Экономические методы регулирования товарного обращения

Анализ сложившихся структур сферы товарного обращения показал, что новые системообразующие элементы, действую­щие в настоящее время на рынке, сформировались в сложных условиях переходного периода при отсутствии адекватного хо­зяйственного механизма, способного в достаточной мере обес­печить взаимоувязку интересов товаропроизводителей, предприятии оптовой и розничной торговли, потребителей това­ров. В силу функциональных возможностей и экономико-пра­вового статуса они не в состоянии решить задачи, возложен­ные на них обществом.

Значительные структурные изменения в системе управле­ния торговлей как единой отрасли, произошедшие в ходе осу­ществления экономических реформ, оказали негативное влия­ние на состояние потребительского рынка, так как во многом была утрачена возможность координации деятельности по то­варному наполнению рынка и движению товаропотоков.

Эффективное функционирование предприятий различных форм собственности в рыночных условиях, а также обеспече­ние социальных приоритетов с точки зрения общественного развития могут быть достигнуты путем регулирования процес­сов, происходящих в сфере товарного обращения, что присуще развитому рыночному механизму.

Регулирование товарного обращения осуществляется в фор­ме сочетания государственного регулирования как целевого воздействия по иерархии до нижних уровней управления вклю­чительно и внутрисистемного саморегулирования предприятий оптовой и розничной торговли.

Необходимость государственного регулирования на рынке по­требительских товаров определяется следующими факторами:

• отсутствие адекватного рыночного механизма при ликви­дации системы централизованного доведения товаров до по­требителей;

• различный уровень развития рыночных отношений в сфе­ре производства и сфере обращения;

• значительная дифференциация потребительского рынка, связанная с резким социальным расслоением населения;

• требование координации формирования и распределения товарных ресурсов в связи со значительными объемами их за­воза из стран СНГ и по импорту;

• незаинтересованность коммерческих структур в обеспече­нии потребности рынка в товарах как по объему, так и по ас­сортименту.

Существуют экономические, административные, организа­ционные методы государственного регулирования товарного обращения, что обусловлено спецификой переходного перио­да. Однако в соответствии с рыночными законами хозяйство­вания основным методом является экономический, т.е. непо­средственное или косвенное воздействие на товарное обращение как систему с помощью различных экономических инстру­ментов.

Непосредственная форма воздействия связана с определени­ем некоторых элементов рынка. В настоящее время это касает­ся в основном формирования товарных ресурсов (прежде всего по социально значимым товарам первой необходимости и то­варам массового спроса).

Прямое воздействие государства на формирование товарно­го обеспечения происходит путем установления определенных объемов закупок и поставок товаров, в первую очередь для го­сударственных нужд, являющихся обязательными к исполне­нию для предприятий любых форм собственности, и обеспече­ния некоторых объемов поставок и реализации товаров в целях поддержания необходимого уровня потребления товаров насе­лением.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О по­ставках продукции и товаров для государственных нужд" от 28 мая 1992 г. для осуществления деятельности по образова­нию федеральных продовольственных фондов Указом Прези­дента и постановлением Правительства Российской Федера­ции утверждаются объемы и ассортимент поставок продоволь­ствия; министерства и ведомства, ответственные за закупку и поставку товаров по федеральным фондам и выступающие в качестве госзаказчика, а также категории потребителей. Ука­занные фонды создаются по основным продовольственным товарам (зерно, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, рыбопродукты, сахар, растительное масло, карто­фель и овощи) для удовлетворения потребностей военных и приравненных к ним категорий потребителей, снабжения рай­онов Крайнего Севера, экологически загрязненных районов и приравненных к ним местностей, частично г. Москвы и Санкт-Петербурга и на другие государственные нужды. В этой связи стоит отметить, что относительная стабилизация рынка продо­вольственных товаров, особенно в 1993—1994 гг., была во многом обусловлена формированием федеральных продоволь­ственных фондов.

Государство принимает непосредственное участие в установ­лении хозяйственных связей, а также сохраняет в собственнос­ти ряд предприятий сферы товарного обращения, обеспечива­ющих общегосударственные интересы (например, оптовые пред­приятия, обеспечивающие товародвижение продукции, имею­щей стратегическое значение: накопительные склады для снабжения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, холодильники и объекты складского хозяйства для формирования федеральных фондов, оптовые предприятия, осуществляющие хранение мобилизационных запасов и резе­рвов правительства, и др.).

