Экономический рост и экономический цикл 4 страница

· Стимулировать инвестиции из-за границы, снимая ограничения на получение в собственность капитала страны. Очевидно, что увеличение капитала может происходить не только за счет внутренних, но и за счет иностранных инвестиций. Различают два вида иностранных инвестиций: прямые и портфельные. Прямые иностранные инвестиции - это инвестиции в капитал, которыми владеют и распоряжаются (управляют) иностранцы. Портфельные иностранные инвестиции - это инвестиции в капитал, которые финансируются с помощью иностранцев, например, доход от продажи иностранцам акций и облигаций фирм данной страны, но которые находятся под управлением производителей (резидентов) данной страны. Иностранные инвестиции обеспечивают рост экономики страны. Несмотря на то, что часть доходов фирм, созданных при участии иностранного капитала, уходит за границу (прибыль иностранных фирм от прямых инвестиций и полученные дивиденды и проценты по ценным бумагам от портфельных инвестиций), зарубежные источники финансирования увеличивают экономический потенциал страны, повышают уровень производительности и оплаты труда. Кроме того, иностранные инвестиции позволяют развивающимся странам освоить самые передовые технологии, разрабатываемые и используемые в развитых странах.

Стимулировать образование. Образование - это инвестиции в человеческий капитал. Образование не только повышает производительность реципиента (т.е. человека, который его получил), оно имеет положительный внешний эффект (экстерналию). Внешний эффект происходит тогда, когда действие одного человека сказывается на благосостоянии другого человека или других людей. Образованный человек может выдвигать идеи, которые становятся полезными для других, всеобщим достоянием, ими имеет возможность пользоваться каждый, попавший в сферу действия положительного внешнего эффекта образования. Это аргумент в пользу государственного образования. В этой связи особенно негативными последствиями обладает явление, получившее название “утечки умов”, то есть эмиграции наиболее образованных и квалифицированных специалистов из бедных стран и стран с переходной экономикой в богатые страны, имеющие высокий уровень жизни.

· Стимулировать исследования и разработки. Большая часть роста уровня жизнипроисходит благодаря росту технологических знаний, которые обеспечиваются научными исследованиями и разработками. Со временем знания становятся общественным благом, так, что все могут их использовать одновременно. Технологические знания, как и инвестиции в человеческий капитал, также обладают положительным внешним эффектом. Исследования и разработки могут быть простимулированы грантами, снижением налогов и патентами для установления временных прав собственности на изобретения.

· Защищать права собственности и обеспечивать политическую стабильность. Под правом собственности понимается возможность людей свободно распоряжаться принадлежащими им ресурсами. Чтобы люди желали работать, сберегать, инвестировать, торговать, изобретать, они должны быть уверены, что результаты их труда и принадлежащая им собственность не будут украдены, и что все соглашения будут выполнены. Даже малейшая возможность политической нестабильности создает неопределенность в отношении прав собственности, потому что революционное правительство может конфисковать собственность, особенно капитал. Это направление политики важно: 1) как институциональная основа для увеличения внутренних инвестиций и особенно для привлечения иностранных инвестиций; 2) для защиты интеллектуальной собственности, что является стимулом роста технологического прогресса.

· Стимулировать свободную торговлю. Свободная торговля подобна технологическому

достижению. Она позволяет стране не производить всю продукцию самой, а покупать у других стран те виды продукции, которые они производят более эффективно. Часто для развивающихся стран звучит аргумент о необходимости защиты молодых отраслей промышленности от иностранной конкуренции и проведении поэтому протекционистской политики, ограничивающей или даже запрещающей международную торговлю. Этот аргумент несостоятелен, поскольку расширение торговли с развитыми странами не только позволяет развивающимся странам экономить на издержках и не выпускать продукцию, производство которой неэффективно, но и пользоваться новейшими мировыми техническими и технологическими достижениями.

· Контролировать рост населения. Для обеспечения роста благосостояния темпы роста

производства должны быть выше темпов роста населения. Между тем, высокие темпы роста населения делают остальные факторы производства “более тонкими” (т.е. в расчете на одного рабочего) и уменьшают возможности для роста экономики. Так, быстрый рост населения снижает капиталовооруженность, т.е. количество капитала, приходящегося на одного рабочего, что ведет к снижению производительности труда и уровня благосостояния. Особенно остро проблема темпов роста населения проявляется при анализе изменений человеческого капитала. Высокие темпы роста населения, то есть увеличение доли детей и молодежи, создают серьезные трудности для системы образования, особенно в развивающихся странах.

