ТЕМА 7. Реализационные договоры в коммерческой деятельности
ФЗ № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» от 28.12.09г.
1. Виды реализационных договоров. Поставка.
2. Договор поставки продовольственных товаров в торговые сети
3. Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд
4. Договор оптовой купли-продажи
5. Договор на комплексное обеспечение материальными ресурсами
6. Дистрибьюторские договоры
Понятие отчуждательные договоры более узкое чем реализационные договоры. Отчуждательные договоры охватывают только типизированные договоры, купля-продажа, мена, дарение и рента. Реализационные договоры – это договоры продаж: к ним относятся договоры, направленные на передачу товара в собственность от продавца к покупателю (договор поставки, поставки для государственных и муниципальных нужд, дистрибьюторские договоры, договор оптовой купли-продажи, контрактации, все сделки, заключаемые на товарной бирже, договоры мены и бартерные договоры, договоры товарного кредита.
Квалифицирующим признаком реализационных договоров является передача товара в собственность покупателю. В соответствии со ст.491 ГК, стороны вправе определить момент перехода права собственности от продавца к покупателю только после передачи товара покупателю. Таким образом, действуют специальные правила ГК РФ. Право собственности на товар может быть сохранено за продавцом до оплаты товара. Введение такого условия в договор позволяет продавцу не засчитывать отгрузку товара для целей налогообложения до момента поступления средств от покупателя. Поскольку НК не считает отгрузку товара без перехода права собственности реализацией товара. Можно отсрочить уплату налогов. Однако покупатель не вправе использовать товар в производстве, если иное не вытекает из договора. В случае, если оплата не поступила, продавец может потребовать возврата товара. Если иное не предусмотрено договором, переходом права собственности считается отгрузка товара (передачи товара).
Договор поставки – является одним из основных договоров, заключаемых при осуществлении коммерческой деятельности. Есть только в системе российского права, существовал и в дореволюционный период. На сегодняшний день ГК содержит модель договора поставки, в основе которого лежат преимущественно диспозитивные нормы. Это позволяет включить в договор условия, соответствующее интересам покупателя и таким образом выстроить соглашение. При этом, условия договора инициативные обязательно должны учитывать требования ст.422 ГК об императивных нормах. Существенными условиями являются: предмет через наименование и количество и срок (в суд практике не признается в качестве существенного условия). Стороны: только предприниматели, а поставщиком выступает не любой предприниматель, а производитель товаров или коммерсант. Данный договор рассчитан на очень длительные отношения, поэтому ст.511 и 512 ГК содержат правила об исполнении недопоставленных товаров и ассортименте. В договоре поставки большое значение имеет условие об ассортименте. Если речь идет о товарах продовольственных и непродовольственных групп для населения, то различают групповые ассортименты и негрупповые ассортименты. Не менее важными являются условия о качестве. Под качеством понимается совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности. Закон «О техническом регулировании» предусматривает принятие технических регламентов для обеспечения безопасности товара. Условия о качестве прописываются сторонами самостоятельно в виде требований к товару. Не менее важным условием является условие о комплектности – совокупности деталей и узлов, включаемых в изделие как единое целое. Составное условие – условие о таре, пакетировании (517 ст). Вид тары и порядок ее возврата. Цена не существенное условие, действует 424 статья.
Договоры поставки продовольственных товаров в торговые сети. Договоры поставки, заключаемые с торговыми сетями, в ряде случаев имеет отличительные признаки. Во-первых, для договоров поставки в торговые сети установлен ряд императивных правил, в частности, установлена обоюдная обязанность хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность и поставщика продовольственных товаров предоставлять необходимую информацию об условия доступа контрагента для заключения договора поставки и существенных условий такого договора в сети Интернет либо в 14-дневный срок с момента запроса безвозмездно. Это ФЗ «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ» №381. Цена не является существенным условием, следовательно поставщики вправе не размещать эту информацию о цене в сети Интернет, а только сообщить ее по запросу. Такая торговая сеть называется ритейлер. С целью исключения в случаях необоснованного взимания с поставщиков различных выплат в законе предусмотрена только возможность включения в цену вознаграждения ритейлеру (не более 10% от всей цены товара). Чем больше партия, тем больше бонус. Включение в цену иных видов вознаграждения не допускается (ч.6 ст.9 Закона).
В целых регулирования о моменте оплаты поставленных товаров в отличие от ГК (516 ст, содержащей диспозитивные правила), закон устанавливает иной порядок. Ч.7 ст.9 устанавливает, что если в договоре поставки предусмотрено условие оплаты товара после передачи их в торговую сеть, а это как правило, то срок оплаты определяется не сторонами, а Законом и зависит от срока годности за соответствующие товары. Варианты: до 10 дней, с 10-30 дней и самый большой срок свыше 30 дней, алкогольная продукция – до 45 дней. Запреты (возникли в связи с кабальными отношениями) в ст.13 Закона: запрещено торговцам и поставщикам навязывать контрагенту какие-либо условия, иметь такие же договоры с другими субъектами; об обязанности предоставления сведений о договорах с другими субъектами; о возмещении затрат, не связанных с исполнением договора поставки.