в рыночной экономике можно разделить условно на след. направления:
- организация институциональных основ эффективного развития экономики,
- устранение провалов рынка, т.е. решения проблем, которые механизм рынка не в состоянии решить (например, экологические проблемы, проблемы безопасности); и проблем, которые рынок порождает (например, безработица, социальное неравенство)
Частный и государственный секторы образуют закрытую экономику.
Иностранный сектор - это совокупный макроэкономический агент, объединяющий все остальные страны мира, с которыми данная страна взаимодействует посредством:
международной торговли,
перемещения капиталов.
Добавление в анализ иностранного сектора дает открытую экономику.
Ответ:
Домашнее хозяйство - ○ предъявляют спрос на товары и услуги
Фирмы - ○ производят для продажи товары и услуги
Государство - ○ взимают налоги с частного сектора
Иностранный сектор - ○ импортируют товары
1.3 К основным макроэкономическим показателям не относятся … | ○ национальный объем производства ○ общий уровень цен ○ тарифы на электроэнергию ○ процентная ставка |
Решение 1.3:
Макроэкономика исследует проблемы, общие для всей экономики. Это:
• экономический рост, его факторы и темпы;
• экономический цикл и его причины;
• занятость и безработица;
• общий уровень цен и инфляция;
• уровень ставки процента и денежное обращение;
• состояние государственного бюджета и финансирование бюджетного дефицита;
• состояние платежного баланса и валютный курс.
1.4 Модель кругооборота доходов и расходов в национальной экономике отражает… | ○ мультипликативный эффект расширения денежной массы ○ цикличность развития экономики ○ циркуляцию реальных благ и денежных потоков в экономике ○ взаимосвязь между инвестициями, государственными расходами и ВНП |
Решение 1.4:
Поведение макроэкономических агентов на макроэкономических рынках исследуются с помощью модели кругооборота продукта, расходов и доходов (модели круговых потоков). (рис. 1).
Рис.1. Кругооборот продукта, расходов и доходов в двухсекторной модели экономики
Домохозяйства приобретают товары и услуги, которые производят и поставляют на рынок товаров и услуг фирмы. Чтобы производить товары и услуги, фирмы закупают экономические ресурсы - труд, землю, капитал и предпринимательские способности, собственниками которых являются домохозяйства.
Материальные потоки сопровождаются денежными потоками. Покупая товары и услуги, домохозяйства за них платят, обеспечивая фирмам выручку от продаж. Фирмы выплачивают домохозяйствам в виде факторных доходов заработную плату - за фактор труд; ренту - за фактор землю; процент - за фактор капитал; прибыль - за фактор предпринимательские способности, в сумме они составляют совокупный (национальный) доход. Полученные доходы домохозяйства тратят на покупку товаров и услуг (совокупного продукта).
Доход каждого экономического агента расходуется, создавая доход другому экономическому агенту. Таким образом, совершатся кругооборот доходов и расходов.
1.5 Экономический агент – это … | ○ человек, имеющий экономическое образование ○ любой потребитель ○ лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность ○ трудоспособный гражданин |
Решение 1.5:
Экономический агент - действующее лицо в экономике (как физическое, так и юридическое), которое может принимать экономические решения.
Трудоспособный гражданин или человек, имеющий экономическое образование, может не воспользоваться своими способностями. Потребитель может удовлетворять потребности, получая блага от государства.