Основные направления антициклической политики в Российской Федерации в кризисные года

Государство – это инициатор антикризисных программ, осуществляющихся при бюджетной поддержке, которые становятся импульсом для оживления экономики.

Самый глубокий кризис, который пережила рыночная экономика, – это кризис 1929-1933 гг., охвативший Канаду и Австралию на 58 %, в США – на 54 %. Промышленное производство сократилось вдвое, курс акций упал в семь раз, инвестиции сократились в 16 раз, численность безработных в США достигала 13 млн. чел., в Западной Европе – 17 млн. чел. Обанкротились 80 тыс. компаний и 900 банков. Реальные доходы населения упали более чем на половину. Это было вызвано рядом внешних и внутренних кризисов.

Практические результаты проводимых в России экономических преобразований не привели к созданию полноценного рынка и потому не позволяют говорить о завершенности реформ. Основной вывод, к которому приводит десятилетний опыт реформирования, заключается в том, что лишь смена формы собственности на средства производства не приводит к росту эффективности деятельности предприятий.[28]

Наиболее распространено положение о том, что причиной циклического развития является синтез внутреннего состояния и внешних факторов. Негативные последствия цикличности развития (особенно отрицательное, часто разрушительное воздействие экономических кризисов) вынуждает государства проводить антициклическую политику, включающую мероприятия, направленные на предотвращение резких колебаний в развитии производства (таблица 1).[29]

Таблица 1 – Основные мероприятия антициклической политики

Вид политики Подъем Кризис
Денежно-кредитная политика Сокращение денежной массы Увеличение денежной массы
Фискальная Увеличение налогов и сокращение расходов бюджета Сокращениеналогов и увеличение расходов бюджета
Политика заработной платы Понижение заработной платы Повышение заработной платы
Инвестиционная политика Сокращение государственных рассходов Увеличение государственных инвестиции

Таким образом, государство формирует основу для развития взаимодействия между правительством и рынком, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые регулирующие системы, содействуя предпринимательской деятельности граждан.

Следующий острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в начале 80-х гг., потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями реформ стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).

Этапы реформ разрабатываются правительственными ведомствами. Это – определение целей реформирования для экономики в целом и для данного конкретного предприятия, выбор способов и приоритетов, поиск наименее болезненных путей перехода к рынку.

Характеристика бюджета России отражает специфику экономического и социального состояния страны в настоящее время, она взначительной мере связана с процессом перехода от социалистической экономики к рыночной. Этот процесс еще не завершен и переходное состояние общества сказывается на бюджете страны. Можно отметить четкую тенденцию улучшения финансового состояния государства за последние три - четыре года по сравнению с начальным периодом реформ в течение 1992-1998 гг.[30]

Коренная ломка всей системы экономических отношений за годы не очень удачной и чрезмерно затянувшейся реформы создала, особенно на первом этапе, обстановку хаоса и неопределенности.

России вообще удалось погасить сверхинфляцию к 1997 г.,но затем произошла ее новая вспышка. Характерно, что наибольшие трудности в бюджете в течение переходного периода возникли в России именно в 1997 г., когда была наинизшая инфляция, измеряемая индексом потребительских цен. За 2000-2001 гг. инфляция составляла в среднем (по тому же индексу) 18-20%. Это достаточно много и говорит о том, что в бюджете сохранялись инфляционные доходы, хотя их доля, несомненно, снизилась по сравнению с 1992-1995 гг.

Для России главная задача – сделать инфляцию безопасной, введя ее в соответствующие пределы (3-4%).

В 90-е гг. прошедшего века бюджет России характеризовался неустойчивостью динамики и непредсказуемостью соотношения между фактическими и плановыми показателями, первые отличались от вторых в некоторые годы на десятки процентов. Существенно колебалась доля расходов бюджета в ВВП, на 4-5 процентных пункта в разные стороны по сравнению с предшествующим годом.

Важнейшей особенностью современной экономической и финансовой ситуации в России является происходящий процесс приватизации государственной собственности.

Одним из неблагоприятных результатов этих реформ стала возникшая финансовая зависимость бюджета от весьма ограниченного предприятий в экспорто-ориентированных отраслях. Бюджет, чьи доходы чрезмерно зависят от экспортной продукции, подвергается pиску неустойчивости и колебаний мировой конъюнктуры.[31]

Что же касается мирового финансового кризиса 2008-го г. (иногда называют «великая рецессия») – это финансово-экономический кризис, проявившийся в сентябре – октябре 2008 г. в форме очень сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.

