Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса
Для рынка олигополии характерно отсутствие ценовой конкуренции и стабильность уровня цен, что нашло отражение в модели ломанной кривой спроса. В соответствии с моделью, если на рынке олигополии сформировалась равновесная цена, то фирмы не заинтересованы в ее изменении, так как понесут убытки. Если какая-то фирма примет решение увеличить цену, то другие фирмы оставят цену неизменной. В результате этого фирма, поднявшая цену, потеряет большое число покупателей, так как спрос будет эластичен, и, следовательно, сокращает выручку и прибыль. Если фирма снижает цену на свою продукцию, то другие фирмы, вероятнее всего, так же снизят цену. В результате этого расширение объёма продаж будет незначительным (спрос по цене будет неэластичным) и, следовательно, выручка и прибыль фирмы сократится. Таким образом, любое отклонение цены от равновесной приводит к сокращению выручки и прибыли фирмы. Данная теория так же объясняет, почему фирмы на рынке олигополии сохраняют цены неизменными даже в том случае, когда изменяются издержки производства.
В 60-е гг. американские экономисты Эфроимсон и П.Суизиразработали модель ломаной кривой спроса, с помощью которой объясняется тенденция к повышению уровня цен в период экономического роста. В период экономического роста растёт объем производства и доходы населения. Поэтому фирма поднимает цену, рассчитывая, что рост доходов населения позволит продавать продукцию по более высоким ценам. Сокращение объёма продаж будет незначительным (неэластичный спрос), так как доходы покупателей увеличились. За счёт этого фирма увеличит выручку от продажи продукции. Если какая-то фирма снизит цену на свою продукцию, то другие фирмы, вероятнее всего, оставят цену неизменной, рассчитывая, что всегда найдутся покупатели, согласные платить ту же цену за предлагаемую продукцию. В результате этого у фирмы, снижающей цену, значительно расширится объём продажи продукции и доход. Сопоставляя два варианта, руководство фирмы приходит к выводу, что выгоднее повышать цены, так как не требуется дополнительных усилий по расширению производства.
В силу того, что в большинстве стран картели запрещены антимонопольным законодательством, на рынке олигополий существует неформальный сговор, представленный лидерством цен. Данная ситуация характеризуется тем, что фирмы проводят согласованную ценовую политику, не оформляя правового документа. В этом случае существует фирма-лидер, на ценовую политику которой ориентируются другие фирмы.
Существует три системы лидерства в ценах:
1) Лидером является самая крупная фирма. Она устанавливает объем производства и цену, ориентируясь на получение прибыли, а другие фирмы вынуждены приспосабливаться к этой цене. При этом фирма-лидер стремится устанавливать цену на таком уровне, чтобы не привлечь в отрасль другие крупные фирмы сверхвысокой прибылью и чтобы не разорились более мелкие фирмы, так как если сократится количество фирм на рынке, могут быть применены административные и экономические методы наказания со стороны государства.
2) Лидером является фирма, которая имеет самые низкие издержки. Она определяет оптимальный объем производства, устанавливает приемлемую цену. Другие фирмы вынуждены приспосабливаться к цене лидера, так как если они будут ориентироваться на собственные издержки и цены, то потеряют покупателей.
3) Фирма-барометр. Лидером является небольшая фирма, ценовая политика которой наиболее полно отражает условия рынка и которая другими фирмами считается наиболее квалифицированным экспертом в деле изучения конъюнктуры рынка. Лидерство фирмы-барометра основано на авторитете, который зарабатывается в течение длительного периода времени и может быть потерян в результате одной ошибки.