Государство в лице уполномоченных на это органов коор­динирует деятельность по формированию товарных ресурсов и стабилизации положения на потребительском рынке, в част­ности поставки товаров по федеральным фондам и фондам для иных государственных нужд; завоз товаров по межправитель­ственным соглашениям из стран СНГ; закупки по импорту за счет централизованно выделяемых валютных средств. Осущест­вление и координация деятельности по поставкам товаров для государственных нужд осуществляются на основе соглашений, которые определяют механизм взаимодействия государства и коммерческих структур различных форм собственности и сфер деятельности по выполнению целевых государственных про­грамм, а также разграничивают функции и определяют права и обязанности сторон по деятельности на рынках определенных групп товаров.

Косвенное воздействие государства на товарное обращение происходит посредством применения экономических рычагов стимулирования промышленных и торговых предприятий, ис­пользования кредитно-финансовой системы, тарифов на услу­ги (например, на перевозку грузов), влияния на ценовую поли­тику предприятий. К участию в реализации социально значи­мых программ (например, снабжение районов Крайнего Севе­ра) привлекаются предприятия с обеспечением им финансо­вой поддержки через предоставление целевых или льготных кредитов, а также налоговых льгот, направленных на пополне­ние собственных оборотных средств.

В то же время оптимальное сочетание экономических, ад­министративных и организационных методов регулирования товарного обращения определяется на региональных уровнях в соответствии с особенностями хозяйствования субъектов сис­темы. Местные органы власти могут решать вопросы предо­ставления целевых кредитов и формирования заказа на товары массового спроса и социально значимые товары; освобожде­ния от уплаты налога на прибыль, зачисляемую в местный бюджет; местных налогов и сборов, коммунальных платежей при закупках, накоплении и реализации этих товаров. Возможно установление обязательного ассортиментного перечня для оп­товых и розничных предприятий, действующих в регионе, а также определение основных условий деятельности предпри­ятий при выдаче лицензий на оптовую и розничную торговлю. При этом обязательно осуществление контроля качества това­ров, ассортимента, соблюдение правил торговли, условий до­говоров и норм законодательных актов с применением уста­новленных законами санкций к предприятиям-нарушителям.

Глава 4 ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

К постановке вопроса. Стратегическое планирование коммерческой деятельности. Текущее планирование. Контроль за реализацией планов

К постановке вопроса

Планирование хозяйственной деятельности торгового пред­приятия должно способствовать эффективной реализации но­вой экономической ситуации. Развитие полноценного рынка и приватизация собственности резко активизируют процессы самоуправления предприятий, что коренным образом меняет суть планирования.

Отказ от традиционного планирования развития торговли как отрасли национальной экономики не означает свертыва­ния плановой работы на предприятиях, фирмах, корпорациях. Планирование является одним из трех основных элементов сис­темы управления предприятием, к которым относятся также организация управления и контроль.

По своей сути план хозяйственной деятельности предпри­ятия — это вид программы, предназначенной для планирова­ния по времени действий, направленных на достижение опре­деленных целей. В программе также должны быть изложены мероприятия, позволяющие начать подготовку к использова­нию будущих возможностей или к устранению будущих дис­пропорций. По образному выражению У.Стентона и Ч.Футрелла, "планирование — это изучение прошлого для решения в настоящем, что делать в будущем".*

* Stanton W.J., Futrell Ch. Fundamentals of marketing. Mc. Graw-Hill, inc., 1987. P. 44.

В связи с отсутствием необходимости строго выполнять ус­тановленные "сверху" плановые задания планирование можно представить как процесс последовательной корректировки пла­нов. Это значит, что решения, относящиеся к будущему, долж­ны соотноситься с постоянно обновляемой информацией о ре­зультатах хозяйственной деятельности и соответствующим об­разом корректироваться (рис. 4.1).

Экономические методы регулирования товарного обращения - student2.ru

Рис. 4.1. Корректировка планов хозяйственной деятельности

Важной отличительной чертой и достоинством системы пла­нирования, ориентированной на функционирование в услови­ях рыночной неопределенности, является ее гибкость, т.е. спо­собность немедленно реагировать на:

возникающие отклонения от установившихся взаимоотно­шений с внешним окружением;

появление новых возможностей;

изменение ситуации внутри предприятия.