Предшественником финансового кризиса 2008 г. был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 г. в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 г. переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Летом 2007 г. постепенно кризис из ипотечного начал трансформироваться в финансовый и затронул не только США. Начались банкротства крупных банков, спасение банков со стороны национальных правительств. Котировки на фондовых рынках резко снизились в течение 2008 г. и в начале 2009 г. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. В 2008 г. кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.

Анализировав кризисы 1929-1933, 1998 и 2008 гг. и выявив общие признаки можно предложить следующие меры государственного антикризисного управления:

- совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

- оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям, прежде всего в отраслях машиностроения, химии и ВПК;

- принятие Правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей со стороны государственных органов заказчика;

- приватизация и ликвидация предприятий-должников;

- совершенствование деятельности арбитражных судов и повышение действенности судебных приставов;

- создание института арбитражных управляющих – саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Итак, антикризисное управление является сложной конструкцией, объединяющей в себе различные элементы, как постановка целей, планирование, учет, контроль, анализ хозяйственной деятельности, управление информационными потоками и выработка рекомендаций. Следовательно, антикризисное управление обеспечивает целостный синтетический взгляд на экономику страны и деятельность предприятия в прошлом, настоящем и будущем, комплексный подход к решению проблем.

Заключение

Когда в экономике происходят нарушения равновесия различной природы –меняется денежная и фискальная политика, появляются новые продукты или новые методы производства, изменяются потребительские предпочтения людей или их предпочтения при выборе работы, изменяются цены на нефть и другие виды сырья и т.д., кривые совокупного спроса сдвигаются, а объем производства и цены меняются параллельно с этими сдвигами. Кривая совокупного спроса может сместиться в любой момент из-за изменений в области денежной и фискальной политики или потому, что изменился спрос частного сектора на производимую в экономике продукцию. Изменения цен на нефть и платы за труды также проявляются в виде сдвигов кривой совокупного предложения.

Экономический цикл – это следствие шоковых ситуаций и нарушений равновесия, поражающие экономику в разные периоды и имеющие последствия, устойчивые во времени. В ответ на каждый шок объём производства и цены быстро меняются. Затем они меняются вновь, так как кривая краткосрочного совокупного предложения с течением времени сдвигается. Экономический цикл не равномерен, потому что шоковые ситуации случаются нерегулярно.

Правильно понять смысл изменений экономических индикаторов и оценить их последствия для валютных рынков невозможно без учета циклического поведения экономики. Известно, что развитие экономических процессов носит циклический характер: рост обязательно сопровождается спадом, за которым следует восстановление и новый рост. Одно и то же изменение конкретного индикатора может иметь совершенно разный экономический смысл (а значит, и финансовые последствия), в зависимости от того, на какой стадии экономического цикла оно наблюдается. Ожидаемое влияние такого изменения на валютный курс может быть в этих случаях прямо противоположным, поскольку финансовые власти смотрят на состояние экономики и принимают регулирующие решения с учетом циклического ее поведения. Знание понятий, связанных с экономическим циклом и правил их применения является обязательным инструментом в арсенале валютного трейдера.

Экономический цикл, иначе называемый бизнес-цикл, является естественной формой развития (роста) экономики. Рассматривая динамику экономического развития, выделяют три основных фазы:

- рецессия есть снижение деловой активности, падение производства, уровня занятости и доходов, различают по степени падения экономики – кризис и депрессию;

- восстановление – это подъем экономической активности, рост рыночной конъюнктуры, возрастание выпуска после его падения, имевшего место в период рецессии, до прежних уровней;

- развитие – продолжение роста экономики после стадии восстановления, как правило, до достижения нового максимума выпуска, превосходящего достигнутый в предыдущем цикле; стадия развития иногда может включать несколько циклов, которые в этом случае именуются циклами роста.

Каждый экономический индикатор так или иначе демонстрирует циклическое поведение. Надо только учитывать индивидуальные особенности циклов этих индикаторов, рассматривать их соотношения по временным параметрам и по величине перепадов.

В зависимости от природы индикаторов и их связи с общей экономической динамикой, принято выделять проциклические индикаторы (ход которых совпадает с общим направлением экономического роста – прибыли корпораций растут на подъеме экономики), противоциклические (которые направлены против общего роста – безработица растет когда экономика падает) и ациклические (поведение которых мало меняется внутри цикла).

Наши рекомендации