Понятие и целевая функция фирмы.
В современной экономике насчитывается примерно 40 млн. фирм, 99% которых относится к сфере малого и среднего бизнеса. Почти половина из них функционирует в США. В России с началом рыночных реформ также быстро растет количество разнообразных фирм - в торговле, промышленности, сфере услуг, финансовом секторе, в других отраслях экономики. Если в плановом хозяйстве бывшего Советского Союза насчитывалось в общей сложности около 40 тыс. предприятий, то в российской экономике сегодня уже действуют несколько миллионов фирм.
Возникает закономерный вопрос: "Зачем в рыночной экономике нужны фирмы, почему она не может обойтись без них? Иначе говоря, как соотносятся между собой рынок и фирма?
Появление и широкое распространение фирм относятся к периоду первоначального накопления капитала. Именно тогда стали возникать многие индивидуальные и ассоциированные предприятия, ставшие впоследствии опорой фабричного производства и организационной формой предпринимательской деятельности. Функции фирм на последующих этапах экономического развития и НТП постоянно расширялись, а их роль в экономике возрастала.
Фирма как хозяйственная структура и экономическая категория за длительный период развития рыночных отношений существенно эволюционировала. Первоначально понятие "фирма" (от итальянского - подпись) означало "торговое имя" коммерсанта. Сегодня этот термин означает институт, преобразующий ресурсы в продукцию. В учебной литературе под фирмой понимается определенная организация, экономический и правовой субъект, занимающийся производственной деятельностью и обладающий хозяйственной самостоятельностью в решении вопросов: "Что, как и для кого производить, где, кому и по какой цене продавать?"
Главная функция фирмы состоит в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Конечной целью деятельности фирмы является максимальное увеличение благосостояния ее владельцев.
Потребитель и фирма - основные агенты рыночных отношений. Чтобы получить более ясное представление о связи между фирмой и рынком, выделим основные признаки этих двух институтов координации хозяйственной деятельности людей.
Рынок предполагает выполнение следующих условий:
1) обособление средств производства (принадлежность факторов производства тем или иным собственниками);
2) господство косвенных (опосредованных) форм связей между людьми - через цены, деньги;
3) использование экономических (материальных) стимулов, исключение прямого диктата, приказа.
В отличие от рынка фирма предполагает:
1) концентрацию (объединение) факторов производства;
2) господство прямых (непосредственных) связей между сотрудниками;
3) единоначалие, административные методы управления.
Отмеченные признаки показывают, что рынок - это сфера бессознательной, спонтанной координации действий его участников. Фирмы же - это участки сознательной координации действий (коопераций) между людьми. В противоположность рынку они представляют собой плановую или иерархическую систему, где все ключевые вопросы решаются собственниками. Таким образом, фирмы и рынок являются альтернативными способами организации экономической деятельности людей.
В научной литературе существуют разные объяснения причин возникновения фирм. Например, Адам Смит, а впоследствии Карл Маркс считали, что фирмы (мануфактуры, фабрики) возникли в результате кооперации работающих на основе разделения труда. Такая кооперация позволила значительно снизить производственные издержки и увеличить производительность труда каждого работника. К.Маркс, идеализировавший фабрику и весь фабричный порядок, пришел к выводу о необходимости расширения кооперации до масштабов всего общества.
Но наибольшее признание в научном мире получило объяснение причин возникновения фирмы, которое дал американский экономист Р.Коуз, считавший что фирма как экономический институт возникает в связи с дороговизной рыночной координации. В условиях частной собственности фирма сокращает издержки рыночного обмена, которые в противном случае несли бы индивидуальные производители, не объединенные в такого рода организации.
Р.Коуз ввел понятие "трансакционных издержек"(затрат)(от лат. - сделка). Люди, конечно, знали о них, учитывали их на практике, но не подозревали, что они имеют важнейшее значение в возникновении фирм, банков, бирж и других институтов экономической жизни. Р.Коуз выделил четыре категории трансакционных затрат:
1) затраты на сбор и обработку информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристик товаров и услуг);
2) затраты на проведение переговоров и принятие решений (заключение контрактов);
3) затраты на контроль за соблюдением условий договора;
4) затраты на юридическое обеспечение контракта.
Фирмы и другие экономические институты как раз и призваны минимизировать эти издержки. Они становятся такими альтернативными организациями, которые вытесняют ценовой (рыночный) механизм и заменяют его системой административного контроля. Этот процесс состоит в том, что многие операции внутри фирмы осуществляются без посредничества рынка, что обходится дешевле. В пределах фирмы сокращаются затраты на поиск экономической информации, исчезает необходимость непрерывного продления контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость.
Но тогда уместно задать другие вопросы: "Если фирмы позволяют экономить трансакционные затраты и фактически сокращать издержки производства, то зачем вообще нужен рынок? Почему все производство не осуществляется одной гигантской фирмой? Такие попытки предпринимались в бывших социалистических странах, где существовала система централизованного планирования. Командно - административная экономика и создавалась в расчете на то, что полное вытеснение рыночных отношений и формирование общественного производства позволят обеспечить гигантскую экономию на трансакционных затратах.
Но этого не произошло. Деятельность любой иерархической организации также связана с определенными издержками, как и рынок. Их можно назвать издержками бюрократического контроля. При превышении определенного размера иерархия начинает терять управляемость. Затраты на поиск и обработку информации стремительно идут вверх. Обеспечение заинтересованности работников в достижении целей фирмы обходится все дороже. Это, конечном счете, ведет не к экономии, а к возрастанию трансакционных затрат в специфической форме (затраты на бюрократический контроль).
Отсюда следует, что ни у рынка, ни у иерархии нет абсолютных преимуществ. И то и другое имеет свои плюсы и минусы. Поэтому, когда фирма решает, как организовать сделку - обратиться к внешнему поставщику или изыскать внутренний источник, она должна взвесить издержки и выгоды обоих вариантов.