Иными словами, план — лишь инструмент контроля за по­этапным достижением поставленных целей. Руководитель пред­приятия может откорректировать план, если возникли благо­приятные условия для достижения целей другим, менее обре­менительным способом.

Концепция целевого управления обусловила содержание системы планов и целевой подход к организации планирова­ния. В общем виде принципиальная схема системы планиро­вания хозяйственной деятельности торговых предприятий и их объединений представлена на рис. 4.2.

Из рисунка следует, что составляющими системы стратеги­ческого планирования являются два взаимосвязанных вида пла­нирования: программно-целевое и текущее.

Экономические методы регулирования товарного обращения - student2.ru

Рис. 4.2. Содержание плановой работы на торговых предприятиях

Стратегическое планирование коммерческой деятельности

Понятие

Стратегическое планирование является исходным пунктом плановой работы и имеет первостепенное значение для опре­деления содержания программ и планов деятельности пред­приятия. Этот вид планирования получил широкое распростра­нение в странах с развитой рыночной экономикой.

Существует немало дефиниций стратегического планирова­ния. Американские ученые Дж. Штейнер и Дж. Майнер пони­мают под этим процессом "определение долгосрочных целей и задач корпорации, принятие курса действии и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей".* Сотруд­ники Института будущего (США) рассматривают стратегичес­кое планирование как "согласованное во времени множество решений, направленных на достижение специально выделен­ных целей".** В обзоре "Стратегическое планирование в фир­мах капиталистических стран" приводится такое определение: "Учет в текущих решениях возможных будущих перемен, оп­ределение направлений деятельности организаций и путей со­здания будущих поколений товаров и услуг, а также политики, обеспечивающей достижение стоящих перед организацией це­лей".*** А. Дюбрин, Р. Айреланд и Дж. Вильяме, авторы фунда­ментальной работы по управлению, называют стратегическим планированием "процесс распределения ресурсов для дости­жения фирмой текущих и перспективных целей и задач в усло­виях быстро меняющегося и конкурирующего делового окру­жения".**** Ф. Котлер понимает под стратегическим планирова­нием "управленческий процесс создания и поддержания стра­тегического соответствия между целями фирмы, ее потенци­альными возможностями и шансами в сфере маркетинга".*****

* Стратегическое планирование в промышленных предприятиях. — М., 1986.—С. 9.

** Там же. —С. 10.

*** Стратегическое планирование в фирмах капиталистических стран. — Киев, 1984. —С. 1.

**** DuBrin A.J., Ireland R.D., Williams J.C. Management and Organization. S.-W. Publishing Co., Ohio. 1989. P. 122.

***** Котлер Ф. Основы маркетинга. — М., 1990. — С. 577.

Несмотря на значительные расхождения в приведенных оп­ределениях, они имеют два общих центральных момента:

долговременная ориентация стратегического планирования;

наличие определенной цели (целей).

Основываясь на методологии программно-целевого плани­рования и принимая во внимание особенности экономических условий, создаваемых рыночными отношениями, мы будем по­нимать под стратегическим планированием определение страте­гической цели развития торгового предприятия на основе прогно­за его возможностей и изменений внешней среды, а также выра­ботку программы действий по достижению этой цели.

Задачи

Основными задачами стратегического планирования явля­ются:

• определение цели функционирования предприятия;

• анализ альтернативных стратегий ее достижения и выбор предпочтительных с точки зрения эффективности использова­ния имеющихся ресурсов и времени реализации;

• разработка блока целевых программ, направленных на до­стижение установленной цели;

• составление текущих планов как этапов движения к страте­гической цели в конкретных конъюнктурных условиях рынка.

Цель развития предприятия

Стратегическая цель развития торгового предприятия мо­жет носить качественный характер, но для практической рабо­ты очевидна необходимость ее последующего выражения в ко­личественно заданных целях, которые должны быть конкрет­ными, реалистичными и взаимосвязанными. Количественно за­данные цели служат критериями оценки эффективности рабо­ты предприятия и его усилий по достижению стратегической цели.

