Туристская инфраструктура Армении
Туризм объявлен одной из приоритетных экономических отраслей для национальной экономики. За последние 10 лет отремонтированы все основные автомобильные магистрали и открыты новые тоннели в горных районах. Ведется активное строительство гостиниц и новых автодорог. Проведены важные изменения в туристическом законодательстве, способствующие развитию национального туризма и индустрии гостеприимства. Уделяется внимание к повышению уровня подготовки кадров.
В первом квартале 2011 года Армению посетили 31700 граждан Ирана, из них 25000 человек побывали в Армении в марте. Около 90% граждан Ирана, посетивших Армению в первом квартале текущего года, в соответствии с армянским законодательством и методологией Всемирной туристской организации, подпадают под определение туриста. Примерно 60-70% туристов приехали семьями. Более уточненные данные будут получены после подведения итогов первого квартала Национальной статистической службой РА. Для сравнения: за тот же период 2010 года Армению посетили 28000 туристов из Ирана, причем на март пришлась 21000 посещений.
В период наибольшего наплыва туристов, был проведен опрос 101 туриста в гостиницах и на улице. В результате опроса выяснилось из числа опрошенных 72 человека готовы вторично посетить Армению и рекомендовать отдых в своим друзьям и знакомым. Кроме этого, в ходе опроса туристам предлагалось оценить по 10-балльной системе ряд показателей туриндустрии Армении. Так, по показателю "привлекательность страны" была дана средняя оценка 6, по показателю "чистота улиц" – 7, "доступность услуг" – 6, "транспорт" – 7, "разнообразие досуга" – 6, "обоснованность цен" – 6, "питание" – 7, "отношение местного населения" – 7, "быт" – 6, "времяпрепровождение" – 6 баллов.
Хотя данные оценки выше средней, существует ряд проблем, в первую очередь, это проблема одновременного размещения большого числа туристов – задача, в решении которой должен принять участие бизнес путем строительства новых гостиниц и туристских центров. Существует и проблема общения обслуживающего персонала в гостиницах и объектах питания с туристами – общение должно быть хотя бы на английском, о чем должны позаботиться владельцы этих объектов. Было отмечено, что также нужно немало еще сделать для дальнейшего развития инфраструктуры, особенно в регионах. Необходимо развивать и расширять различные виды туризма, в том числе и специфические, например, оздоровительный туризм, экотуризм, сельскохозяйственный, зимний и т.д. Это уже вопрос творческого подхода туроператоров к предлагаемым ими турпродуктам.
Опыт успешных в области туризма стран показывает, что на первоначальном этапе государство вкладывало определенные стратегические инвестиции в развитие инфраструктур, формирование туристических пакетов и обеспечение туристической привлекательности для зарубежных стран, и именно в этой последовательности. В Армении наблюдается же немного иная хронология действий. Для начала производится съемка рекламного ролика и его размещение в эфире зарубежных телеканалов, а затем уже переход к развитию туристской инфраструктуры и разработка стратегии.
Роль государства в этом деле - обеспечить наличие современных инфраструктур, начиная с комфортных дорог и размещения туалетов вдоль этих самых дорог. Надо было строить доступные в финансовом смысле мотели, разместить на дорогах соответствующие международным стандартам указатели.
*Приложение. Таблица 2.
Обобщение теоретических основ и исследований тенденций развития туризма, а также комплексный анализ развития туризма в Армении позволяют сделать некоторые выводы. Для того чтобы достигнуть современного уровня развития туризма, необходимо провести гигантскую работу во всех сферах экономики и многих других направлениях. Существующие проблемы в республике так многочисленны и разнообразны, что, по сути, без комплексного подхода невозможно найти их плодотворное решение. В Армении есть множество недостроенных гостиниц и других объектов, которые оставались долгое время под открытым небом, подвергаясь при этом воздействию неблагоприятных атмосферных факторов, и, конечно же, сегодня никак не могут быть использованы в туристской индустрии. С другой стороны, археологические и исторические памятники, которые должны составлять основу «культурного» туризма, требуют основательной реставрации и восстановления. На местах не действуют службы ознакомления с памятниками (гиды и экскурсоводы), служба приема гостей и безопасности, в плачевном состоянии находятся коммунальные и другие удобства. Сегодня гостиничная индустрия является сферой серьезной конкуренции. В гостиничной индустрии слово “сервис” означает целую систему средств, которые обеспечивают высокую степень удобства, т.е. бытовые, физические и духовные потребности гостей. Международные бренды несут с собой уже устоявшиеся и оправдавшие себя
традиции, слияние которых с национальными особенностями работы еще более поднимут конкурентоспособность гостиничных комплексов. Тем более что вход разных международных брендов на местный рынок способствует оживлению конкурентных взаимоотношений и приводит к новому толчку в развитии отрасли. В Армении уже действует три знаменитых международных гостиничных бренда: Марриотт Инт, Голден Тьюлип, Голдн Палас. Появляются проблемы в связи с колебанием сезонного наплыва туристов. В более напряженный период года малые гостиницы пользуются повышенным спросом, однако не настолько большим, чтобы покрыть этой прибылью издержки всего года, так как вне сезона большая часть из них пустует. Целый ряд ныне действующих домов отдыха и санаториев, в том числе комплексный оздоровительный центр ''Джермук'' (1431 кровать), санатории ''Арзни'' (1258 кроватей), ''Армения'' (484 кровати), ''Анкаван'' (512 кроватей), ''Аревик'' (390 кроватей), а
также 9 домов отдыха (4125 мест), составляют достаточно большой потенциал, особенно для быстрого развития рекреационного туризма.
