Лекция 1. Экономика образования как наука, изучающая важнейшие элементы экономической теории современного общества.
Введение
События конца XX века в России привели к кардинальным изменениям всей жизни. На смену командно-административной экономической системе пришла рыночная экономика. Естественно, что такие глобальные изменения были болезненными и для самой экономики, и для общества, и для системы образования. Экономика образования как наука не могла не отреагировать на происходящие в стране изменения. Анализируя развитие экономики образования в 90-е годы прошлого века можно отметить, что несколько изменилась проблематика науки. Сместились акценты при изучении проблемы «входа». За 70 лет общество привыкло, что бесплатное (т.е. полностью финансируемое государством) образование является неотъемлемой частью жизни. Наступившие изменения, с одной стороны, резко ухудшили финансовое положение образования в силу снижения бюджетных вливаний, а с другой - дали возможность образовательным учреждениям самим зарабатывать деньги. Поэтому современных исследователей, работающих в области экономики образования, сейчас волнуют, прежде всего, следующие вопросы: каково должно быть соотношение между бюджетными и внебюджетными финансовыми потоками в системе образования; насколько оправдано введение подушевого финансирования; как должны развиваться реформы в области экономики образования и т.д. Кроме того, появление новых рыночных отношений и постоянное изменение законодательства потребовало решения множества чисто утилитарных вопросов, таких как налогообложение образовательных учреждений, особенности бухучета, маркетинг и продвижение образовательных услуг, расчет заработной платы преподавателей и т.п.
Большой объем нерешенных проблем в области финансирования образования привел к тому, что на второй план отошла проблема «выхода» - влияние образования на производительность труда, экономическое развитие страны и заработную плату работников и т.д., т.е. те вопросы, которые в советской экономической науке обозначались как «вопросы оценки эффективности народного образования» и которым в то время уделялось большое внимание. Сегодня эти проблемы из области экономики образования переместились в область экономики труда.
Последние 10 лет стала популярной тема нормативного финансирования. В начале 90-х годов прошлого века норматив рассматривался как механизм преодоления практики планирования от достигнутого (признававшейся негативной). Через этот показатель планировалось определять реальную стоимость обучения, в частности, школьника на основе просчитанных и утвержденных норм. 80% различных организаций не добиваются финансового успеха именно из-за недостаточного внимания к разработке бизнес-плана.
С конца 80-х годов прошлого века российская система образования постоянно реформируется. Еще в 1988 г. была разработана концепция образовательной реформы, реализовать которую не позволили начавшиеся рыночные реформы; их итогом стало резкое снижение бюджетных ассигнований на образование.
На современном этапе выделяют следующие направления изменений образовательного законодательства и формирования нового экономико-правового пространства системы образования в России:
- введение бюджетирования, ориентированного на результат, которое подразумевает введение метода планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджетных ресурсов с учетом непосредственных и конечных результатов использования бюджетных средств;
- переход на нормативное финансирование образовательных учреждений;
- формирование государственной политики в сфере образования по каждому уровню образования;
- распределение компетенций между различными уровнями управления образованием;
- формирование «нового» экономического механизма функционирования образовательного комплекса;
- реформирование системы оплаты труда работников ОУ;
- изменения в налогообложении образовательных учреждений.
Учитывая непростые реалии современной российской жизни можно спрогнозировать дальнейшее активное развитие экономики образования как науки, изучающей важнейшие для современной постиндустриальной цивилизации вопросы.
Экономика образования - сравнительно молодая наука, где до сих пор не решены многие насущные теоретические проблемы. Немалые трудности в изучении курса экономики образования связаны с отсутствием современных и доступных учебных пособий и учебников.
Лекция 1. Экономика образования как наука, изучающая важнейшие элементы экономической теории современного общества.
1.1. Предмет и задачи дисциплины "Экономика образования."
Образование рассматривается в качестве важной отрасли народного хозяйства, что требует отдельного исследования особенностей экономических отношений в этой сфере.
Производство образовательных услуг имеет свои существенные особенности, в том числе, специальный вид труда - педагогический труд, особый предмет труда (объектом педагогического воздействия выступает ученик, субъектами учебно-воспитательного процесса - и преподаватель, и ученик);
Специфические средства труда - материальные, вещественные средства труда имеют лишь подсобное значение, а основными являются невещественные (человеческий интеллект, знания, умения, лежащие в основе образовательных услуг.
Педагог выступает не в качестве ретранслятора знаний (как, например, книга, справочник), а в качестве творческой силы, адаптирующей знания применительно к конкретным, динамически изменяющимся условиям.
Предмет исследования экономики образования - образовательные организации и все экономические отношения, связанные с производством ОУ (образовательных услуг), и потребители ОУ - влияние образования на экономический потенциал .
Экономика образования как наука изучает особенности проявления производственных отношений и их взаимодействия с производительными силами, выясняет специфику экономических категорий и законов в системе образования и в процессе обучения и воспитания различных категорий населения.
Объект исследования экономики образования - экономические отношения, возникающие в процессе деятельности образовательных организаций и педагогического процесса.
Субъект изучения в экономике образования - часть населения страны, которая участвует в производстве и ли потреблении образовательных услуг. Причем в потреблении образовательных услуг, например, участвуют не только сами ученики (общеобразовательных школ и др.), но их родители (лица, их заменяющие, и другие родственники), являющиеся сторонами в педагогическом процессе.
Несмотря на это, экономика образования - отраслевая экономическая наука.
С одной стороны, экономика образования всесторонне исследует экономические отношения образовательных учреждений, в том числе и в качестве субъектов рынка, изучает экономические отношения, возникающие между производителями и потребителями образовательных услуг, используя экономический аппарат микроэкономики (это экономика предприятий, учреждений).