Реалистичность целей предполагает их обусловленность на­личием потенциальных ресурсов. Поэтому процесс определе­ния целей носит итеративный характер сближения поставлен­ных целей с потенциальными возможностями. В свою очередь сближение текущих возможностей с потенциальными осущест­вляется с помощью целевых программ.

При формулировании стратегической цели было бы оши­бочным предполагать, что целью предприятия в условиях ры­ночных отношений может являться лишь получение максималь­ного дохода. Конечно, этот показатель будет иметь преобла­дающее значение, но движение в заданном направлении на каж­дом этапе развития предприятия обусловлено временными це­лями: завоевание определенной доли локального рынка, со­здание благоприятного впечатления у населения о предпри­ятии, формирование постоянного контингента покупателей и др.

В течение многих лет работа всех звеньев от предприятий до отрасли в целом оценивалась на основе достижений в об­ласти увеличения объема товарооборота, т.е. мы имели дело, пользуясь терминологией маркетинга, с "концепцией сбыта". В настоящее время развитие экономики страны опирается на рыночные законы. Создаются условия, при которых реализо­вать цель деятельности предприятия, имея при этом стабиль­ный коммерческий успех, можно лишь посредством наиболее полного удовлетворения нужд и запросов потребителей.

Содержание процесса планирования

Процесс планирования представлен на рис. 4.3.

Экономические методы регулирования товарного обращения - student2.ru

Рис. 4.3. Процесс планирования

Исходным пунктом стратегического планирования является аналитическая работа. На этом этапе не только исследуются сложившиеся тенденции, но и разрабатываются прогнозы раз­вития основных факторов, определяющих результаты деятель­ности предприятия.

Общая оценка экономической ситуации производится на основании следующих показателей:

изменение реальных доходов населения;

темпы инфляции;

состояние потребительского рынка;

динамика и структура экспорта-импорта товаров;

конъюнктура рынка непродовольственных товаров;

конъюнктура рынка продовольственных товаров и др.

Кроме того, необходимо провести ряд специальных иссле­дований состояния и перспектив развития локального потре­бительского рынка, входящего в сферу интересов предприятия. Первостепенное значение имеет определение потенциальной емкости рынка, покупательских предпочтений, конкурентной среды.

Другой важный аспект анализа — оценка ресурсных воз­можностей, причем как поставщиков производственных ком­понентов (в первую очередь потребительских товаров), так и самого предприятия. Ресурсные возможности предприятия в основном определяются его финансовым состоянием, кадро­вым потенциалом и уровнем развития материально-техничес­кой базы.

В отдельных случаях существенную роль играют:

пространственные ресурсы (характер торговых залов, склад­ских и других производственных помещений, особенности тер­ритории вокруг предприятия, состояние коммуникаций и дру­гие возможности расширения);

ресурсы организационной системы управления (гибкость управляющей системы, скорость прохождения управленческих воздействий);

информационные ресурсы (наличие информации о постав­щиках, конкурентах, финансовых структурах, потенциальных покупателях, самом предприятии; возможности расширения информации, повышения ее достоверности).

Поскольку, как уже указывалось, к обязательным элемен­там рыночных отношений относится наличие конкуренции, при определении главной цели и выборе стратегии ее достижения следует учитывать влияние конкурентов на результаты деятель­ности предприятия. Это влияние может проявляться двояким образом:

с одной стороны, имеется возможность сотрудничества, на­пример в согласовании профиля предприятий, их направлен­ности на определенный сегмент рынка;

с другой стороны, нельзя не учитывать вероятность усиле­ния рыночных позиций конкурентов за счет улучшения уров­ня обслуживания покупателей, внедрения новых эффективных технологий продвижения товаров на рынок, получения более дешевых источников ресурсного обеспечения и др.

Заключительный этап анализа — изучение возможности по­вышения эффективности хозяйственной деятельности, т.е. улуч­шения соотношения между результатами и затратами: оценка производительности труда работников торговых залов, степе­ни использования торговых площадей, рациональности исполь­зования складских и служебных помещений, размеров издер­жек обращения по статьям расходов, доходности каждой ас­сортиментной позиции, эффективности материального стиму­лирования сотрудников.

