Виды экономик. Их особенности. Модели рыночной экономики
Содержание экономического анализа на макро уровне.
Типы экономических систем. Их особенности.
Каждое общество в зависимости от особенностей своего развития по своему подходит к решению реальной проблемы относительной редкости ресурсов. При этом их главными отличительными особенностями выступают форма собственности на средства производства и способ, с помощью которого координируется и управляется экономическая деятельность общества. В соответствии с этим различаются следующие типы экономических систем.
Чистый капитализм или капитализм эпохи свободной конкуренции.
Такая система характеризуется наличием частной собственности на ресурсы и использованием рыночного механизма для координации экономической деятельностью и управления ею.
Поведение каждого субъекта рыночных отношений диктуется его личными интересами. Каждая экономическая единица стремиться максимизировать свой доход на основе индивидуальных решений. С помощью рыночного механизма эти решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Поскольку товары и услуги производятся, а товары предлагаются, на основе конкуренции действует множество самостоятельных покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В этих условиях необходимость государственного контроля и вмешательства в экономический процесс сводится к минимуму. Роль государства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры.
Коммандитная экономика.
Она представляет собой систему полярную чистому капитализму. Ее характеризует общественная собственность практически на все ресурсы, централизованное планирование экономики. В этих условиях рынок не выполняет роли регулятора экономики, а государство может быть представлено как основной субъект экономики.
Смешанные системы.
В реальной действительности экономические системы располагаются между двумя этими крайностями. Так экономика США тяготеет к чистому капитализму, но имеет существенные отличия от него. Американский капитализм породил крупные корпорации и сильные профсоюзы, способные влиять на рынок, а это создает предпосылки для определенного вмешательства государства.
Смешанная экономика основана на неоднородности экономической системы. В ее условиях может функционировать как частная, так и государственная собственность. Она не имеет крайностей присущих первым двум системам. При этом распределенные отношения не подавляют отношения обмена, а дополняют их. Поведение каждого человека мотивируется его личным интересом, однако, при этом в обществе определены и приоритетные цели.
Государство в такой экономике выполняет активную функцию: имеется система прогнозирования, планирования и координации как государственного, так и частного сектора.
Виды экономик. Их особенности. Модели рыночной экономики.
Рыночные системы и направленность их развития зависят от многих факторов: Наличия природных ресурсов, Географического положения, Уровня развития производственных сил, Традиций, обычаев, исторических условий
Но все современные рыночные системы имеют общие черты: Наличие различных форм собственности, Развитая система свободной конкуренции и предпринимательской деятельности, Преобладание свободных цен на товары и услуги, Присутствие определенного государственного регулирования экономики
Характерными моделями современной рыночной экономики являются.
Американская модель. (либеральная модель капитализма или классическая инициативная модель хозяйствования)
Для нее характерны малый удельный вес государственной собственности (так в акционерном капитале промышленности и транспорта удельный вес государства составляет около 10%) и всемерное поощрение предпринимательства, значительная социальная дифференция и существующий разрыв в уровнях зарплат руководства фирмы и служащих (до 100р). При приемлемом уровне жизни малообеспеченной части населения (соотношение самой богатой и самой бедной части населения 6:1).
По мнению американских экспертов, экономика США в настоящее время находится на подъеме. Ее отличают высокие и стабильные темпы экономического роста, практическое отсутствие инфляции, низкий уровень безработицы, внедрение новейших технологий. Однако отмечается, что растет социальное неравенство, ухудшаются условия труда.
Японская модель.
Ее особенностями являются высокий уровень государственного воздействия на экономику, который заключается в поддержке определенных сфер деятельности, что позволило японской экономике избежать серьезных кризисов и обеспечить динамическое развитие, эффективное сочетание рынка и плана.
Япония страна с развитой рыночной экономикой, имеет отлаженный механизм разработки технических планов. Но они имеют не директивный, а индикативный (рекомендательный) характер. Они не являются жесткими и принудительными, но охватывают все уровни управления: общественный, региональный, отраслевой. Обычно они носят среднесрочный характер (5 лет) и отражают экономическую стратегию на этот период. Планы подвижны, в них вносятся коррективы, учитываются изменения на внешнем и внутреннем рынках.
Частные корпорации используют государственные индикаторы для своих долгосрочных целей. Управление экономического планирования Японии ежегодно публикует справочные материалы, прогнозы, которые используются фирмами. Корпоративный патернализм, а так же учет человеческого фактора.Суть: высокая сознательность и ответственность трудящихся, честные отношения между работниками и администрацией, зарплата выплачивается в зависимости от стажа и технической квалификации, система пожизненного найма. Социальная направленность.
Государство следит за соблюдением социальных прав граждан, причем в значительной мере решение этих вопросов возлагается на фирмы и корпорации.