Преимущества и издержки экономического роста. Значение экономического роста состоит в том, что он расширяет возможности повышения уровня благосостояния. На его основе создаются условия осуществления социальных программ, ликвидации бедности, развития науки и образования, решения экологических проблем. Экономический рост увеличивает производственные возможности экономики, позволяет решить проблему ограниченности ресурсов. Благодаря ему создаются новые виды ресурсов, новые эффективные технологии производственных процессов, позволяющие увеличить и разнообразить производство товаров и услуг, повысить качество жизни. Однако сам по себе он не способен решить многие экономические, социальные, экологические и др. проблемы.

Более того, экономический рост имеет существенные издержки:

· Альтернативные издержки, т.е. необходимость жертвовать текущим потреблением

(потреблением в настоящем), чтобы обеспечить экономический рост и иметь возможность увеличить потребление (благосостояние) в будущем. Основой экономического роста служат инвестиции, обеспечивающие увеличение запаса капитала. Проблема инвестиций – это проблема межвременного выбора (между настоящим и будущим). С одной стороны, увеличение инвестиций в производство инвестиционных товаров (оборудование, зданий, сооружений), обусловливающих экономический рост и процветание, ведет к сокращению ресурсов, направляемых на производство товаров и услуг, используемых для текущего потребления. С другой стороны, основу инвестиций составляют сбережения, которые является частью располагаемого дохода (РД = С (потребление) + S (сбережения)). При данной величине располагаемого дохода рост сбережений для обеспечения увеличения инвестиций и, следовательно, роста потребления в будущем, требует сокращения потребления в настоящем.

  • Издержки, связанные с уменьшающейся отдачей от инвестиций (капитала). По мере

роста запаса капитала, дополнительный выпуск, производимый с помощью дополнительной единицы капитала, т.е. дополнительных инвестиций уменьшается. Из-за уменьшающейся отдачи от капитала, более высокие сбережения и инвестиции приведут к более высокому росту только на некоторый начальный период времени, но рост будет замедляться по мере того, как экономика будет накапливать более высокий уровень запаса капитала. Таким образом, рост нормы сбережений дает лишь временный эффект ускорения экономического роста. Следовательно, в долгосрочном периоде более высокая норма сбережений приводит к более высокому уровню производительности труда и более высокому доходу, но вовсе не к ускоренному росту этих показателей. Это может обеспечить только технологический прогресс. Кроме того, принимая во внимание феномен уменьшающейся отдачи от капитала,

можно сделать еще один важный вывод: дополнительное увеличение капитала в бедной стране увеличивает рост в большей степени, чем такое же увеличение капитала в богатой стране, т.е. страны с низким уровнем развития имеют предпосылки для более быстрого экономического роста. Это явление, как уже отмечалось, носит название «эффекта быстрого старта» (catch-up-effect). В развитых странах техническая оснащенность производства очень высока. Вследствие этого даже значительный прирост капитала, приходящегося на одного рабочего, приводит к весьма небольшому приросту производительности труда. Поэтому при равенстве доли ВВП, направляемой на инвестиции, бедные страны достигают более высоких темпов развития, чем богатые.

· Издержки, связанные с загрязнением окружающей среды. Постоянные высокие темпы экономического роста может обеспечить только технологический прогресс, основанный на использовании изобретений и научных открытий. Однако использование многих из изобретений и нововведений (двигателя внутреннего сгорания, реактивного двигателя, производство пластмасс, синтетических волокон, химических удобрений, получение атомной энергии), с одной стороны, ускорили экономический рост, обеспечили более высокий уровень благосостояния и комфортности, но, с другой стороны, привели к загрязнению окружающей среды и даже угрозе экологической катастрофы. (При этом, парадокс заключается в том, что решение экологических проблем может быть найдено лишь на путях дальнейшего развития технологического прогресса).