Указанные направления анализа отражают общий подход к планированию хозяйственной деятельности торговых предпри­ятий в условиях переходного периода. Определить конкретное содержание аналитической работы для гипотетического пред­приятия так же невозможно, как найти два предприятия с иден­тичными условиями функционирования. Большую помощь в области как методологии, так и специальных исследований может оказать отдел маркетинга, наличие которого на крупных предприятиях является необходимым. Небольшие предприятия, решающие рассматриваемые вопросы, могут обратиться в спе­циализированные консалтинговые фирмы или принять в штат выпускников торговых факультетов высших учебных заведений.

Следующий этап стратегического планирования после ана­лиза целей и выбора стратегий их достижения — разработка целевых программ, содержащих мероприятия, позволяющие практически реализовать конкретную стратегию деятельности. Количество программ, одновременно осуществляемых на пред­приятии, как показывает опыт, не должно превышать 3—5.*

* Конкретное количество программ во многом определяется объемом хозяйственной деятельности предприятия, сложностью его управленчес­ких структур, возможностями привлечения необходимых ресурсов для выполнения программ, квалификацией кадров и степенью отождествле­ния их личных интересов с интересами предприятия.

Наиболее часто возникает необходимость в разработке про­грамм, связанных с повышением рентабельности, проведени­ем технического перевооружения, созданием автоматизирован­ной системы учета и управления, совершенствованием техно­логии обслуживания покупателей.

Процедуры создания целевых программ достаточно подроб­но рассмотрены в имеющейся литературе.* Несмотря на неко­торые различия в этих процедурах, общим для них являются: описание предприятия; количественная оценка ожидаемых ре­зультатов, необходимых ресурсов и на этой основе ранжирова­ние мероприятий; временная оценка выполнения мероприя­тий; состав исполнителей с указанием ответственных за кон­кретные участки работы; организация контроля.

* См., например: Целевые комплексные программы развития производ­ства. — Киев, 1986; Целевые комплексные программы: организационно-экономический механизм. — М.,1989.

Особое место среди целевых программ занимают так назы­ваемые ситуационные программы, наличие которых обуслов­лено неопределенностью экономических процессов при ста­новлении рыночных отношений. Такие программы разрабаты­ваются с учетом вероятности возникновения той или иной про­гнозируемой ситуации. Иными словами, следует иметь пакет программ, начало реализации которых является реакцией пред­приятия на существенные изменения внешней среды или ре­зультатов работы (снижение рентабельности предприятия ниже определенного уровня, повышение цен отдельными поставщи­ками выше установленного предела и др.). Создание ситуаци­онных программ, конечно, требует затрат, но своевременно при­нятое рациональное решение, а главное, его практическое осу­ществление — важный фактор успеха на рынке и надежная гарантия сохранения и укрепления экономических позиций.

Текущее планирование

Цель текущего планирования — установление краткосроч­ных целей торгового предприятия и тактики их достижения. Оно осуществляется посредством комплекса взаимосвязанных планов и служит для оперативного управления хозяйственной деятельностью предприятия, направленной на реализацию це­лей стратегического плана с учетом сложившихся перед нача­лом планового периода условий.

Текущие планы — инструмент гибкого непрерывного реа­гирования на возможное изменение параметров воздействия внешнего окружения, например спроса. Непрерывность пла­нирования обеспечивается ежеквартальным составлением пла­на на последующие 12 месяцев.

Основными разделами комплексного текущего плана явля­ются:

план товарооборота с указанием укрупненных групп ассор­тиментных позиций;

план товарного обеспечения;

план издержек обращения;

финансовый план.

На крупных предприятиях каждое подразделение нередко самостоятельно определяет параметры своей хозяйственной деятельности, если при этом не требуется никаких дополни­тельных ресурсов. Планы разрабатывают, руководствуясь це­лями развития предприятия. Воздействие со стороны управля­ющего органа может проявляться лишь, скажем, в установле­нии минимального уровня рентабельности. Исключение состав­ляют случаи, когда деятельность подразделения оказывает не­посредственное влияние на результаты работы других звеньев. Так, планы отдела закупок следует составлять с учетом заявок торговых отделов.

Планы хозяйственной деятельности разрабатываются по довольно широкому кругу показателей, среди которых опреде­ляют опорные, способствующие достижению цели предпри­ятия. Однако любому предприятию независимо от целей про­граммы необходимо планировать показатели, характеризующие эффективность хозяйственной деятельности.

