Органы исполнительной власти как субъекты административного права, их классификация
Органы исполнительной власти среди субъектов административного права занимают особое место. Они – самая многочисленная разновидность коллективных субъектов административного права, наделенных государственной компетенцией.
Данные органы можно классифицировать по ряду признаков:
1. по правовым основам образования - можно различать органы, создаваемые на основе Конституции Республики Беларусь, текущего законодательства, подзаконных актов. В общей форме в Конституции Республики Беларусь закрепляется порядок образования основных звеньев аппарата государственного управления - Совета Министров, министерств, государственных комитетов, органов местного управления (статьи 84, 106. 107, 108, 119). Изменения в систему органов государственного управления (исполнительной власти) вносятся указам;
2. в зависимости от государственного устройства и административно-территориального деления - следует различать республиканские органы государственного управления (исполнительной власти), например Совет Министров Республики Беларусь, и органы исполнительной власти - областные, городские, районные органы местного управления, администрацию учреждений, предприятий, организаций;
3. по организационно-правовым формам -различаются Совет Министров, министерства, государственные комитеты, комитеты, инспекции и др.
4. по характеру компетенции - выделяются органы общей, отраслевой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции.
Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там экономическое и социально-культурное развитие. К ним относятся Совет Министров Республики Беларусь, исполкомы, администрация района в городах с районным делением.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями, обеспечивают выполнение задач, стоящих перед этими отраслями, например: Министерство торговли. Министерство транспорта и коммуникаций. Министерство архитектуры и строительства.
Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди них своим статусом выделяются органы, оказывающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы), выполняя различные функции (например, Министерство экономики, Министерство промышленности), органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого значения (например, Министерство труда), органы, выполняющие функции по определенным проблемам (например, Министерство по чрезвычайным ситуациям);
5. по порядку разрешения подведомственных вопросов - различаются: коллегиальные и единоначальные органы.
Коллегиальные органы - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции органа. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Коллегиальными органами являются: Совет Министров, исполкомы.
Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю. Правовые акты, в которые облекаются решения этого органа, имеют юридическую силу и создают правовые последствия только после подписания их руководителем. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, повышает персональную ответственность за результаты работы органа.