Основные цели и задачи сертификации
По определению Международной организации по стандартизации (ИСО) стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности. Влияние сертификации на улучшение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, оснастку и готовую продукцию, а также через установление в стандартах технологических требований и показателей качества, единых методов испытаний и средств контроля.
Объектом сертификации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик). Областью сертификации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Сертификация осуществляется на разных уровнях. Уровень сертификации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Если участи в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.
Сущность сертификации. Сертификация– (sertifikat с французкого от позднелатинского sertificio) документ, удостоверяющий качество товара.
Термин «сертификация» впервые был сформулирован и определен Комитетом по вопросам сертификации (СЕРТИКО), международной организации по стандартизации (ИСО) и включен в Руководство ИСО/МЭК 2 версии 1982 года «Общие требования и определения в области стандартизации, сертификации и аккредитации испытательных лабораторий».
Согласно этому документу, сертификация определялась как действие, удостоверяющее посредствам сертификата соответствия или Знака соответствия, что изделие или услуга соответствует определённым стандартам или другим нормативным документам. Данное определение положено в основу понятия сертификата соответствия, принятого сегодня в системе сертификации международного Совета (МГС) стран-участниц СНГ.
Известно, что продукция создается для дальнейшего ее использования или потребления. В общей цепочке жизненного цикла продукции изготовитель является «первой стороной». И он, конечно, считают, что произвел хорошую продукцию, которая удовлетворит потребителя.
«Второй стороной» в этой цепочке является потребитель, желающий приобрести качественную продукцию. От оценки потребителя зависит дальнейшая судьба продукции.
«Третьей стороной», т.е. арбитром, является независимый от изготовителя и потребителя орган или лицо. В международной практике в оценке соответствия наиболее объективными и достоверными считаются результаты испытаний, проведенные третьей стороной. Значит под сертификацией соответствия понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должны образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О техническом регулировании» термин «сертификация» означает письменное подтверждение органом, независимым от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя), соответствия продукции, процесса работы, услуги требованиям, установленным в нормативных документах.
Установление соответствия заданным требованиям сопряжено с испытанием. Под испытанием понимается техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции с соответствии с установленной методикой по отработанным правилам. Испытания проводятся в испытательных лабораториях. Испытательная лаборатория – это специальная лаборатория, которая проводит испытания того или иного продукта, изделия.
Постоянную проверку степени соответствия заданным требованиям называют оценкой соответствия. Соответствие – это соблюдение всех установленных требований к продукции, процессу или услуге.