Особенности многовекторной международной экономической политики Республики Беларусь
Складывающаяся геополитическая и внутренняя экономическая ситуация Республики Беларусь указывает на необходимость развития двух направлений в международном сотрудничестве. Реализуя цели, связанные со вступлением во Всемирную торговую организацию, следует обеспечить партнерские отношения с Европейским союзом; сохраняя и углубляя экономические отношения с Россией, требуется активно сотрудничать в формируемых с ее участием объединениях, прежде всего в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.
При этом Беларусь будет руководствоваться национальными экономическими интересами, связанными с межгосударственным движением рабочей силы, товаров, капиталов, поддержкой и регулированием деятельности национальных производителей.
Экономика Республики Беларусь в значительной мере зависит от условий и результатов внешней торговли. В 2009 году доля ее экспорта в ВВП составила 50,7%. По данным Национального банка Республики Беларусь объем внешней торговли за январь-ноябрь 2010 года составил 59,1 млрд. долларов США, в том числе экспорт – 26,3 млрд. долларов, импорт – 32,8 млрд. долларов. Объем внешней торговли товарами – 52, 8 млрд. долларов, в том числе экспорт – 22,2 млрд. долларов, импорт – 30,6 млрд. долларов. Объем внешней торговли услугами за январь-ноябрь 2010 года – 6581,8 млн. долларов США, в том числе экспорт – 4056,8 млн. долларов, импорт – 2525,0 млн. долларов.
В январе-ноябре 2010 года зарегистрированы экспортно–импортные операции с 187 странами мира. Товары поставлялись на рынки 152 государств, импортировалась продукция из 171 страны. Основными торговыми партнерами республики являлись Россия – 47%, от всего объема товарооборота, Украина – 7,5%, Нидерланды –5,2%, Германия –4,8%, Китай – 3,6%, Польша –3,4%, Венесуэла –2,4%, Латвия –1,7%, Италия 1,6%. Из общего объема экспорта Беларуси на долю России приходилось 40,2%, остальных стран СНГ – 15%, стран ЕС – 29,2%. Импорт из России в нашу республику составил 52% от общего объема импорта, остальных стран СНГ – 6,9%, стран ЕС – 21,5%.
В январе-ноябре 2010 года сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательное и составило 6404,8 млн. долларов США. При этом отрицательное сальдо внешней торговли товарами сформировалось в размере 8380 млн. долларов США. Основным источником сложившегося отрицательного сальдо внешней торговли товарами является экспортно–импортные операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие изделия). Доля промежуточных товаров в общем объеме экспорта составила 63,8%, импорта – 73,8%. На энергетические товары (газ, нефть и др.) приходится 39,7% стоимостного объема экспорта и 46,4 % импорта промежуточных товаров.
Сальдо внешней торговли потребительскими товарами в январе-ноябре 2010 года сложилось положительное и составило 91,5 млн. долларов США, что обусловлено результатом экспортно–импортных операций по продовольственной группе товаров. Положительное сальдо по данной группе – 1286,2 млн. долларов США и увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2009 года в 2,3 раза.
Экспорт услуг в январе- ноябре 2010 года составил 4056,8 млн. долларов США, импорт – 2525,0 млн. долларов США. Сальдо внешней торговли услугами сложилось положительное и составило 1531,8 млн. долларов США. Экспорт услуг в страны СНГ – 27,9% от общего объема экспорта, страны вне СНГ – 72,1%. Импорт услуг из стран СНГ составил 29,8% от общего объема импорта услуг, из стран вне СНГ – 20,2%.
Содружество независимых государств (СНГ) было создано в декабре 1991 г. в результате распада СССР с целью сохранения социально-экономических связей между бывшими советскими республиками. В своем развитии СНГ прошло несколько этапов.
Первый этап – 1991–1993 гг. Союзные республики приобретают политическую независимость, оформляют государственность и самостоятельные финансово-экономические, таможенные и пограничные структуры. Однако по-прежнему их народнохозяйственные комплексы продолжают работать в рамках единого экономического пространства с единой валютой. И хотя в рамках СНГ принимаются сотни решений, направленных на сохранение единого рынка, центробежные тенденции усиливаются.
Второй этап – 1993–1996 гг. Страны СНГ упрочили свой политический суверенитет, самостоятельно вошли в мировое сообщество, наработали хозяйственные связи с ближайшими соседями, не входившими в Советский Союз. В рамках же Содружества отношение к принимаемым совместным решениям становится все более жестким и критичным. Остаются невыполненными договоренности о создании Экономического и Платежного союзов и многие другие. Однако между отдельными государствами появляется стремление установить более тесные связи. Это выражается в образовании Таможенного союза трех стран и Центрально-азиатского экономического сообщества.
Третий этап начался с 1997 г. Всеми участниками признается кризис в Содружестве, который проявляется в невыполнении основополагающих решений, отказе ряда стран в сотрудничестве по многим экономическим вопросам и в структурных организациях СНГ. Начинается поиск путей совершенствования деятельности, новых объединяющих целей и задач. Отдельные государства и ученые предлагают идею объединения всех исполнительных органов СНГ и выдвижение на первый план экономического сотрудничества, создания зоны свободной торговли, тарифного, таможенного и валютного союзов.
