Анализ текущего состояния мирового воздушного транспорта

ИАТА периодически проводит анализ текущего состояния индуст­рии воздушного транспорта, рынков авиаперевозок и разрабатывает текущие и долгосрочные прогнозы и стратегию ассоциации с учетом политики правительств различных государств, а также на основе результатов своего сотрудничества с региональными авиатранспорт­ными организациями.

Многие авиакомпании зависят от правительств или полностью контролируются ими. Финансовая поддержка авиакомпаний прави­тельствами ограничена и маловероятна, мало надежд на снижение эксплуатационных расходов авиаперевозчиков.

Большинство рынков авиаперевозок все еще подвержены полному или частичному государственному регулированию.

Деятельность авиакомпаний в значительной степени зависит от монополизированной инфраструктуры (аэропорты, службы УВД). Учитывая финансовые трудности, авиакомпании вынуждены ограни­чиваться краткосрочным планированием.

В экономике доминируют три региона: Северная Америка, Европа и Восточная Азия, особенно прогрессирует Китай. Темпы роста авиаперевозок стабилизируются, но наибольший рост объемов пере­возок ожидается в Восточной Европе, бывшем СССР и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Проблемы окружающей среды выдвигаются на первый план, ожи­дается ускоренное вытеснение устаревшей авиатехники, не удовлет­воряющей ужесточенным требованиям и стандартам по шуму и эмис­сии авиадвигателей.

Увеличение объемов перевозок будет сдерживаться усложнением и ужесточением формальностей в аэропортах и требований безопасности.

В долгосрочной перспективе предполагается рост приватизации авиакомпаний, однако в различных регионах будет сохраняться зна­чительное влияние и интерес правительств. Взаимоотношения авиа­компаний с правительствами, которые их контролируют, останутся важным фактором развития авиаиндустрии.

Обратимся теперь к правовым вопросам деятельности авиакомпа­ний. Как известно, Чикагская конвенция 1944 г. и ее технические приложения заложили законодательную основу безопасности полетов. Абсолютный и исключительный суверенитет государств на воздушное пространство над их территориями обеспечивает правительствам очень важную роль в процессе коммерческой эксплуатации прав их компаниями, так называемыми назначенными перевозчиками. Эти ком­пании обычно принадлежат или контролируются государством.

Эти принципы легли в основу двусторонних соглашений, началом которых стало так называемое «Бермудское соглашение» между Ве­ликобританией и США. История показала, что двусторонние принци­пы или договоренности типа «Бермуд» имеют негативное воздейст­вие на конкурентоспособность авиакомпании, так как нет стимулов к улучшению работы при гарантированных объемах перевозок и одинаковых ценах. В этих условиях закон рынка не работает.

Для многих стран двусторонняя система потеряла свою привле­кательность по следующим причинам:

—растет уверенность правительств в необходимости открытия
рынка и введения дерегулирования;

—возникла потребность в создании более конкурентной среды в
интересах потребителей;

—приватизация авиакомпаний и ослабление сильных связей между правительствами и их национальными перевозчиками(flag carrier);

—заключение рыночных соглашений между авиакомпаниями, создание автоматизированных систем бронирования несколькими авиа-­
компаниями после их внутренней кооперации (например,Air France/
Air Inter/UTA) совместная эксплуатация авиалиний и даже общая соб­-
ственность авиакомпаний (BA/KL; Air France/SabeNa; AUA / SAS/ Swissair)

Многосторонние соглашения типа GАТТ (General Agreement for tariffs and trade) представляют несомненный интерес.

Опыт США показал, что дерегулирование дало сильный импульс развитию структуры всей системы воздушного транспорта в целом. Некоторые эксперты подчеркивают позитивные аспекты, другие имеют более пессимистическое мнение. Бесспорно, авиакомпании, успешно выжившие в этой борьбе (American Airlines; United; Delta), продолжают расти и осваивать новые рынки, так как внутренний ры­нок уже перенасыщен. Однако на пути американской воздушной эк­спансии на европейском рынке стоят укрепляющиеся перевозчики Ев­ропы.

Намерение США предложить «открытое небо» представляет собой попытку правительства США задать тон и избежать создания «крепос­ти Европы», если такое решение будет принято как основное направ­ление внешней политики авиации ЕС.

Совет Министров ЕС отметил, что как только внутренний авиатранспортный рынок будет создан, начнет реализовываться общая внешняя политика государств в области гражданской авиации.

Таким образом, мировой воздушный транспорт стоит перед лицом, больших перемен.

Наши рекомендации