С другой стороны, экономика образования исследует проблемы использования человеческого капитала, влияние образования на макроэкономические показатели (ВНП и др.), то есть на национальную экономику в целом, используя методы макроэкономического анализа (изучает экономические закономерности на уровне национальной экономики).
В условиях современных тенденций глобализации информационного общества, когда основной ценностью становятся знания, информация → проблемы экономики образования выходят и на уровень мега экономики, то есть возникает необходимость в изучении влияния образования на развитие всей цивилизации в планетарном масштабе.
Поэтому можно дать следующее определение:
Экономика образования - это наука, изучающая социально-экономические отношения, связанные с производством, распределением и потреблением образовательных услуг, а также исследующая влияние уровня образования на экономический рост и благосостояние общества и личности. Экономика образования исследует особенности действия экономических законов и категорий в сфере образования, воспитания, подготовки квалифицированных трудовых ресурсов и повышения образовательного уровня населения.
Система экономических отношений в сфере образования включает такие отношения, как отношения между обществом и отдельным педагогическим работником, экономические взаимосвязи между обществом и коллективом конкретного образовательного учреждения или системой образования каждого из уровней, между коллективом образовательного учреждения (ОУ) и его членами, между ОУ и другими предприятиями, учреждениями и организациями.
В связи с ростом значения образования в развитии современного общества экономика образования исследует взаимосвязи образования с другими отраслями и сферами народного хозяйства.
Поэтому одной из важнейших задач экономики образования становится разработка принципов экономического развития образования на разных уровнях с учетом общемировых тенденций развития и социально-экономических преобразований в стране.
Это и определение оптимальных пропорций различных уровне образования, и планирование подготовки квалифицированных кадров необходимой квалификации для различных отраслей народного хозяйства, обоснование динамики развития различных типов ОУ, различных форм обучения и длительности обучения.
Существенную часть предмета экономики образования составляют проблемы финансирования и материально-технического обеспечения ОУ в условиях рыночной экономики. Это и проблемы многоканального финансирования, укрепления материально-технической базы в условиях экономического кризиса, оптимального сочетания бюджетной и внебюджетной деятельности ОУ, оказания дополнительных услуг как расширение возможностей для обучающихся и дополнение к государственным образовательным стандартам.
Это ставит проблемы обновления нормативно-правовой базы деятельности ОУ, совершенствования бухгалтерского учета и обеспечения льготного режима налогообложения ОУ и налогового стимулирования развития рынка образовательных услуг. Правовые основы деятельности ОУ неразрывно связаны с проблемами экономики образования.
Кроме того, в задачи экономики образования входит и разработка принципов организации оплаты труда и материального стимулирования работников ОУ в современных условиях.
Учитывая специфику преподавательского труда в целом, необходимо выделять особенности труда различных категорий педагогов и совершенствовать систему оплаты их труда, определять научно-обоснованные штаты работников ОУ различных видов и типов.
Образование, как важнейшая составная часть народного хозяйства, подвержена действию объективных экономических законов и развивается в тесной взаимосвязи с другими отраслями.
Однако, действие экономических законов в сфере образования имеет свою специфику, связанную с тем, что образование является некоммерческой сферой и одним из "провалов" рынка, что требует государственного регулирования.
Кроме того, связующим звеном образования с другими отраслями является специфический товар - рабочая сила, квалификацию и подготовку которой обеспечивает именно система образования. Труд работников системы образования качественно преобразует трудовые способности людей и улучшает трудовые возможности рабочей силы, формирует морально-психологическое отношение к труду, создавая тем самым новую стоимость рабочей силы.
Другая важнейшая экономическая функция образования заключается в удовлетворении потребности людей в образовательных услугах.
Производя специфический товар - образовательные услуги, образование как отрасль, относится к производственной сфере, хотя и нематериального производства. Роль нематериального производства в современном информационном обществе непрерывно возрастает. Экономика высокоразвитых стран фактически уже стала экономикой услуг.
Составными элементами экономики образования являются следующие подсистемы: экономика дошкольного образования, экономика общеобразовательной школы, экономика профессионального образования (в том числе экономика высшей школы).
Таким образом, экономика образования становится не просто отраслевой наукой, изучающей особенности экономических отношений в сфере образования, а важнейшим структурным элементом экономической теории информационного общества.
В современных условиях новый тип экономических ресурсов - знания - становится важнейшим из ресурсов. Знания как вид ресурса принципиально отличается от традиционных ресурсов - капитала, труда, земли, предпринимательских способностей.
В современной экономике знания как экономическая категория означают важнейший современный фактор производства, позволяющий достигать качественно более высоких социальных и экономических результатов.
Образование, как отрасль народного хозяйства характеризуется тем же типом экономических отношений, который присущ народному хозяйству страны в целом. Однако существует и специфика экономических отношений системы образования, которая проявляется, прежде всего, в некоммерческом характере образования и в ограниченных возможностях использования коммерческих отношений.
Базисными изменениями, произошедшими за период рыночных преобразований в России, стали изменения форм собственности. Если в условиях советской модели хозяйствования существовало только так называемая социалистическая собственность на средства производства в формах государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности, причем основной формой была государственная собственность, то рыночная экономика характеризуется наличием разнообразных форм собственности на средства производства. Если до недавнего времени почти все ОУ нашей страны были государственными учреждениями и существовала монополия государства на средства труда в системе образования, то с началом рыночных преобразований ситуация заметно изменилась: появились негосударственные образовательные учреждения, а в результате - новые формы собственности в образовании.
После 1992 году большинство создаваемых организаций в данной сфере регистрировались в форме образовательных учреждений (ОУ).