Международные стандарты в области унификации и гармонизации таможенных процедур
Международная стандартизация — стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.
Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Основное назначение международных стандартов — это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации. В развитии международной стандартизации заинтересованы как индустриально развитые страны, так и страны развивающиеся, создающие собственную национальную экономику.
Цели международной стандартизации:
1. Сближение уровня качества продукции, изготавливаемой в различных странах;
2. Обеспечение взаимозаменяемости элементов сложной продукции;
3. Содействие международной торговле;
4. Содействие взаимному обмену научно-технической информацией и ускорение научно-технического прогресса.
Хотя международные рекомендации по стандартизации не являются обязательными для всех государств, однако соответствие продукции нормам международных стандартов определяет ее стоимость и конкурентоспособность на международном рынке. Применение международных стандартов качества открывает обширные возможности для выхода российских предприятий на международный рынок.
Международно-правовое регулирование экономических отношений государств мирового сообщества неразрывно связано с международно-правовой регламентацией таможенных отношений. Наметившаяся в последние десятилетия тенденция к упрощению и гармонизации таможенных процедур, неизбежно сопровождающих таможенное взаимодействие государств в сфере торговли, обмена услугами, информацией, телекоммуникационными и нанотехнологическими компонентами научно-технического прогресса, все активнее влияет на национальную таможенную политику, ведет к упрощению процедур международной торговли и непосредственно процедур таможенного оформления, меняет подход к разработке международных таможенных стандартов, а также усиливает сближение национальных таможенных систем.
Таможенная политика, являясь основой таможенного дела, представляет собой систему мер, направленную на обеспечение национальных и государственных интересов, формирует и закрепляет способы и средства достижения государственных целей. Таможенное дело напрямую влияет на процессы международного товарообмена. При этом соблюдение баланса интересов между всеми государствами-участниками внешнеэкономической деятельности, следование принципу соблюдения неприкосновенности национального экономического суверенитета позволяют определить проблему унификации и гармонизации таможенных процедур как наиболее важную и актуальную в современном международном таможенном праве.
Международные организации представляют собой основную движущую силу процесса развития современных международных таможенных отношений. Отсюда и заинтересованность как отдельных государств, так и международного сообщества в целом, в расширении деятельности ВТО, Всемирной таможенной организации и других международных организаций в таможенных вопросах. Деятельность Всемирной таможенной организации и разрабатываемые ею международные документы направлены на решение актуальной проблемы современного международного таможенного сотрудничества, а, именно, проблемы единообразного правового регулирования перемещения через таможенные границы государств лиц, товаров и услуг.
Международно-правовые вопросы упрощения и гармонизации таможенных процедур реализуются в международном праве по двум основным направлениям:
а) унификация межгосударственных таможенных отношений, представляющая собой разработку для двух или более государств общих, единообразных и единых норм и правил регулирования международного сотрудничества в специальной области международно-правовых отношений;
б) гармонизация таможенного сотрудничества государств, выражающаяся в разработке таможенных стандартов, отраженных в международных договорах государств, регулирующих таможенное сотрудничество. Гармонизация в международном таможенном праве реализуется в качестве международных стандартов и упрощенных таможенных процедур с целью применения единообразных норм и правил в международной таможенной деятельности.
Международные таможенные конвенции по упрощению процедуры временного ввоза товаров, разработанные под эгидой Всемирной таможенной организации, формируют фундамент для развития основных направлений международного, регионального и межгосударственного сотрудничества в этой области. Международные таможенные конвенции О Карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года (Конвенция А.Т.А.) и конвенция О временном ввозе от 26 июня 1990 года (Стамбульская конвенция) устанавливают базовые принципы современных таможенных процедур, применяемых для временного беспошлинного ввоза определенных категорий товаров и транзита по единому международному таможенному документу — Карнету А.Т.А.
Карнет А.Т.А. является стандартным международным таможенным документом, признанным в качестве таможенной декларации, позволяющим идентифицировать временно ввозимые товары и включающим в себя действующую в международном обращении финансовую гарантию по уплате таможенных пошлин и сборов. Конвенции закрепляют основные характеристики и принципы действия международного таможенного института Карнета А.Т.А., способы и методы реализации принятых норм, определяют перечень категорий товаров, которые этот унифицированный документ покрывает, и многие другие понятия и дефиниции, связанные с применением Карнета А.Т.А. в международной экономической деятельности.
Выработанные в ходе многостороннего переговорного процесса по гармонизации нормативной базы таможенного регулирования и в результате закрепления сложившейся практики по гармонизации таможенных процедур временного ввоза на протяжении почти тридцатилетнего периода международные таможенные конвенции о временном ввозе выступали в качестве основополагающих международно-правовых инструментов, на основе которых активно развивалось внешнеторговое сотрудничество государств. Об этом свидетельствуют последовавшая в 1990 году кодификация, в результате которой были систематизированы и объединены в единый нормативно-правовой акт пятнадцать действующих на тот момент международных соглашений о временном ввозе, и, конечно же, принятие унифицированной таможенной конвенции О временном ввозе от 26 июня 1990 года.
