Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ
Обретя суверенитет, государства СНГ вступили на путь преобразований в экономической и политической жизни.
В большинстве стран содружества к моменту получения ими независимости существовали либерально-демократические партии и движения. Они пользовались поддержкой Запада, им сочувствовала часть интеллигенции и молодежи. Определенное влияние сохраняли коммунисты. Серьезной силой оставалась бывшая советская бюрократия, не утратившая с распадом СССР своей власти.
Различия в исторических, национальных, культурных и религиозных традициях государств СНГ оказали большое влияние на их социально-экономические и политические развитие.
В Беларуси после принятия ею Декларации о суверенитете в 1990 г. к власти пришли сторонники курса на сближение с Западом. Однако ослабление экономических связей с Россией негативно сказалось на положении в стране. Производство ВВП упало на 12 %, росла инфляция. В 1994 г. председатель Верховного совета С.С. Шушкевич ушел в отставку. В том же году в Беларуси состоялись первые в ее истории президентские выборы, на которых победу одержал
А.Г Лукашенко, выступавший за сближение с Россией. В отличие от многих стран СНГ, крупномасштабных приватизаций в Беларуси не проводилось. До сих пор сохраняется ведушая роль государства в экономике. Оно контролирует около двух третей промышленного производства.
Концепция «сильного государства», контроль над рыночными отношениями в Беларуси себя оправдали. В экономике наблюдается стабильный рост, уровень жизни населения стал самым высоким в СНГ, резко сократилась безработица. Это обеспечило президенту АГ Лукашенко значительную популярность. На референдуме 2004 г. большинство избирателей одобрили его предложение не ограничивать время пребывания президента у власти двумя сроками. В то же время сторонники оппозиции, а также правозащитные организации Запада считают режим Лукашенко не демократическим, нарушающим права человека.
На Украине серьезной проблемой стали различия в уровне и характере развития западных и юго-восточных областей. В западных, преимушественно аграрных областях распространена униатская Церковь. В промышленных восточных и южных районах в основном говорят на русском языке и исповедуют православие. Президент страны Л.М. Кравчук, в прошлом первый секретарь ЦК Компартии Украины, проводил политику украинизации восточных и южных областей страны (то есть вытеснения русского языка из общественной жизни). Это вызвало недовольство многих граждан.
В 1994 г. президентом стал Л.Д. Кучма, стремившийся к более сбалансированному курсу. Однако четкой и целостной программы реформ не сложилось, многие из них тормозились парламентом, где ни сторонники президента, ни оппозиция (коммунисты, социалисты, националисты) не имели прочного большинства. Многочисленные факты коррупции, хищения государственной собственности благодаря средствам массовой информации получили широкую огласку и стали причиной роста недовольства в обществе.
Падал уровень жизни. Президентские выборы 2004 г. сопровождались массовыми митингами и демонстрациями сторонников одного из кандидатов на этот пост - В.А. Ющенко. Они разбили палаточные городки на площадях Киева и блокировали правительственные учреждения. События на Украине стали называть Оранжевой революцией. В итоге победителем стал В.А Ющенко, сторонник либерального курса и тесного сближения страны с ЕС и НАТО. Однако парламентские выборы 2006 г. не принесли «оранжевым» политическим силам успеха. Это привело к обострению внутриполитической ситуации. Досрочные выборы 2007 г. позволили «оранжевым» силам сформировать правительство во главе с Ю.В. Тимошенко. Наиболее острые вопросы современной политики страны связаны с планами вступления в НАТО и продолжением курса на украинизацию.
Большие трудности переживала и Молдова. Во время президентства М.И. Снегура (находился у власти в 1991-1996 гг.) в республике проводилась политика дискриминации русскоязычного населения (более трети ее граждан). Этот курс вызвал недовольство в стране. Ухудшение экономического положения привело к победе на парламентских выборах 2001 г. коммунистов. Президентом стал лидер компартии В.Н. Воронин, но положение в стране существенно не изменилось.
В среднеазиатских республиках СНГ (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) большое влияние имел аппарат власти и управления. Либерально-демократическая оппозиция была слабой. Угрозу стабильности представляли радикальные исламистские организации, поддерживаемые из-за границы. В этих условиях власть перешла к лидерам, вышедшим из рядов КПСС, но заявившим о разрыве с коммунистической идеологией.
В Казахстане главой республики в 1990 г. стал бывший первый секретарь компартии Н. А. Назарбаев, срок полномочий которого неоднократно продлевался. Главой Туркменистана в 1990 г. был избран С.А. Ниязов (умер в 2006 г.), ранее также первый секретарь компартии. Впоследствии он был объявлен пожизненным президентом. Кыргызстан возглавил в 1991 г. А.А. Акаев, в прошлом - руководитель Академии наук этой республики. В Таджикистане президентом стал бывший председатель Верховного совета Э.Ш. Рахмонов. В Узбекистане пост президента суверенного государства занял бывший первый секретарь компартии И.А. Каримов.
