Анализ эффективности управления муниципальным имуществом кемеровского городского округа
Меркурьев В. В.,к.э.н., доцент, Гафарова А. Д.,студент
ФБОУ ВО Кузбасский государственный технический университет
имени Т.Ф. Горбачева
Преобразования в области общественных финансов заметно отразилась на муниципальных образованиях, поэтому в бюджетной сфере для органов местного самоуправления актуальным стал вопрос построение оптимальной структуры муниципального имущества, обеспечение полноты его учёта, рационального и эффективного управления.
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Кемерово наделен бюджетными полномочиями администратора доходов бюджета города в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.12.2014 № 377 «О бюджете города Кемерово на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
Плановая сумма доходов, администратором которых является комитет, доводится финансовым управлением города Кемерово после утверждения общего объема доходов решением Кемеровского городского Совета народных депутатов.
В 2014 году доход в бюджет города по коду бюджетной классификации комитета (как администратора доходов) составил 410,6 млн. руб. Данное значение по доходам в городской бюджет включает в себя доходы (2,0 млн. руб.) от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (аренда муниципального жилого фонда). Этот вид доходов находится в ведении комитета по жилищным вопросам администрации города Кемерово в части поступления денежных средств. Таким образом, доход комитета на 2014 год составил 408,6 млн. руб.
Фактическое получение доходов в городской бюджет от использования и продажи муниципального имущества и земельных участков по всем видам распоряжения муниципальным имуществом снизилось в 2014 году по сравнению с 2012 и 2013 гг.
Доходы от приватизации и использования земельных участков за 2014 года составили 82,9 млн. руб. или 35% общих доходов.
Держателем Реестра муниципальной собственности города Кемерово является администрация города в лице Комитета. В Комитете осуществление этой функции возложено на отдел реестра муниципальной собственности. По состоянию на 01.07.2014 в Реестре муниципальной собственности города Кемерово учитывается более 218 тысяч объектов на общую сумму 33 828,1млн.руб. В течение первого полугодия 2014 года в Реестр муниципальной собственности города было включено 19149 объектов стоимостью 3 615,9 млн. руб., в том числе из государственной собственности Кемеровской области принято 1296 объектов балансовой стоимостью 86,9 млн.руб. Исключено 1454 объекта стоимостью 127,1 млн.руб.
Муниципальным предприятиям имущество передается на праве хозяйственного ведения, а муниципальным учреждениям на праве оперативного управления.
Исходя из итоговых значений показателей имущества, находящегося в Реестре муниципальной собственности, просматривается тенденция уменьшения количества имущества, переданного в хозяйственное ведение и наоборот увеличения доли имущества, находящегося в оперативном управлении. Данная ситуация связана с сокращением количества муниципальных предприятий и увеличением количества муниципальных учреждений. Изъятие имущества из хозяйственного ведения обусловлено перераспределением муниципального имущества с его последующей передачей в оперативное управление, либо в казну муниципального образования для предоставления на праве аренды.
Распоряжение муниципальным движимым имуществом, переданным муниципальным учреждениям и предприятиям на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, производится двумя путями:
1. Списания морально и физически устаревшего имущества с исключением его из Реестра муниципальной собственности города.
2. Передачей имущества с баланса одного учреждения (предприятия) на баланс другого по причине финансово-хозяйственной деятельности с согласия этих учреждений (предприятий).
Комитет согласовывает заключение муниципальными учреждениями договоров аренды, безвозмездного пользования в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления имущества, заключаемых без торгов в предусмотренных законом случаях. Имущество, учитываемое Комитетом, условно разделено на объекты нежилого фонда и специализированное имущество (объекты инженерной инфраструктуры и объекты, необходимые для их обслуживания – коммунальные сети, специализированный автотранспорт и т.д.). Специализированное имущество состоит из комплексов движимого и недвижимого имущества, объединенных по принципу участия в процессах организации оказания услуг населению. Здания и сооружения (недвижимое имущество) оснащены движимым имуществом (насосы, станки, инженерные сети и др. оборудование), которое непрерывно участвует в общем технологическом цикле.
Расчет арендной платы по объектам муниципального нежилого фонда производится в соответствии с положением «О порядке определения величины арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда г. Кемерово», утвержденным постановлением Главы города от 22.02.1999 № 18. К 2014 году наблюдается тенденция к уменьшению фактического дохода от сдачи в аренду нежилого фонда по сравнению с плановым, что указывает на снижение эффективности по работе с нежилыми фондами.
По данным таблицы Количество договоров безвозмездного пользования объектов нежилого фонда уменьшается за счет перевода эксплуатационных организаций с договоров безвозмездного пользования на договоры аренды. Данное управленческое решение эффективно, дабы увеличить прозрачность получения дохода.
Организацией мероприятий по включению объектов муниципального имущества в Прогнозный план приватизации, проведению аукционов по продаже занимается отдел обеспечения оборота имущества. Основная цель комитета при реализации муниципального имущества – эффективные продажи по ценам, сопоставимым с установившимися на сегодняшний день на рынке коммерческой недвижимости в городе. Каждой сделке предшествует индивидуальная работа с потенциальными покупателями, информация об объектах находится в свободном доступе в сети Интернет, постоянно проводятся рекламные мероприятия, заключены соглашения о сотрудничестве с коммерческими банками. На 2014 год комитету был установлен план приватизации в размере 300,0 млн. руб. По фактическому состоянию на 2014 год доход от продажи муниципального имущества составил 367,6млн. руб. (в т.ч. 56,1 млн. руб. от льготной приватизации), что составляет 33 % от плана продаж. На сегодняшний день на рынке коммерческой недвижимости города представлен широкий круг объектов, отвечающих основным запросам потенциальных покупателей:
ü расположение объектов на «красных линиях»;
ü хорошая транспортная и пешеходная доступность;
ü высокая проходимость;
ü хорошее техническое стояние объектов.
