Особенности политики таргетирования инфляции
Понятие политики таргетирования инфляции
В работе 1997 года “Inflation Targeting: A New Framework forMonetary Policy?”Ben Bernanke и Frederic Mishkin дают обобщенную характеристику политики центрального банка под названием «Таргетирование инфляции», которая подразумевает, что низкая и стабильная инфляция является приоритетной целью монетарной политики. Важной особенность данного режима является развитие процесса обратной связи ЦБ с публикой по поводу планируемой монетарной политики, ее целей, а также рост ответственности ЦБ за достижение выбранных целей.
В своей работе авторы обращаются именно к опыту проведения данной политики в различных странах, так как именно его изучение по их мнению может помочь избежать ряда ошибок, допускаемых теоретиками. Авторы утверждают, что таргетирование инфляции это не какое-нибудь одно железное правило, а скорее некие рамки проведения политики, основными преимуществами которых является повышение прозрачности, последовательности политики.
При этом степень ответственности центрального банка за достижение целевых показателей значительно варьируется между странами: от привязки срока полномочий управляющего центральным банком (Новая Зеландия) до отсутствия формальных последствий. Однако во всех случаях при значительном отклонении от цели возникают неявные институциональные издержки в виде потери репутации или престижа.
Особенности политики таргетирования инфляции
Если исследовать страны, применяющие или применявшие данную политику, то можно обнаружить значительные различия в том как она использовалась, однако существуют и некоторые черты общие для всех стран.
· Признак перехода к политике таргетирования инфляции – объявление правительством или центральным банком, что в будущем центральный банк будет изо всех сил пытаться удержать инфляцию на каком-либо заранее определенном уровне или рядом с ним. Часто в качестве ориентира принимают не одно значение, а определенный интервал.
(При этом важно понять, что именно таргетировать: инфляцию или уровень цен. При этом под таргетированием уровня цен подразумевается не его фиксация, а управляемое повышение со временем.)
· Кроме объявления цели по инфляции обычно идет заявление о верховенстве этой цели над другими целями монетарной политики в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Следует отметить, что в краткосрочном периоде всегда остается место для краткосрочных стабилизационных целей (выпуск, валютный курс, финансовая стабильность). Их достижение возможно несколькими способами.
o Во-первых, индекс цен, на котором базируется измерение инфляции для цели таргетирования, часто не включает в себя эффекты «шоков предложения» (цены на продовольствие, энергоносители, эффекты от косвенных налогов, шоки условий торговли и т.д.)
o Во-вторых, часто цели по инфляции задаются в виде определенного диапазона, что отражает не только неопределенность связи между проводимой политикой и уровнем инфляции, но и определенную гибкость центрального банка в краткосрочном периоде
o В-третьих, краткосрочные цели по инфляции могут корректироваться с учетом шоков предложения и других экзогенных изменений в темпе инфляции, находящихся вне контроля центрального банка. Примером может служить Германия, где ежегодно утверждался прогнозный уровень «неизбежной инфляции».
В большинстве стран с таргетированием инфляции центральный банк регулярно публикует детальные оценки текущей ситуации с инфляцией, включая текущие прогнозы уровня инфляции и возможные меры политики, необходимые для удержания инфляции на запланированном уровне.
Причины, которые привели к переходу к режиму таргетирования инфляции также сильно различаются.
· В ряде случаев, например в Великобритании и Швеции, крах привязки валютного курса вынудил монетарные власти искать альтернативный «номинальный якорь» для монетарной политики.
· В других странах, например Германии, это был отказ от фиксированного валютного курса.
· Некоторые страны, например Канада, пришли к таргетированию инфляции после неудачных попыток использовать таргетирование денежной массы.