Экономический цикл. В действительности экономика развивается не по тренду, характеризующему экономический рост, а через постоянные отклонения от тренда, через спады и подъемы. Экономика развивается циклически (рис.4-2). экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru Экономический (или деловой) цикл (business cycle) представляет собой периодические спады и подъемы в экономике, колебания деловой активности. Эти колебания нерегулярны и непредсказуемы, поэтому термин «цикл» достаточно условный. Выделяют две экстремальные точки цикла:

· точку пика (peak),соответствующую максимуму деловой активности;

· точку дна (trough), которая соответствует минимуму деловой активности (максимальному спаду)

Рис.4-2. Экономический цикл и его фазы

(а) Реальный ВВП peak (б) Реальный ВВП

экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru

экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru peak Y* trend

экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru

экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru peak trend

экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru

Yфакт.

экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru trough

trough I П Ш IV

экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru Время (годы) Время (годы)

Цикл обычно делится на две фазы (рис.4-2 (а)):

· спад или рецессию (recession), которая длится от пика до дна. Особенно продолжительный и глубокий спад носит название депрессии (depression). Не случайно кризис 1929-1933 получил название Великой депрессии.

· подъем или оживление (recovery), которое продолжается от дна до пика.

Существует и другой подход, при котором в экономическом цикле выделяют четыре фазы

(рис.4.2(б)), но не выделяются экстремальные точки, так как предполагается, что когда эконо-мика достигает максимума или минимума деловой активности, то некоторый период времени (иногда достаточно продолжительный) она находится в этом состоянии:

· I фаза – бум (boom), при котором экономика достигает максимальной активности. Это период сверхзанятости (экономика находится выше уровня потенциального объема производства, выше тренда) и инфляции. (Вспомним, что когда в экономике фактический ВВП выше потенциального, то это соответствует инфляционному разрыву). Экономика в этом состоянии носит название «перегретой» («overheated economy»);

· П фаза – спад (recession или slump). Экономика постепенно возвращается к уровню тренда (потенциального ВВП), уровень деловой активности сокращается, фактический ВНП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать ниже тренда, что приводит экономику к следующей фазе – кризису;

· Ш фаза – кризис (crisis) или стагнация (stagnation). Экономика находится в состоянии рецессионного разрыва, поскольку фактический ВВП меньше потенциального. Это период недоиспользования экономических ресурсов, т.е. высокой безработицы;

· IV фаза – оживление или подъем. Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума.

В экономической теории причинами экономических циклов объявлялись самые различные явления: пятна на солнце и уровень солнечной активности; войны, революции и военные перевороты; президентские выборы; недостаточный уровень потребления; высокие темпы роста населения; оптимизм и пессимизм инвесторов; изменение предложения денег; технические и технологические нововведения; ценовые шоки и другие. В действительности все эти причины могут быть сведены к одной.

Основной причиной экономических циклов выступает несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными расходами и совокупным объемом производства. Поэтому циклический характер развития экономики может быть объяснен: либо изменением совокупного спроса при неизменной величине совокупного предложения (рост совокупных расходов ведет к подъему, их сокращение обусловливает рецессию); либо изменением совокупного предложения при неизменной величине совокупного спроса (сокращение совокупного предложения означает спад в экономике, его рост - подъем).

Рассмотрим, как ведут себя показатели на разных фазах цикла, при условии, что причиной цикла является изменение совокупного спроса (совокупных расходов) (рис.4.3(а)).

В фазе бума наступает момент, когда весь произведенный объем производства не может быть продан, т.е. совокупные расходы меньше, чем выпуск. Возникает затоваривание, и поначалу фирмы вынуждены увеличивать запасы. Рост запасов приводит к свертыванию производства. Сокращение производства ведет к тому, что фирмы увольняют рабочих, т.е. растет уровень безработицы. В результате падают совокупные доходы (потребительские – вследствие безработицы, инвестиционные – вследствие бессмысленности расширения производства в условиях падения совокупного спроса), а, следовательно, и совокупные расходы. Домохозяйства, в первую очередь, снижают спрос на товары длительного пользования. Из-за падения спроса фирм на инвестиции и спроса домохозяйств на товары длительного пользования снижается краткосрочная ставка процента (цена на инвестиционный и потребительский кредит). Долгосрочная ставка процента, как правило, растет (в условиях снижения доходов и нехватки наличных денег люди начинают продавать облигации, предложение облигаций увеличивается, их цена падает, а чем ниже цена облига- ции, тем выше ставка процента). Из-за снижения совокупных доходов (налогооблагаемой базы) уменьшаются налоговые поступления в государственный бюджет. Величина государственных трансфертных выплат увеличивается (пособия по безработице, пособия по бедности). Растет дефицит государственного бюджета. Пытаясь продать свою продукцию, фирмы могут снизить цены на нее, что может привести к снижению общего уровня цен, т.е. к дефляции (на рис.4-3(а) выпуск сокращается до Y1, а уровень цен падает от Р0 до Р1).