Для японской экономики характерно привлечение работников к управлению и принятию решений. Незначительные различия в уровнях зарплаты между главой и работниками (3-11р). Нужно отметить, что управлением экономического планирования Японии регулируются цены на основные продукты питания, железнодорожные тарифы, коммунальные тарифы, на медицинское обслуживание (около 20% потребительских цен). Но все это не означает, что государство полностью контролирует экономику страны. Так фирмы самостоятельно решают сколько товара и по какой цене продавать, когда и как менять ассортимент продукции. Регулирующая роль государства реализуется через налоговую систему, лицензии, дотации.
Немецкая модель.
По своему социально экономическому содержанию она близка к японской, т. е. ближе к социальному, рыночному хозяйству. Ей присуще существенное государственное воздействие на экономику, которое проявляется, прежде всего, при решении социальных проблем (бесплатное медицинское обслуживание, образование), а так же принцип социального партнерства, подразумевающий участие работников предприятия в его собственности.
У нее развитая банковская система и относительно небольшой разрыв в зарплатах руководства и работников фирм (20р).
Немецкие экономисты, идеологи теории социального рынка (Эрхард), считали основой рынка частную собственность, сильную конкуренцию, устойчивость национальной валюты.
Шведская модель.
У нее социальная направленность – сокращение имущественного неравенства. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности, перераспределении доходов, при сохранении ведущей роли в экономике частного сектора. Более 60% ВВП Швеции составляют государственные расходы, значительная часть которых используется для предоставления дотаций и субсидий предприятиям и домашним хозяйствам. Государство часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены на определенные товары и услуги.
Французская модель.
Представляет собой среднее между американской и немецкой моделями. Во французской экономике значителен удельный вес государственной собственности. Так государству принадлежит по доле собственности порядка 34% промышленности и на транспорте.
Начиная с 1947г, здесь составляют индикативные пятилетние планы, касающиеся, прежде всего, проблем социального плана. Государство регулирует цены на энергоносители, общественный транспорт, телефон, на товары и услуги монопольных продавцов (государственный дирежизм).
Южно-корейская модель.
Она предусматривает планирование экономического развития, для чего собран государственный плановый орган: совет экономического развития, который разрабатывает индикативные пятилетние планы развития и имеет право одобрять крупные инвестиционные проекты. Для экономики Южной Кореи характерна концентрация в руках государства финансовых и валютных ресурсов. Частные, банковско-кредитные институты появились здесь лишь в первой половине 80-х гг. 20-ого века.
Для данной экономики характерно стимулирование экспорта и ограничение импорта с целью поддержать собственного производителя.
Китайская модель.
При выборе модели экономического развития китайские ученые разработали смешанную модель, сущность которой в том, что рыночный механизм функционирует в условиях значительного государственного регулирования. При этом имеется в виду плановое управление на макро уровне и рыночное регулирование на микро уровне.
За 20-летний в Китае осуществлен переход от непосредственного контроля государства над экономикой, при преобладании плановой директивы, к косвенному регулированию и контролю с преимущественным использованием рыночных и правовых средств.
Удельный вес директивного плана в промышленности упал за это время до 5%. Цены, упавшие в промышленности на 80%, на с/х продукцию на 85%, на потребительские товары на 95%, определяются рынком. Предприятия получили возможность закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана.
Налоговая система Китая ориентирована на стимулирование развития производства. Предусмотрена система льгот и отсрочек по выплате налогов. Экспортирующие предприятия освобождены от выплаты НДС и акцизов. Определенные льготы имеют иностранные инвесторы. Так инвестирующему партнеру, инвестирующему в Китай прибыль не менее, чем на пять лет, выплачивается 40% от внесенного подоходного налога. Кредит в Китае может быть предоставлен предприятиям под 0.5% годовых.
Прямые иностранные инвестиции возросли за последние годы с 25 до 45млрд долларов. Китай открыт для ввоза современных технологий и новейшего оборудования при жестких ограничениях для готовой продукции.
Ежегодный рост ВВП Китая составляет 8-9%. В 2000г ВВП Китая был больше 1триллиона долларов (США 9,96трил, Россия 246,7млрд). Если в 1991г ВВП Китая на душу населения составлял около 1/3 российского, то сейчас примерно ½. В стране практически отсутствует инфляция (0,4% - 2000г). В США 3,7%, В России 20,8%.
Экономическая политика Китая сочетает в себе развитие рыночных отношений на основе частной собственности при наличии других видов собственности с регулирующим воздействием государства. Акцент приватизации сделан на трудовые коллективы. Валютные резервы Китая достигли в 2000г 140млрд$. По мнению китайских академиков общественных наук к 2010г китайская экономика может опередить японскую, а в 2030 американскую.
Таким образом, при всех отличиях экономик государств с рыночной системой хозяйствования основу их составляют рыночные отношения как способ регулирования хозяйственной деятельности при участии административно-правовых механизмов.