Стамбульская конвенция регламентирует весь спектр вопросов по временному ввозу товаров, учреждает международную таможенную систему А.Т.А., регулирует международную процедуру транзита временно ввозимых товаров и др. Международно-правовое регулирование, заложенное в конвенции, охватывает такие важные сферы международной торговли как обеспечение экономической безопасности государств, защита законных интересов общества и получение доходов, а также предоставляет для всех партисипантов международного торгового сотрудничества возможность участия в формировании общих принципов и норм по применению таможенных процедур импорта товаров на принципах равноправия.
Международная таможенная система А.Т.А. является одной из быстро развивающихся и активно действующих в 66 странах мира систем международного таможенного сотрудничества. В этой связи представляется своевременным и актуальным изучение вопросов применения на территории Российской Федерации этого международного таможенного стандарта в контексте международно-правового регулирования процедуры временного ввоза по Карнетам А.Т.А. На основании утвержденной Правительством РФ в 2005 году. Концепции развития таможенных органов Российской Федерации принят курс на применение международных стандартов в области таможенного дела, а также поставлена задача по наиболее полному приведению в соответствие российских нормативно-правовых актов с нормами международного права. Принятый документ определяет главные направления государственно-правового регулирования внешней торговли, закрепляет правовой статус Российской Федерации как полноправного участника международного интеграционного процесса.
Важными аспектами участия России в международных конвенциях о временном ввозе, с одной стороны, является возможность гармонизации российского таможенного законодательства в рамках международно-правовых отношений, а, с другой стороны, неизбежно происходит совершенствование процесса нормотворчества в российском таможенном праве.
Гармонизация в международном таможенном праве реализуется в качестве международных стандартов и упрощенных таможенных процедур. По своей правовой природе гармонизация представляет собой согласование и нормативное закрепление государствами-участниками международного договора в сфере таможенного сотрудничества положений данного соглашения во внутреннем законодательстве своих стран с целью применения единообразных норм и правил таможенных процедур.
Употребление понятия «Карнет А.Т.А.» должно следовать следующему определению: Карнет А.Т.А. - международный таможенный документ, приравниваемый к таможенной декларации и применяемый для временного ввоза товаров, который позволяет идентифицировать товары и является международно-действующей гарантией уплаты в стране временного ввоза ввозных пошлин и сборов.
Киотская конвенция разработана под руководством Совета таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация - World customs organization), была подписана (совершена) договаривающимися сторонами 18 мая 1973 г. в городе Киото (Япония) и вступила в силу 25 сентября 1974 г.
Киотская конвенция состоит из Основного текста (Body text), Генерального приложения (General annex) и 10 Специальных приложений (Specific annexes). Конвенция составлена на английском и французском языках, являющихся официальными языками Всемирной таможенной организации, и составляет 156 страниц. Оба текста имеют равную силу (Статья 20 Конвенции).
Основной текст Конвенции состоит из 20 статей сгруппированных в 4 главы.
Генеральное приложение (General annex) - это свод положений, применимых ко всем таможенным процедурам и практике, упомянутым в Конвенции Киото.
Структура Генерального приложения выглядит следующим образом:
Глава 1. Общие положения.
Глава 2. Определения.
Глава 3. Очистка и другие таможенные формальности.
Глава 4. Пошлины и налоги.
Глава 5. Гарантии.
Глава 6. Таможенный контроль.
Глава 7. Применение информационных технологий.
Глава 8. Взаимоотношения между таможенной службой и третьими сторонами.
Глава 9. Информация, решения и предписания таможенной службы.
Глава 10. Жалобы по таможенным вопросам.
Как видно из приведенной выше схемы, Генеральное приложение состоит из глав, которые, за исключением главы Определения, включают в себя Стандарты (Standard) и Переходные стандарты (Transitional standard).
Стандарт означает положение, выполнение которого признается необходимым для достижения гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики.
Переходный стандарт означает стандарт Генерального приложения, для которого допускается более длительный срок введения в действие.
Специальное приложение (Specific annexes) означает свод положений, применимых к одной или более упомянутых в настоящей Конвенции таможенных процедур или практике.
Каждое из Специальных приложений к Конвенции состоит из глав. Глава включает в себя Определения, Стандарты и Рекомендации по практическому применению.
Как и в Генеральном приложении, Стандарт (Standard) означает положение, выполнение которого признается необходимым для достижения гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики.
Рекомендация по практическому применению (Recommended Practice) означает положение Специального приложения, признаваемое как продвижение в деле гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики, максимально широкое применение которого считается желательным.