Столкнувшись с невозможностью продать свою продукцию даже по более низким ценам, фирмы (как рационально действующие экономические агенты) могут:

- либо купить более производительное оборудование и продолжать производство

того же вида товаров, но с меньшими издержками, что позволит снизить цены на продукцию, не уменьшая величину прибыли. Это целесообразно делать, если спрос на товары, производимые фирмы, не насыщен, и снижение цены в условиях низких доходов обеспечит возможность увеличения объема продаж;

- либо если спрос на товары, производимые фирмой, полностью насыщен и даже

снижение цен не приведет к росту объема продаж, перейти на производство нового вида товаров, что потребует технического переоснащения, т.е. замены старого оборудования принципиально иным новым оборудованием.

И в том, и в другом случае увеличивается спрос на инвестиционные товары, что служит стимулом для расширения производства в отраслях, производящих инвестиционные товары. Там начинается оживление, увеличивается занятость, растут прибыли фирм, увеличиваются совокупные доходы. Рост доходов ведет к росту спроса в отраслях, производящих потребительские товары, и к расширению там производства. Оживление, рост занятости (снижение безработицы) и рост доходов охватывают всю экономику. В экономике начинается подъем. Рост спроса на инвестиции и на товары длительного пользования приводит к удорожанию кредита, т.е. росту краткосрочной ставки процента. Долгосрочная ставка процента снижается, поскольку увеличивается спрос на облигации и в результате происходит повышение цен (рыночного курса) ценных бумаг. Уровень цен растет. Налоговые поступления увеличиваются. Трансфертные выплаты сокращаются. Уменьшается дефицит государственного бюджета, и может появиться профицит. Подъем в экономике, рост деловой активности превращаются в бум, в «перегрев» экономики (Y2 на рис.4.3(а)), после чего начинается очередной спад. Итак, основу экономического цикла составляет изменение инвестиционных расходов. Инвестиции являются наиболее нестабильной частью совокупного спроса (совокупных расходов).

Рис.4-3 Экономический цикл в модели AD-AS

экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru (а) Р LRAS (б) Р LRAS

экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru SRAS SRAS1

экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru Р2

экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru Р0 Р1 SRAS0

экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru Р1 AD2

экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru ADо Р0 SRAS2

экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru AD1 Р2

экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru AD

экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru экономический рост и экономический цикл 4 страница - student2.ru

Y1 Y* Y2 Y Y1 Y* Y2 Y

На рис.4-3 цикл представлен графически с помощью модели AD-AS (рис.4-3). На рис.4-3(а) показан экономический цикл, обусловленный изменениями совокупного спроса (совокупных расходов), а на рис.4-3 (б) – изменениями совокупного предложения (совокупного выпуска).

В условиях, когда спад в экономике вызывается не сокращением совокупного спроса (совокупных расходов), а уменьшением совокупного предложения, большинство показателей ведут себя так же, как и в первом случае (реальный ВВП, уровень безработицы, величина совокупных доходов, запасы фирм, объем продаж, прибыль фирм, налоговые поступления, объем трансфертных выплат и др.) Исключение составляет показатель общего уровня цен, который повышается по мере углубления спада (рис.4-3 (б)). Это ситуация «стагфляции» - одновременного спада производства (от Y* до Y1) и роста уровня цен (от Р0 до Р1). Основу для выхода из подобного спада также составляют инвестиции, так как они увеличивают запас капитала в экономике и создают условия для роста совокупного предложения (сдвиг кривой SRAS1 вправо до SRAS0 ).