Продолжается переориентация внешнеторговых потоков России и других стран – членов Содружества на рынки дальнего зарубежья. Еще резче проявляется тенденция усиления роли третьих стран в кредитно-инвестиционной сфере, которая во многом предопределяет перспективу расстановки экономических сил на постсоветском пространстве.
Главным связующим звеном экономик стран СНГ является высокая степень взаимозависимости. Сохраняются технологическая общность производств, базирующихся на тесных кооперационных связях многих предприятий, общие либо связанные транспортные коммуникации и линии электропередач. И, наконец, весьма важным связующим звеном является стремление сохранить и расширить присутствие каждой из стран на рынках других стран СНГ. В условиях усиления конкуренции на мировых рынках значение этого фактора будет возрастать.
Среди стран СНГ наиболее последовательную экономическую интеграцию осуществляют Республика Беларусь и Российская Федерация, которые в апреле 1996 г. подписали Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в 1997 г. – Договор об образовании Союза Беларуси и России, в 1999 г. - Договор об образовании Союзного государства.
Результаты работы по сближению Беларуси и России отражаются в показателях объемов взаимной торговли. По итогам 1999 года, с которого Беларусь и Россия начинали строительство Союзного государства, взаимный товарооборот составлял немногим более 5 млрд. долларов США.По итогам 2008 года он превысил 34 млрд. долларов США. Таким образом, товарооборот взаимной торговли между нашими странами за период с начала создания союза Беларуси и России вырос в 2008 году почти в 7 раз.
В 2009 году вследствие негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса и снижения внутреннего спроса в обоих государствах объем взаимной торговли, как и в целом, объем мировой торговли, существенно сократился. Он составил 24,4 млрд. долларов США, в том числе экспорт Республики Беларусь в Российскую Федерацию – 6,7 млрд. долларов, импорт Республики Беларусь из Российской Федерации – 16,7 млрд. долларов США
Тем не менее, удельный вес Республики Беларусь в общем объеме товарооборота России вырос, она занимает пятое место среди основных торговых партнеров Российской Федерации и первое - во внешнеторговом обороте России со странами СНГ.
Важную роль в становлении Союзного государства играет бюджет Союзного государства, который является эффективным инструментом решения совместных социально-экономических задач Беларуси и России.
Бюджет Союзного государства имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту. Впервые общий бюджет Союза Беларуси и России был сформирован в 1998 году за счет отчислений средств из национальных бюджетов государств-участников в пропорции: Россия - 65%, Беларусь -35 % в объеме 585 млн. российских рублей. В 2009 году доходная часть бюджета Союзного государства составила почти 4,9 миллиарда, т.е. его номинальный объем увеличился более чем в 8 раз.
Всего за 1998-2009 годы в союзном бюджете было аккумулировано и направлено на решение общих проблем Беларуси и России почти 30 млрд. российских рублей. Свыше 90 процентов средств союзного бюджета направляется на финансирование совместных программ и мероприятий.
Бюджет Союзного государства на 2010 год определен в сумме 4 872,0 млн. российских рублей. За счет средств бюджета Союзного государства реализуется более 20 программ, а также мероприятия в области образования, культуры, спорта, экологии, природоохранной деятельности. Благодаря программам Союзного государства было создано 5 млн рабочих мест на 26 тыс. предприятиях в Беларуси и России. В бюджете Союзного государства предусмотрены такие направления бюджетных расходов как: фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, промышленность, энергетика, строительство, транспорт, связь, информатика; военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства; социальная политика, здравоохранение и физическая культура, экология, ликвидация чрезвычайных ситуаций, образование, культура, СМИ.
Бюджет Союзного государства на 2011 год будет увеличен до 5,6 млрд российских рублей. 90 % бюджетных денег будет потрачено на финансирование 45 союзных программ и мероприятий. За время существования Союзного государства товарооборот между Беларусью и Россией вырос более чем в 5 раз. За 9 месяцев 2010 года объем товарооборота между двумя странами составил 19,4 млрд долларов, что на 20 % выше этого показателя за аналогичный период 2009 г. Около 85% товарного потока из Европы в Россию идет через Беларусь.
Важной формой развития интеграционных процессов в СНГ является создание Таможенного союза (ТС) Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Таможенный союз начал функционировать с 1 января 2010 года. Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) вступил в силу 6 июля 2010 года.
Создание Таможенного союза определяется стратегическими задачами, которые призвано решить это интеграционное объединение: снятие тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле; упрощение внешнеторговых процедур; сокращение времени на перевозку товаров в связи с отменой всех видов контроля на внутренних границах; обеспечение защиты своих интересов в рамках споров с третьими странами; создание дополнительных предпосылок для привлечения иностранных инвестиций; увеличение ВВП за счет роста взаимной торговли стран- членов ТС.
Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России создан с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур.
Функционирование Таможенного союза трех государств основано на следующих шести основополагающих принципах:
1. объединение таможенных территорий сторон в единую таможенную территорию;
2. отмена таможенных пошлин во взаимной торговле;
3. отмена ограничений экономического характера во взаимной торговле;
4. применение единых мер нетарифного регулирования;
5. принятие и применение единого таможенного тарифа;
6. осуществление единообразного таможенного регулирования на территории Таможенного союза.
Создание единого таможенного пространства Беларуси, Казахстана и России заслуженно называют примером наиболее глубокой экономической интеграции на постсоветском пространстве.