К числу таких основных показателей относятся:

балансовая прибыль на рубль вложенных средств (сумма основных, оборотных фондов и фондов обращения);

балансовая прибыль на одного среднесписочного работника;

размер издержек обращения в процентах к валовому това­рообороту.

К показателям планирования второго уровня относятся:

объем товарооборота;

структура товарооборота в натуральных единицах измере­ния по основным для данного предприятия ассортиментным группам;

валовой доход;

структура издержек обращения;

объем товарооборота в расчете на одного работника торго­вой группы.

Показатели третьего уровня характеризуют реализацию под­программ по развитию материально-технической базы, совер­шенствованию обслуживания, формированию кадрового потен­циала и др. Например, мероприятия подпрограммы развития материально-технической базы отражают следующие показа­тели: размер торговой площади, количество единиц установ­ленного оборудования различных видов, число филиалов. Струк­тура и содержание показателей третьего уровня зависят от кон­кретных задач как текущих планов, так и целевых программ предприятия.

Подчеркнем, что речь идет о плановых показателях. Массив информации, необходимой для аналитической работы, по мень­шей мере на порядок больше.

Общий алгоритм текущего планирования включает в себя следующие этапы:

• анализ информации о выполнении бюджета за предыду­щий период (месяц, квартал, полугодие, год);

• подготовка первого варианта плана торговой организации (корпорации, предприятия) по опорным показателям;

• подготовка предварительных планов структурных подраз­делений;

• оценка планов подразделений с точки зрения их соответ­ствия плану организации, при необходимости увязка отдель­ных параметров и корректировка;

• составление окончательного плана и программ;

• подготовка финансовых бюджетов.

Контроль за реализацией планов

Процесс контроля — неотъемлемый инструмент реализации целевых программ и текущих планов. По образному замеча­нию Г.Кунца и С.О.Доннела, "планирование и контроль не­разделимы, это сиамские близнецы в управлении".* Контроль не следует рассматривать как изолированную, имеющую чет­кие границы функцию управления процессом планирования, поскольку он присущ всей управленческой деятельности.

* Кунц Г., Доннел С.О. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций: Пер. с англ. Т. 1. — М., 1981. — С. 150.

Система контроля позволяет:

определять фактические результаты работы предприятия;

своевременно корректировать содержание мероприятий по выполнению плановых заданий;

выявлять слабые стороны коммерческой деятельности;

оценивать альтернативы развития;

устанавливать степень достижения целей.

Система контроля создается одновременно с разработкой программ и текущих планов и является их неотъемлемой частью.

Эффективная система контроля предполагает целевой ха­рактер ее организации. Поскольку в иерархии управления тор­говым предприятием можно выделить три уровня, имеющих достаточно четкие границы: оперативный, тактический и стра­тегический — постольку и в системе контроля следует разли­чать три аналогичных уровня. Организация системы контроля приведена на рис. 4.4.

Экономические методы регулирования товарного обращения - student2.ru

Рис. 4.4. Организация контроля реализации целевых программ и текущих планов

Оперативный контроль должен быть ориентирован на оцен­ку соответствия плановым заданиям фактических результатов работы предприятия: объема и структуры товарооборота, со­стояния текущих товарных запасов, производительности тру­да, эффективности использования оборудования и др.

Тактический контроль, более высокий в структуре управле­ния, предполагает оценку отклонений в выполнении своих до­говорных обязательств, колебаний конъюнктуры регионально­го потребительского рынка, изменений в деятельности конкурентов, соответствия производительности труда работников по­казателям лучших предприятии подобного типа и профиля и др.

Высший уровень контроля — стратегический, предназна­ченный для сверки стратегических целей предприятия с воз­можностью и целесообразностью их достижения с учетом пред­видения будущего состояния внешней среды, понимаемого в широком смысле (внешнеполитический курс государства, его экономическая политика, демографическая обстановка, изме­нения в доходах и структуре расходов населения, народнохо­зяйственная и отраслевая конъюнктура, трансформация пси­хологии поведения потребителей и др.).

Применение системы контроля позволяет осуществлять оп­ределенные действия, направленные на устранение причин воз­никновения отклонений от намеченных программ и планов, и даже корректировать стратегические цели.