Главным индикатором фаз цикла выступает показатель темпа роста ВВП (rate of growth – g), который выражается в процентах и рассчитывается по формуле:

g = [(Yt – Yt – 1) / Yt – 1 ] x 100%

где Yt – реальный ВВП текущего года, а Yt – 1 – реальный ВВП предыдущего года. Таким образом, этот показатель характеризует процентное изменение реального ВВП (совокупного выпуска) в каждом следующем году по сравнению с предыдущим, т.е. на самом деле не темп роста (growth), а темп прироста ВВП. Если это величина положительная, то это означает, что экономика находится в фазе подъема, а если отрицательная, то в фазе спада. Этот показатель рассчитывается за один год и характеризует темп экономического развития, т.е. краткосрочные (ежегодные) колебания фактического ВВП, в отличие от показателя среднегодового темпа роста, используемого при подсчете скорости экономического роста, т.е. долгосрочной тенденции увеличения потенциального ВВП.

В зависимости от поведения экономических величин на разных фазах цикла выделяют показатели:

· проциклические, которые увеличиваются в фазе подъема и снижаются в фазе спада (реальный ВВП, величина совокупных доходов, объем продаж, прибыль фирм, величина налоговых поступлений, объем трансфертных выплат, объем импорта);

· контрциклические, которые увеличиваются в фазе спада и снижаются в фазе подъема (уровень безработицы, величина запасов фирм);

· ациклические, которые не имеют циклического характера, и величина которых не связана с фазами цикла (объем экспорта).

Выделяют различные виды циклов по продолжительности:

· столетние циклы, длящиеся сто и более лет;

· «циклы Кондратьева», продолжительность которых составляет 50-70 лет и которые названы в честь русского экономиста Н.Д.Кондратьева, разработавшего теорию «длинных волн экономической конъюнктуры». Кондратьев предположил, что наиболее разрушительные кризисы происходят тогда, когда совпадают точки максимального падения деловой активности «длинноволнового цикла» и классического. Примерами могут служить кризис 1873 года, Великая депрессия 1929-1933 годов, стагфляция 1974-1975 годов;

· классические циклы, которые длятся 10-12 лет. Первый «классический» кризис произошел в Англии в 1825 г., а начиная с 1856 г. такие кризисы стали мировыми. Эти связаны с массовым обновлением основного капитала. В ХIX и первой половине XX века причиной такого обновления служил физический износ основного капитала (оборудования), который в среднем служит 10-12 лет. В современных условиях в связи с возрастающим значением морального износа основного капитала продолжительность таких циклов сократилась;

· циклы Китчина продолжительностью 2-3 года. Эти циклы связаны с массовым обновлением домохозяйствами товаров длительного пользования.

В современной экономике продолжительность фаз цикла и амплитуда колебаний могут быть самыми различными. Это зависит, в первую очередь, от причины кризиса, а также от особенностей экономики в разных странах: степени государственного вмешательства, характера регулирования экономики, доли и уровня развития сферы услуг (непроизводственного сектора), условий развития и использования научно-технической революции.

Циклические колебания важно отличать от нециклических колебаний. Для экономического цикла характерно то, что он характеризуется изменением всех показателей и охватывает все отрасли (или сектора). Нециклические колебания отражаются в изменении деловой активности лишь некоторых отраслей, имеющих сезонный характер работ (рост деловой активности, например, в сельском хозяйстве осенью в период сбора урожая, а в строительстве летом и спад зимой), а также в изменении лишь некоторых экономических показателей (например, резкий рост объема розничных продаж перед праздниками)

БЕЗРАБОТИЦА

Безработица и ее показатели. Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер изменений, выступает безработица. Чтобы определить, кто такие безработные, следует рассмотреть основные категории населения.

Население (population – POP) страны с макроэкономической точки зрения делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (labour force - L) и не включаемые в численность рабочей силы (non-labour force - NL).

POP = L + NL

К категории «не включаемых в численность рабочей силы» относятся люди, не занятые в общественном производстве и не стремящиеся получить работу. В эту категорию автоматически попадают: 1) дети до 16 лет; 2) люди, отбывающие срок заключения в тюрьмах; 3) люди, находящиеся в психиатрических лечебницах; 4) инвалиды.

Эти категории людей называют «институциональным населением», поскольку они находятся на содержании государственных институтов. Кроме того, к категории не включаемых в численность рабочей силы относят людей, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т.е. которые не хотят или не могут работать и работу не ищут:

- студенты дневного отделения (поскольку должны учиться)

- вышедшие на пенсию (как по возрасту, так и по состоянию здоровья – поскольку либо уже отработали свое, либо больше не могут работать)

Наши рекомендации