Принципы проведения проверок соблюдения валютного законодательства
№ п/п | Название принципа | Способ обеспечения |
Законность | Строгое соблюдение должностными лицами контролирующих органов установленных в законодательном порядке прав и обязанностей при выполнении ими своих функций | |
Недопустимость ведомственного произвола | Полное соответствие ведомственной нормативной базы, применяемой при совершении контрольных действий должностных лиц органов и агентов валютного контроля, положениям федеральных законов и актов органов валютного регулирования | |
Экономичность | Минимизация затрат на проведение проверок при максимизации их результата | |
Презумпция невиновности проверяемого лица | Объективное исследование должностными лицами контролирующих органов максимально возможного объема информации | |
Гласность | Доступность информации о ходе и результатах проводимой проверки проверяемому лицу |
Проверки соблюдения валютного законодательства, проводимые органами и агентами валютного контроля, имеют целевой, документальный характер и осуществляются в следующих видах:
· плановые и внеплановые;
· камеральные и выездные.
Росфиннадзор как орган валютного контроля проводит плановые проверки в соответствии с Планом деятельности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на год, утверждаемым министром финансов РФ. Территориальные органы Росфиннадзора осуществляют проверочную деятельность на основе годовых планов контрольной работы. Плановые проверки производятся не чаще чем один раз в два года по отношению к одному проверяемому предприятию.
Наряду с плановыми проверками данный орган валютного контроля проводит внеплановые проверочные мероприятия. Их основанием являются:
· поручения Президента РФ, Правительства РФ;
· поручения руководителя Росфиннадзора, руководителя территориального органа;
· поступившая информация или материалы от органа или агента валютного контроля;
· поступившие сообщения или материалы из правоохранительных, таможенных, налоговых и других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, содержащие данные о нарушении валютного законодательства;
· сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные о нарушении валютного законодательства.
Таможенные органы как агенты валютного контроля проводят проверки соблюдения валютного законодательства на основании:
· ежемесячных планов проверок, формируемых на основе информации о предполагаемых нарушениях субъектами ВЭД валютного законодательства;
· информации о предполагаемых нарушениях валютного законодательства, выявленных при таможенном оформлении и таможенном контроле, а также информации о возможных нарушениях валютного законодательства, полученной из структурных подразделений данного таможенного органа, налоговых и иных контролирующих органов;
· поручений ФТС РФ на проведение проверок соблюдения валютного законодательства.
Камеральными называются проверки, проводимые без выезда на объект проверки, т.е. по месту нахождения структурного подразделения контролирующего органа. Их основное содержание составляет исследование должностными лицами органов и агентов валютного контроля запрашиваемых у проверяемого лица документов, необходимых для достижения целей проверки. Это значит, что камеральные проверки имеют документальный характер. В настоящее время камеральные проверки составляют основной объем проверочных мероприятий, осуществляемых органами и агентами валютного контроля, в том числе Росфиннадзором и таможенными органами. Однако это не исключает проведение ими выездных проверок или участие в них.
Выездными являются проверки, проводимые по месту нахождения объекта проверки. Они позволяют исследовать более широкий круг источников информации, в том числе бухгалтерские документы, отчетность проверяемого предприятия и др.