Глава 5 ТОВАРООБОРОТ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Понятие. Розничный товарооборот. Оптовый товарооборот. Особенности товарооборота предприятий питания. Структура товарооборота. Система показателей товарооборота. Задачи и методы анализа и оценки товарооборота

Понятие

Одним из основных экономических показателей хозяйст­венной деятельности торгового предприятия является товаро­оборот — процесс обмена товаров на деньги. Владелец товара — торговое предприятие* — за деньги продает товар в собствен­ность другому юридическому или физическому лицу. Товаро­оборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Как экономическая категория товаро­оборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:

товара как объекта продажи;

продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.

* Иногда торговое предприятие получает товар на условиях консигна­ции, т.е. предприятие, не являясь собственником товара, на основе со­ответствующего договора получает от фактического владельца право его продажи.

Товарооборот торгового предприятия можно рассматривать:

во-первых, как результат деятельности предприятия торгов­ли, его экономический эффект;

во-вторых (в социально-экономическом аспекте), как пока­затель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни.*

* По классификации ООН розничный товарооборот относится к показа­телям, характеризующим уровень жизни.

В торговом предприятии товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары — по его размеру мож­но судить о значимости данного предприятия на потребитель­ском рынке.

Различают розничный и оптовый товарооборот.

Розничный товарооборот

Под розничным товарооборотом понимают передачу това­ров конечным потребителям. На этом процесс обращения то­вара завершается — он поступает в сферу потребления.

Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), пере­ходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с од­ной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

Согласно Инструкции Госкомстата Российской Федерации* розничным товарооборотом является продажа товаров населе­нию; кроме того, в розничный товарооборот включается про­дажа товаров организациям, учреждениям и предприятиям для обслуживаемых ими контингентов населения.

* Инструкция по определению розничного товарооборота и товарных запасов юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от форм собственности, осуществляющими розничную тор­говлю и общественное питание. Утверждено постановлением Госком­стата России от 1 апреля 1996 г. № 25.

Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на веще­вых, смешанных и продуктовых рынках.

Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные про­цессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.

Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики.

Количественная характеристика товарооборота — объем ре­ализации в денежном исчислении, качественная — структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) това­рооборота — это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.

Состав розничного товарооборота классифицируют по ви­дам продаж:

• выручка от продаж продовольственных и непродовольст­венных товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле;

• товарооборот предприятий общественного питания, состо­ящий из оборота по продаже продукции собственного произ­водства и покупных товаров, включая наценку;

• выручка от реализации медикаментов в аптеках;

• выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.

Необходимо четко разграничить понятия "состав" и "вели­чина" товарооборота: состав товарооборота складывается из раз­личных видов продаж, а величина — из сумм торговой выруч­ки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).

Оптовый товарооборот

Оптовый товарооборот — это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти то­вары либо для последующей реализации, либо для производст­венного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.

Оптовый товарооборот классифицируется, как правило, по:

назначению;

форме организации товародвижения.

В зависимости от назначения оптовый товарооборот разде­ляется на:

оптовый товарооборот по реализации;

внутрисистемный оптовый товарооборот.

Оптовый товарооборот по реализации — это продажа това­ров предприятиям розничной торговли, общественного питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу.

Внутрисистемный оптовый товарооборот — это отпуск то­варов одними оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как правило, исполь­зуется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам.

Таким образом, оптовый товарооборот по реализации ха­рактеризует процесс непосредственной оптовой продажи това­ров, а внутрисистемный оптовый товарооборот — движение товаров между звеньями оптовой торговли.

Сумма двух видов оптового товарооборота составляет вало­вой оптовый товарооборот.

В зависимости от организации товародвижения каждый из двух видов оптового товарооборота делится на:

складской;

транзитный.

Складской оптовый товарооборот — эта продажа товаров со складов оптовых торговых предприятий.

Транзитный оптовый товарооборот — это поставка товаров производителями непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья.

Транзитный оптовый товарооборот в свою очередь подраз­деляется на:

транзитный товарооборот без участия в расчетах (органи­зуемый);

транзитный товарооборот с участием в расчетах.

Иными словами, торговое предприятие участвует в этом про­цессе либо как посредник, получающий за организацию про­движения товара комиссионное вознаграждение, либо как соб­ственник, оплативший стоимость товара.

Сумма складского и транзитного товарооборота с участием в расчетах составляет оптовый товарооборот с участием в рас­четах.

Наши рекомендации