Вопрос 12. Сущность механизма управления организацией. Понятие цели. Принципы управления современной организацией
Организация- это структура, возникающая в результате преднамеренной договоренности об объединении людей для достижения определенной цели.
Менеджер- это член организации, который объединяет и координирует работу других ее членов, обеспечивая достижение целей организации.
Каждой организации присущи 3 общие характеристики:
1) четко определенная цель. Она обычно определяется основной задачей или группой задач, которые данная организация стремится выполнить;
2) специально разработанная структура. Она определяет рабочие взаимоотношения всех ее членов.
3) персонал. Человека, работающего в одиночку, нельзя назвать организацией; кроме того, для выполнения работы, которая необходима для решения стоящих перед организацией задач, требуется персонал.
С точки зрения функционального подхода менеджеры, координируя деятельность своих сотрудников, выполняют четко определенные обязанности. Еще в начале ХХ века А.Файоль высказал предположение, что все менеджеры выполняют 5 функций управления: планирование, организация, руководство, координация и контроль. Со временем количество функций сократилось до 4:
1) Планирование. Включает в себя определение целей, выбор стратегии и составление более кратковременных и подробных субпланов для координации работ.
2) Организация. Включает в себя определение фронта работ, способов ее выполнения и того, кто какую работу будет выполнять.
3) Руководство. Включает в себя направление и мотивацию всех участников производственного процесса и разрешение конфликтов.
4) Контроль. Включает в себя отслеживание хода работ с целью обеспечения их выполнения по намеченному графику.
По мнению выдающегося исследователя Г.Минцберга, работу менеджеров лучше всего описывать с точки зрения ролей, которые они выполняют в ходе своей деятельности. По его мнению, существует 10 различных, но тесно взаимосвязанных ролевых установок управленческого персонала. Термином ролевые установки управленческого персонала определяются различные категории поведения менеджеров. Минцберг объединил 10 ролевых установок управленческого персонала в 3 основных типа:
1) Межличностные. Это группа ролевых установок, объединяющая работу с людьми, роли и обязанности, церемониальные и символические по своей природе. К ним относятся роль номинального, или формального, главы, роль руководителя и роль связующего звена.
2) Информационные. Это группа ролевых установок, связанных с получением, сбором и распространением информации. К ним относятся такие ролевые установки, как наблюдатель, распространитель и представитель.
3) Ролевые установки, связанные с принятием решений. Это группа, объединяющая роли управленческого персонала, связанные с принятием решений. К ним относятся такие роли, как предприниматель, ответственный за отсутствие сбоев в работе, распределитель ресурсов и участник переговоров.
В общем и целом практика подтверждает, что менеджеры- независимо от типа организации или уровня, на котором они в ней работают,- исполняют одинаковые роли. Однако следует отметить, что, работая на разных уровнях организации, управленческий персонал делает упор на разные ролевые установки. Например, роль лидера (по определению Минцберга) важнее для менеджеров низового уровня, чем для среднего или высшего.
Цель- это желаемое конечное состояние или результат. Формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей.
Принципы управления современной организацией:
1) Уникальность стратегии;
2) Высокий уровень качества продукции при сравнительно невысокой себестоимости;
3) Долговременность целей. Цели организации должны быть долговременными, основательными (на 10-15 лет), нацеленными на развитие производства, на повышение квалификации;
4) Готовность к риску. Ставка не на послушного работника, а на людей, способных на обдуманный риск, невзирая на возможность ошибки. Поощряя таких работников, поощряется природная склонность людей к риску;
5) Новаторство. Принцип признания ценности новых идей в любом деле, поддержка творческих людей;
6) Действенность. Поощрение людей, которые реализуют свои идеи;
7) Упрощение. Блокирование распространенного стремления к усложнению производственных и других социальных структур, что способствует конфликтам;
8) Подбора и обучения эффективных сотрудников и профессионалов.
Один из самых важных принципов управления современным предприятием — стратегия должна быть уникальна. Только уникальная, продуманная и, самое главное, обеспеченная ресурсами, технологиями, эффективной системой управления, стратегия развития может привести предприятие к лидирующим позициям на рынке сбыта. А, как известно, лидирующие позиции на рынке сбыта, хотя бы на некотором его сегменте — сегодня необходимая составляющая экономического успеха предприятия.
Как известно, основная задача руководителя, стремящегося, чтобы предприятие могло бесперебойно осуществлять производство, сбыт и поступление финансовых потоков, необходимых для успешной деятельности, сделать производимую продукцию конкурентоспособной. Т.е. обеспечить высокий уровень качества продукции при ее сравнительно невысокой себестоимости, не превосходящей, а, возможно, и более низкой, чем у конкурентов. И успешно решают эту задачу только те предприятия, руководителям которых удается создать систему управления, успешно осуществляющую основные управленческие функции: планирование, организацию, мотивацию, контроль, обеспечивающую эффективную реализацию основного управленческого цикла. Поскольку, как известно, нет процветающих или находящихся на грани банкротства предприятий, а есть хорошо или плохо управляемые предприятия.