Одним из первых шагов развития туризма в республике должно стать решение теоретико-методологических проблем этой области, основными направлениями которой должны стать исследования как туризма в целом, так и его инфраструктуры и отдельных видов научных и маркетинговых служб в частности. В этом деле необходима правительственная поддержка и финансирование основательного изучения этого направления за счет начислений из госбюджета. Маркетинговые исследования должны включать изучение спроса и предложения, относящихся к туристскому сервису, обеспечения между ними равновесия, рынка туристских служб, их возможностей и предпосылок, а также осуществление иных возможных маркетинговых функций. Государство, используя свои дипломатические представительства в разных странах, а также имеющиеся связи с диаспорой и пр., может решить задачи развития туризма, выявления возможностей расширения внешних рынков, представления предложений и рекламы туризма Республики Армения, оценки спроса, обеспечения участия отечественных субъектов в программах международного туризма, упорядочение и распространение в республике информации, относящейся к мировому рынку, и других аналогичных задач. Будет целесообразным периодическое проведение социологических и экспериментальных исследований среди туристов. Эти исследования позволят не только быстро отреагировать на изменения спроса, но и составить некоторое представление о тенденциях развития туристских услуг в Республике Армения. Уровень обслуживания туристов в Армении (дороги, транспорт, коммунальные услуги, средства связи) пока далеки от международных стандартов.
Сейчас осуществляются конкретные мероприятия по преодолению недостатков. Так, в аэропорту «Звартноц» внедряется автоматическая система управления воздушными маршрутами, что позволит следить за полетами самолетов с дальних расстояний (с расстояния 450 км), обеспечивая безопасность полета. Внедрение этой системы будет иметь большое стратегическое значение для республики, учитывая, что в данный момент над территорией Армении совершаются 40 транзитных авиамаршрутов, и их число постепенно возрастает.
Для введения системы есть квалифицированные кадры, способные плодотворно использовать существующее оборудование. В Армении важнейшей проблемой является восстановление и сохранение археологических и историко-архитектурных памятников. Предполагается, что перспектива развития туризма в Армении в основном будет обусловлена наличием иностранных туристов, интересующихся ее культурой, которые познакомятся с памятниками и уникальными историческими достопримечательностями, расположенными по всей республике. Следовательно, важно, чтобы достопримечательности Армении были представлены зарубежным туристам в наилучшем возможном состоянии. Несмотря на то, что туристов в первую очередь интересуют природные живописные местности Армении, можно их сделать участниками всевозможных национальных празднеств, экскурсий, конкурсов, а также познакомить с национальными блюдами, что придаст больший интерес и привлекательность путешествию, а также добавит изюминку восточной экстравагантности, что сегодня пользуется большой популярностью в мире. Каждая историческая или природная достопримечательность должна быть реставрирована, приведена в порядок и представлена иностранцам как одна из самых привлекательных сторон их визита, обеспечивая, конечно, вместе с тем, соответствующие удобства и услуги.
Одним из перспективных видов туризма в Армении является рекреационный
туризм. Рекреационные ресурсы республики базируются на богатом медико -
оздоровительном потенциале, целебные свойства которого давно уже научно доказаны и могут стать основой для создания широкой сети оздоровительных туристских предприятий. В частности, на основе указанных ресурсов целесообразно создание комплексов отдыха и оздоровительных комплексов в Ехегнадзорском, Сисианском, Мегринском районах, поскольку они находятся в живописных местностях, богаты полезными и качественными минеральными источниками, пригодными для лечения всевозможных болезней.
Важной задачей Армении в области туризма является развитие инфраструктур туристской индустрии. Разработка и осуществление соответствующих мероприятий должны быть направлены на решение таких проблем, как расширение сетей туристских маршрутов, упорядочение сезонных колебаний, ремонт и строительство объектов для размещения туристов, обеспечение гарантий личной, медицинской и экологической безопасности туристов, создание возможностей современной связи, обеспечение быстрого денежного перевода, широкое использование дорожных чеков и других способов оплаты, финансовых операций, снижение тарифов воздушного транспорта и пр. Процесс эффективной организации туризма в республике находится на начальной стадии развития. В Армении еще не полностью сформировались туристские субъекты, организации, предоставляющие различные туристские услуги, органы, организующие и упорядочивающие их работу. Недостаточно эффективна нормативно-правовая база, регламентирующая и упорядочивающая туристскую деятельность. Необходим государственный орган, упорядочивающий деятельность туристской индустрии, предоставляя ему право лицензирования и аттестации организаций, занимающихся туристской деятельностью. Важны также создание организаций, готовящих и усовершенствующих кадры для данной области, подписание межгосударственных договоров о сотрудничестве со странами, имеющими большой опыт в сфере туристкой индустрии и пр. В деле туристского развития в Республике Армения самым сложным пока еще является решение проблем инвестиций, это должно быть принято во внимание в связи с высоким уровнем риска инвестиций в республике и недостатком финансовых средств. Принимая во внимание своеобразные условия Республики Армения и зарубежный опыт, целесообразно для финансирования туризма и сохранности инвестиций использовать долгосрочные ссуды, получаемые от ВТО, других международных организаций, льготные ссуды, денежные средства, получаемые от приватизированных объектов туристского значения, средства всеармянского фонда «Айастан», а также средства, образуемые от получаемой прибыли туристских предприятий, лизинга и грамотной инвестиционной политики, проводимой крупными банками страны, в конечном итоге, развитие индустрии туризма в Армении является общегосударственной прерогативой и для дальнейшей активации процесса должны быть приложены все возможные финансовые и человеческие ресурсы страны. Таким образом, в Армении уже заложены основы развития туризма и превращения Армении в привлекательную для гостей страну. А честная, добросовестная конкуренция только стимулирует развитие важнейшего рынка услуг в Армении.