В военном плане прагматически настроенные руководители большинства среднеазиатских республик СНГ поддерживали идею тесного сотрудничества с Россией, видя в ней защиту от исламского экстремизма. Экономические реформы там проводились медленно. Предпринимались значительные усилия по привлечению иностранного капитала к разработке природных ресурсов и созданию совместных предприятий. Они принесли определенные успехи лишь в Казахстане и Узбекистане, причем Казахстан стал одной из наиболее динамично развивающихся стран CHГ.
Уровень жизни в других среднеазиатских государствах содружества оказался ниже, чем в Беларуси и России, увеличивалась безработица. Росла иммиграция (в том числе и нелегальная) из этих государств в Россию, а через нее и в западноевропейские государства.
Падение уровня жизни и безработица стали источниками политической нестабильности. В марте 2005 г. киргизский президент А.А. Акаев был свергнут. Прибывшие в столицу после очередных парламентских выборов жители голодного и нищего Юга страны разгромили президентский дворец. Акаев не решился применить силу и отказался от власти. Журналисты назвали эти события «Революцией тюльпанов».
Большой проблемой является криминальный бизнес. Осуществляется ввоз наркотиков из Афганистана и среднеазиатских стран СНГ в Россию, Украину и Беларусь. Борьба с наркомафией рассматривается правительствами России и среднеазиатских государств как важная задача в обеспечении национальной безопасности.
Остро встала проблема выбора пути развития в государствах Закавказья.
В Армении у власти исходно оказались либеральные силы, однако в условиях войны из-за Нагорного Карабаха с Азербайджаном и из-за экономической блокады, проводимые ими реформы не дали сколько-нибудь значимых результатов.
В Азербайджане первым президентом стал бывший секретарь ЦК Компартии АН. Муталибов. После поражения в войне с Арменией его сменил лидер либерально-демократической оппозиции А.А. Эльчибей. Из-за провала попыток проведения рыночных реформ в 1993 г. он был свергнут в результате переворота. Страну возглавил президент Г.А. Алиев, также ранее первый секретарь ЦК Преемником ГА. Алиева в 2004 г. был избран его сын И.Г. Алиев.
В 1991 г. в Грузии к власти пришел писатель, лидер либерально-демократических сил З.К Гамсахурдия. Начатые им преобразования не встретили понимания в обществе. В стране произошел военный переворот. Попытка Гамсахурдии удержать власть привела к гражданской войне, в ходе которой он погиб в 1993 г. Президентом стал Э.А. Шеварднадзе (бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии и министр иностранных дел СССР). Ему, однако, не удалось решить межнациональные проблемы и обеспечить проведение реформ. При населении страны в 5,4 млн человек безработица достигла 1 млн, начались перебои со снабжением городов электроэнергией. В 2004 г. в Грузии произошел бескровный переворот, поддержанный молодежью и интеллигенцией. Он получил название Революции роз. К власти пришел приверженец либеральных взглядов М. Саакашвили, избранный новым президентом страны. Он взял курс на вступление своей страны в НАТО. После бурных выступлений оппозиции и обвинений руководства страны в коррупции он ушел в отставку. Однако, выиграв досрочные президентские выборы в январе 2008 г., М. Саакашвили подтвердил свои полномочия.
Выступления граждан против властей в 2004-2005 гг. получили название цветные революции. Оранжевые шарфы и флаги участников митингов на улицах Киева, красные розы в руках демонстрантов в Грузии, тюльпаны в Киргизии символизировали дух перемен. Основной причиной «цветных революций» было недовольство людей положением дел в государстве. Это прежде всего безработица, межнациональные трения, низкий уровень жизни, огромные масштабы коррупции, медлительность правительств в проведении реформ. Особую роль сыграл и внешний фактор. Из-за рубежа, в основном из CIIIA, на финансирование этих революций поступило около 150 млн долларов.
Характер и направленность перемен в странах СНГ не совпадают. Это создает дополнительные проблемы для развития сотрудничества между ними. Наличие же в этих государствах массы «замороженных» конфликтов делает постсоветское пространство нестабильным. Негативное отношение властей ряда стран СНГ и Балтии к русским и русскоязычным гражданам вызывает беспокойство в России. В последнее десятилетие многие из них вынуждены были переехать в Российскую Федерацию на постоянное место жительства.
Российская Федерация на новом этапе развития (переход к рыночной экономике)
Перед Российской Федерацией как новым, суверенным государством встали проблемы определения приоритетов развития и своей роли в мире. Россия унаследовала от СССР статус великой ядерной державы, около 60% экономического потенциала, большую часть территории, богатой природными ресурсами. В то же время в наследие достались и серьезные проблемы, такие, как долговые обязательства бывшего СССР (около 70 млрд долл.), изношенность основных фондов промышленности (около 70%), межнациональные проблемы, духовный кризис, связанный с утратой многими россиянами привычных жизненных ориентиров.
