Основные оптовые структуры на потребительском рынке ____________169
Основным видом оптовых структур на российском потребительском рынке становятся предприятия, специализирующиеся на оптовой торговой деятельности, так называемые «независимые оптовые торговцы».
^Ведущая роль этих предприятий оптовой торговли объясняется тем, что, выполняя самый широкий комплекс операций по обработке товарной массы, они замыкают на себя широкий спектр розничных торговых предприятий, большинство которых представляют крупные розничные структуры. С другой стороны, специализирующиеся на оптовой торговле предприятия являются удобными партнерами для крупных производителей потребительских товаров.
Задачей оптовых предприятий этого вида является создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок крупных производителей и розничных торговцев потребительскими товарами. |
Среди таких оптовых торговцев могут быть оптовики (специализирующиеся на отдельных группах товаров и универсальные); они могут предоставлять широкий набор оптовых услуг или ориентироваться на специфические методы работы по обслуживанию клиентов^
Доля этих структур в обеспечении оптового оборота товаров может колебаться в пределах 60-65%.
ч/ ^Самостоятельное значение на рынке услуг оптовой торговой деятельности должны занять структуры, условно именуемые «посредниками» — предприятия-агенты, предприятия-брокеры.
Основным предметом их деятельности является информационное обеспечение. Они действуют по поручению клиента и чаще всего за его счет.
Предприятия-агенты, как правило, выполняют сбытовые операции по поручению производителей готовой продукции, причем последние сохраняют за собой право собственности на товар, вплоть до его перехода в руки покупателя.
Предприятия-брокеры фактически представляют собой разновидность предприятий-агентов с той лишь разницей, что они одновременно выступают агентами как продавца, так и покупателя.
Мировая практика показывает, что доля таких структур на рынке услуг^рптовой торговли может достигать 15-20%. j Важным элементом оптовой инфраструктуры являются организаторы оптового оборота — оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые продовольственные рынки.
товарные биржи призваны обслуживать крупнооптовый оборот исключительно стандартизированных товаров.
Аукционы должны использоваться главным образом в целях стимулирования отдельных производителей товаров.
Ярмарки являются особой формой организации оптовой торговли с основной целью — расширение потребительского рынка за счет установления взаимосвязей между различными регионами.
Самостоятельным организационным элементом, позволяющим реализовывать интересы всех участников процесса товародвижения, могут стать оптовые продовольственные рынки. Они должны обеспечивать свободный выход на рынок всем поставщикам сельхозпродукции и продовольствия.
В числе организаторов оптового оборота — склады гарантированного хранения, склады-отели, транспортно-экспедиционные предприятия.
Склады гарантированного хранения, как правило, обеспечивают срочное ответственное хранение товаров различных товаровладельцев.
Склады-отели — структуры, обеспечивающие срочное ответственное хранение товаров в местах с ограниченным числом товаровладельцев.
Транспортно-экспедиционные склады — это структуры, создаваемые, преимущественно, на узловых станциях крупных магистралей!
С учетом тенденций развития мировой торговой практики есть основание полагать, что доля участия этих структур в обеспечении оптового оборота потребительских товаров может достигать 25%.
[Разнообразие структурного построения оптовой торговли России гарантирует наполнение потребительского рынка товарами, рациональное их продвижение по каналам реализации и стимулирование отечественных производителей, что создает благоприятные условия для предприятий розничной торговли.)