Специализированные Интернет-сайты по вопросам КСО
www.amr.ru (Ассоциация менеджеров России)
www.soc-otvet.ru (сайт по КСО, поддерживаемый Агентством социальной информации)
www.rspp.ru (Российский союз промышленников и предпринимателей)
www.asi.org.ru (Агентство социальной информации)
www.corporateregister.com (база данных корпоративных нефинансовых отчетов)
www.ReportAlert.info (информационная служба для компаний, выпускающих отчеты по корпоративной социальной ответственности
www.donorsforum.ru (Форум доноров)
www.goldenheart.ru (cайт по спонсорству, благотворительности, меценатству)
www.cafrussia.ru (Российское представительство британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation CAF Россия)
www.iblf.org (Международный форум лидеров бизнеса Принца Уэльского)
www.ethicalcorp.org (Этическая корпорация)
www.urbaneconomics.ru (Фонд «Институт экономики города»)
www.unglobalcompact.org (Глобальный договор ООН)
www.iisd.org (Международный институт устойчивого развития)
www.globalreporting.org (Глобальная инициатива по отчетности)
http://www.soc-otvet.ru - Информационный ресурс «Социальная ответственность
бизнеса» (АСИ);
http://www.sprb.amr.ru – Ресурсный центр «Социальной программы российского
бизнеса»; gsom.pu.ru/research/csr - Центр корпоративной социальной ответственности ВШМ СПбГУ;
CorporateRegister.com - Глобальная директория компаний, выпускающих
социальные отчеты;
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Корпоративная социальная ответственность как понятие.
2. Корпоративная социальная ответственность и корпоративное гражданство.
3. Корпоративная социальная ответственность и корпоративное управление.
4. Корпоративная социальная ответственность и концепция устойчивого развития.
5. Современные тенденции и перспективы развития КСО в России.
6. Связь КСО со стратегией развития бизнеса.
7. Возможности, преимущества и риски КСО.
8. Определение ключевых вопросов КСО и «заинтересованных сторон» (стейкхолдеров) компании.
9. Факторы, влияющие на роль и место КСО в системе управления организацией.
10. Социальная ответственность в системе управления репутацией.
11. Внутренняя КСО» и «внешняя КСО».
12. Критерии и показатели эффективности социальных программ.
13. Технологии социального инвестирования и измерение его результатов.
14. Динамика благотворительной деятельности российских компаний.
15. Модели взаимодействия бизнеса и власти, сложившиеся в российской практике.
16. Основные этапы развития представления нефинансовой информации.
17. Международные стандарты и руководства в области КСО: сравнительный анализ.
18. Руководство по отчетности в области устойчивого развития Глобальной инициативы по отчетности (GRI).
19. Стандарты серии АА1000.
20. КСО в интерпретации Глобального договора ООН.
21. Подготовка, выпуск и распространение социального отчета (отчета об устойчивом развитии).
22. Аудит нефинансовой информации.
23. Опыт российских компаний в области корпоративной социальной отчетности.
24. Лучшие международные практики в области корпоративной социальной отчетности.
25. Опишите основные подходы к управлению в социальной сфере
26. Какова роль правительства в рамках концепции «государственного минимализма»?
27. Какова роль правительства в рамках концепции «государства социального благополучия»?
28. Какие изменения претерпела концепция «социального управления» в 20 веке?
29. Как различаются понятия «корпоративная филантропия» и «корпоративная благотворительность»?
30. Почему модели корпоративной филантропии столь различны от государства к государству?
31. Какие факторы оказывают влияние на уровень корпоративной благотворительности?
32. Какое влияние национальная культура оказывает на корпоративную социальную работу?
33. Какое отношение национальная религия имеет к корпоративной благотворительности? – приведите примеры
34. Приведите примеры контрастирующих между собой моделей корпоративной филантропии в различных государствах мира
35. Почему законодательство является важным фактором для корпоративной филантропии?
36. Что оказывает большее влияние на корпоративное социальное поведение – этика или законодательство?
37. Как основные системы права определяют корпоративную благотворительность и социальную филантропию?
38. Каковы основные различия в регулировании корпоративной филантропии в рамках англо-саксонской и континентальной систем права?
39. Каковы основные меры законодательного стимулирования социальной активности корпораций?
40. Каковы основные организационные формы корпоративной социальной работы?