Вновь построенные объекты продолжают увеличивать число таких предложений. Таким образом, у потенциальных покупателей имеется возможность выбора объекта коммерческой недвижимости, соответствующего заявленным критериям. Объекты, составляющие на сегодняшний день Прогнозный план приватизации муниципального имущества города, в большинстве не отвечают требованиям современного рынка коммерческой недвижимости, соответственно, их продажа существенно затруднена. Основная причина – существенноесокращение количества объектов, подлежащих приватизации и, как следствие, существенное сокращение имущественной базы для получения доходов от аренды.
Таким образом, возможность мобилизации имущественного потенциала г. Кемерово существенно снизилась вследствие проводимой на основе федерального законодательства льготной приватизации в пользу субъектов малого и среднего предпринимательства. По состоянию на сегодняшний день по схеме льготной приватизации реализовано 84 объекта недвижимого имущества на сумму 424,2 млн. руб., по которым предпринимателям предоставлена рассрочка по платежам сроком на пять лет. Это не могло не привести к отвлечению значительного объема реальных доходов бюджета, т.к. большинство высоколиквидных объектов реализовано на льготных условиях. Инвентаризацию муниципального имущества казны (объекты нежилого фонда и специализированное имущество) и контроль за его сохранностью и использованием по назначению осуществляет отдел контроля имущества казны. На 2014 года количество объектов нежилого фонда переданных в пользование по договорам аренды и бессрочного пользования составило 669 единиц. В текущем году проведено 630 обследований данных объектов. Обследование объектов проводилось с целью контроля соблюдения условий, заключенных договоров аренды и технического содержания объектов. Некоторые объекты обследованы неоднократно в целях проверки устранения замечаний по результатам предшествующих проверок. По выявленным нарушениям комитетом направлены арендаторам предупреждения, дополнительные соглашения по устранению выявленных нарушений договоров аренды. По арендаторам, не исполняющим своевременное устранение нарушений, ведется претензионно - исковая работа. С целью своевременной и качественной инвентаризации муниципального движимого и недвижимого имущества распоряжением администрации города Кемерово № 2987 от 29.06.2011 создана постоянно действующая комиссия по инвентаризации муниципального имущества, основными функциями которой являются:
· выявление фактического наличия объектов инвентаризации и их характеристик и сопоставление с учетными данными Реестра муниципальной собственности;
· определение технического состояния объектов инвентаризации и возможность дальнейшей их эксплуатации;
· выявление неучтенных объектов;
· выявление неэффективно используемых, неиспользуемых или используемых не по назначению объектов инвентаризации. Техническая инвентаризация объектов проводится в полном объеме и в установленные сроки в соответствии с утвержденным прогнозным планом приватизации, решениями комитета для регистрации права муниципальной собственности или передачи объектов в иную собственность.
Проводимая в последние годы техническая инвентаризация специализированного имущества требует больших затрат на завершение процесса. Поэтому темпы технической инвентаризации в ближайшей перспективе будут зависеть от возможности бюджетного финансирования этого направления. Муниципальные контракты на проведение технической инвентаризации заключаются на основании проведенных запросов котировок и гражданско-правовых договоров. При проведенном анализе организации управления муниципальным имуществом в городском округе и анализе показателей деятельности КУМИ были выявлены следующие проблемы:
1. Вследствие ошибок, халатности и других негативных последствий в процессе управления собственностью муниципального образования возникает проблема отсутствия полного перечневого списка имущества, которое находится в ведении муниципалитета;
2. По ряду причин неправильная оценка стоимостного размера имущества, что, как следствие, приводит к тому, что сдача в аренду объектов или приватизация исполняется по низким ценам;
3. Отсутствие или недостаток муниципальных программ, касающихся управления муниципальным имуществом;
Таким образом, муниципальные власти к выявленным проблемам управления муниципальным имуществом должны найти пути решения и оперативно их реализовывать в виде муниципальных программ, экономических, социальных и других средств.
Список использованных источников:
1. Косинский П.Д., Меркурьев В.В., Чупрякова А.Г. Формирование агломераций муниципальных образований: теоретические и прикладные аспекты/под ред. П.Д.Косинского.- Томск: Изд-во То. Ун-та, 2015. -206 с.
2. Меркурьев В.В. Развитие агломераций муниципальных образований региона (на материалах Кемеровской области): автореф. дис.…кандидата эко-номических наук. Кемерово, 2014.-25 с.
3. Меркурьев В.В. Концептуальные основы укрупнения муниципальных образований сельских поселений/В.В.Меркурьев//Европейский журнал социальных наук. -2013. -№9 -3.
4. Меркурьев В. В. Укрупнение муниципальных образований как способ выравнивания бюджетной обеспеченности//Вестник КемГУ. 2014. № 1-1 (57). С. 245-251.
5. Шабашев В.А., Меркурьев В.В. Агломерация как инструмент организации межмуниципального сотрудничества в регионе//Наука, образование, общество. 2015. №3(5). С. 78-87.
6. Шпак Л.Л. , Заруба Н.А. Концептуально-схематическая модель социологического сопровождения управленческих кадров. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. №23.
УДК: 352.075.2