Экономические реформы: цели и итоги преобразований.
В начале 1992 г. экономика страны находилась в сложном положении. Возрастал дефицит товаров первой необходимости и продовольствия. Предприятия тяжелой промышленности и оборонной сферы остались без государственных заказов, что вызвало быстрый рост безработицы. После распада СЭВ и дезинтеграции СССР внешние экономические связи также пришли в полное расстройство.
По инициативе молодых членов правительства - и.о. премьер-министра Е.Т Гайдара (р. в 1956), АВ. Шохина (р. в 1951), А.Б. Чубайса (р. в 1955) было начато осуществление мер по оздоровлению экономики и ее быстрому переводу на рельсы рыночного хозяйства. Их деятельность получила название «шоковой терапии». Предполагалось, что приватизация государственных предприятий (переход их в частную или акционерную собственность) приведет к формированию слоя собственников, заинтересованных в процветании экономики, а свободная конкуренция, в том числе и с зарубежными товаропроизводителями, создаст стимулы для ускоренной модернизации. (приватизация А. Чубайса 1993 - 1998 гг. дала государству всего 7 млрд. долл. по факту, а сегодня выгода государства оценивается в 17 млрд. долл. – 0,25% доли ВВП)
Реформа началась с либерализации цен, т.е. отказа от их государственного регулирования. Были сняты ограничения на частнопредпринимательскую деятельность. Началась приватизация: граждане России получили приватизационные чеки (ваучеры), дающие право на приобретение акций предприятий.
Реформы открыли новые возможности развития страны:
- удалось сбалансировать спрос и потребление, в магазинах появились ранее дефицитные импортные товары, была устранена угроза голода в ряде регионов;
- начались структурная перестройка экономики, выправление перекосов в ее развитии. Были отменены дотации предприятиям, выпускавшим низкокачественную, не пользующуюся спросом продукцию;
- приватизация части предприятий обеспечила предпосылки проявления хозяйственной инициативы, реорганизации производства (однако далеко не все руководители оказались к этому готовы);
- были созданы условия, позволившие избежать возникновения массовой безработицы. Потерявшие работу занялись торговлей и посреднической деятельностью, предпринимательством, обеспечив себе определенный достаток Для людей, обладающих соответствующими навыками, энергией, открылась новая сфера самореализации;
- возросла степень открытости общества. Граждане России получили намного более широкие возможности доступа, чем когда - либо в прошлом, к достижениям науки и культуры зарубежных стран, туризму.
В то же время вскоре выявились и негативные последствия преобразований, помешавшие в полной мере использовать созидательный потенциал реформ.
Либерализация цен при сохранении товарного дефицита привела к их быстрому росту (только за 1992 г. в 100 и более раз), что не компенсировалось увеличением зарплат и социальных выплат. Это привело к падению уровня жизни значительной части населения.
Правительство не имело четкой концепции взаимоотношений со странами СНГ. Между тем рубль обслуживал экономику не только России, но и ставших суверенными бывших союзных республик.
В итоге был утрачен контроль над эмиссией (печатанием) денег. Оказалось невозможно поддерживать стабильность курса рубля относительно иностранных валют, он стремительно обесценивался.
В этих условиях частные предприниматели стали переводить свои средства в более стабильные зарубежные валюты (прежде всего в доллары США) и размещать их за рубежом. Утечка капиталов из России намного превысила сумму внешнего долга страны.
Был утрачен государственный контроль над внешнеторговыми операциями, поскольку еще не сложились таможенные границы со странами СНГ. Через их территорию за границу бесконтрольно вывозились дефицитные материалы, сырье, технологии, которые продавались по бросовым ценам.
Предпринимательская деятельность сконцентрировалась в ставших наиболее прибыльными сферах торговли и посредничества. Это ускоряло рост цен, но не стимулировало рост производства. Оно продолжало сокращаться. Прежде всего страдали те наукоемкие отрасли, которые только и могли быть базой модернизации страны и ее перехода к информационным технологиям.
Развитие правовой базы предпринимательской деятельности отставало от темпов ее развития. Стирались грани между законным и незаконным. Предприниматели становились жертвами произвола чиновников, поборов со стороны преступного мира. Они сами порой прибегали к криминальным методам обогащения, борьбы с конкурентами.
Все это замедлило формирование слоя социально ответственных собственников, радеющих об успехах своего дела. В 1994 г., по официальным данным, прибыль приносили лишь 10% приватизированных предприятий.
Криминальный характер российской экономики, нечеткость законов, политическая нестабильность в стране отталкивали зарубежных инвесторов от российского рынка. Ожидаемого притока капиталов в экономику России так и не поступило.
Мало получили граждане России и от ваучерной приватизации. В условиях инфляции ваучеры быстро обесценились. Большинство россиян продали их за бесценок либо вложили в приватизационные фонды, которые вскоре прекратили свое существование.