41. Почему корпорации создают специальные фонды, управляющие их ресурсами, направляемыми на социальную деятельность?
42. Как взаимосвязаны между собой концепции корпоративной социальной ответственности, устойчивого развития и конкурентоспособности бизнеса?
43. Дайте характеристику элементам «Тройной цепочки ценностей» (The Triple Bottom Line)
44. Что такое «социально ответственные» инвестиции?
45. Дайте характеристику 4 моделям принятия решений, затрагивающие проблемы КСО, этики ведения бизнеса
46. Каковы положительные эффекты от внедрения элементов концепции КСО в корпоративную стратегию компании?
47. Дайте характеристику основным элементам системы корпоративной социальной ответственности.
48. Приведите примеры основных стандартов в области корпоративной социальной отчетности.
49. Кто принимает решение о необходимости направления средств на социальные цели, если корпорация:
а) Не имеет в своем составе специальной структуры, занимающейся социальными вопросами
б) Имеет в своем составе корпоративный фонд
50. Каковы были условия возникновения бизнеса в Российской Федерации в 1990-е гг.?
51. Что означала «приватизация» для владельцев малых фирм? Для руководителей государственных предприятий?
52. Что означала «приватизация» для «рядовых» граждан Российской Федерации?
53. Что является основной проблемой российского бизнеса, с точки зрения общественности?
54. Что подразумевает под собой концепция «покрытия основных социальных потребностей»?
55. Как крупные российские компании «отдают свой долг» региону, на территории которого работают?
56. Какие формы корпоративной социальной работы можно назвать «традиционными», а какие «инновационные»?
57. Дайте характеристику нескольким видам инновационной социальной активности российских компаний. Приведите практические примеры.
58. История развития КСО.
59. Стандарты и нефинансовая отчетность. Две формы социальной отчетности.
60. Исследования преимуществ социальной политики.
61. Отличия социальных инвестиций и корпоративной благотворительности.
62. Технологии корпоративной благотворительности.
63. Причины и проблемы благотворительности в России и на Западе.
64. Социальные инвестиции и социальное партнерство: ключевые признаки, основные направления.
65. Социальное партнерство как система институтов социально трудовых отношений и межсекторальное партнерство.
66. Основные технологии внешних социальных инвестиций.
67. Элементы «развивающего пространства» предприятия.
68. Социальные инвестиции в развитие корпоративной культуры.
69. Эффективность добросовестных деловых отношений с заинтересованными сторонами.
70. Имидж и репутация бизнеса.
71. Оценка эффективности социальной политики: виды, содержание, характер оценки, показатели эффективности.
72. Преимущества и трудности оценки эффективности социальных инвестиций и социального партнерства.
ТЕСТЫ
1. Как трактуется понятие «корпорация» в отечественной практике?
1)совокупность лиц, объединившихся для достижения какой-либо цели; является юридическим лицом;
2)объединенная группа, круг лиц одной профессии, одного сословия;
3)форма организационной предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму;
4)верны ответы 1, 2, 3;
5)данное понятие отсутствует в отечественной практике.
2. Из предложенных вариантов подберите более точный синоним понятия «корпорация»?
1)«социальная ответственность»;
2)«человеческий капитал»;
3)«капитальное общество»;
4)«деловая репутация»;
5)«уставный капитал».
3. Какие разновидности акционерного общества, известные европейскому законодательству, могут быть отнесены к корпорации?
1)коммандитные акционерные общества;
2)коммандитные товарищества на акциях;
3)концерны;
4)финансовые холдинги;
5)все ответы верны.
4. В какой стране коммандитное товарищество с участием общества с ограниченной ответственностью является организационно-правовой формой объединения капиталов?
1)в США;
2)в Англии;
3)в Германии;
4)в России;
5)во всех названных странах.
5. В зависимости от преследуемых целей корпорации подразделяются на виды:
1)публичные и полупубличные;
2)предпринимательские и непредпринимательские;
3)американские, английские, германские, российские;
4)верны только ответы 1, 2;
5)верны все ответы.
6. Что представляет собой корпоративная среда?
1) корпоративные отношения;
2) местное население и общество в целом;
3) малые предприятия, ожидающие от сотрудничества с крупными компаниями справедливых
торговых отношений и своевременных платежей;
4) область взаимодействия корпорации с теми, на кого она может в силу своих возможностей
оказывать влияние;
5) элемент корпоративной культуры.