Поставки продукции крупными производителями
Отрасль промышленности | Количество компаний | Доля в стоимости производимой продукции, % | |
Четырех крупнейших фирм | Пятидесяти крупнейших фирм | ||
1. Производство деталей и запчастей к автомобилям | |||
2. Индустрия программного обеспечения | |||
3. Полиграфическая промышленность | 10 000 | ||
4. Мебельная промышленность | 300O | ||
5. Виноделие | |||
6. Швейная промышленность |
В каких из этих отраслей конкуренция: а) наиболее и б) наименее остра? Чем Вы это объясняете?
21. За исключением небольших сегментов рынка, где функционируют естественные монополии, правительства защищают конкуренцию, используя антимонопольное законодательство (США — закон Шермана 1890 г., закон Клейтона 19Г4 г., закон Правительственной торговой комиссии 1914 г., закон Целлера—Кефовера 1950 г.; Россия — закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» 1991 г., создание Государственного комитета по антимонопольной политике).
Почему правительства защищают конкуренцию, препятствуют ограничительной деловой практике?
22. Наценка на проданные розничной торговлей товары составила 18,5 млрд. денежных единиц. Определите сумму прибыли торгового капитала, если известно, что издержки обращения составили 5,1% от общего объема товарооборота, равного 260,9 млрд. денежных единиц.
23. Компания «Горячий чай» получила исключительные права на торговлю чаем на местном стадионе во время хозяйственных матчей. Она может назначить любую цену за свой товар — 1000, 5000 или даже 10 000 руб., поскольку только у нее болельщики могут купить что-нибудь, чтобы попить во время матча. Перед тем, как назначить цену, компания провела исследование спроса и выяснила, сколько порций горячих пирожков она может продать при полном стадионе, если продавать по разным ценам. Получены результаты (см. табл. 13).
Таблица 13
Цена за штуку, руб. | Количество покупателей | Сумма дохода, руб. | Общие затраты, руб. | Прибыль (убытки), руб. |
1 000 000 | 330 000 | 670 000 | ||
1 000 000 | 290 000 | 710 000 | ||
750 000 | 230 000 | 520 000 | ||
200 000 | 135 000 | 65 000 | ||
250 000 | 125 000 | 125 000 | ||
10 000 | 30 000 | 116 000 | (86 000) |
Если бы Вы были владельцем компании «Горячий чай», какую цену Вы бы назначили?
24. На бирже заключена срочная сделка с премией на покупку 100 акций по 2000 денежных единиц за штуку, из которых премия составляет 100 денежных единиц. В момент исполнения сделки: курс акций упал до 1850 денежных единиц за акцию; б) курс акций поднялся до 2100 денежных единиц. Опишите поведение покупателя в ситуациях а) и б).
Семинар 7.
Тема: Рынки факторов производства и формирование факторных доходов
Темы докладов и рефератов:
1. Основы общественного производства: простые моменты процесса труда, общественный продукт и его движение
2. Факторы производства, их взаимодействие и комбинация. Производственная функция.
3. Спрос на факторы производства.
4. Предложение на факторы производства
5. Спрос, предложение и цена труда;
6. Спрос и предложение на рынке капитала
7. Спрос и предложение на рынке земли
8. Рента, равновесие. Цена земли.
9. Предприимчивость, ее понятия, сущность, целесообразность
10. Кривая производственных возможностей. Закон возрастания дополнительных затрат
ЗАДАНИЕ № 6
I. ТЕСТЫ И СИТУАЦИИ
1. Разграничьте средства и предметы труда;
а) инструменты, механизмы, машины, автоматы;
б) полезные ископаемые, данные природой;
в) трубы, сосуды, бочки, цистерны;
г) здания, дороги, каналы;
д) сырье, поступающее в дальнейшую обработку
2. Разграничьте материальные, духовные и социальные потребности:
а) одежда;
б) ремонт автомобиля;
в) участие в городском субботнике;
г) консультация юриста;
д) жилье;
е) потребность фирмы в автотранспорте;
ж) благотворительность;
з) удаление апендикса;
и) посещение филармонических концертов;
к) посещение лекции по архитектуре города.
3. Три основных фактора производства — это труд, земля (природные ресурсы), капитал (капитальные затраты). Какая из нижеперечисленных групп включает в себя все три составляющие:
а) воздух, ученые, автомобили;
б) предприниматели, деньги, рента;
в) рабочие, станки, здания;
г) нефть, газопровод, ювелирные изделия?
4. Может ли считаться добыча полезных ископаемых процессом производства (да, нет)?
5. Является ли перевозка радиоактивных отходов процессом производства (да, нет)?
6. Является ли спекуляция процессом производства (да, нет)?
7. Как Вы считаете, поиск покупателями дефицитных продуктов является ли производительной деятельностью (да, нет)?
8. Верны ли следующие утверждения:
а) проблема редкости ресурсов разрешима на пути ограничения потребностей (да, нет);
б) ограниченное благо обязательно является редким (да, нет);
в) линия производственных возможностей показывает максимальное количество благ, которое можно произвести в данной экономической системе с данными ресурсами (да, нет);
г) продукты питания не являются ресурсами (да, нет)?
9. Предположим, Вам нужно увеличить производительность труда. Какая из перечисленных мер сможет оказаться наиболее полезной:
а) препятствовать внедрению технологий, экономящих ручной труд;
б) ужесточить контроль за загрязнением окружающей среды;
в) увеличить капитальные вложения;
г) уменьшить затраты на образование?
10. Предельная норма технического замещения труда капиталом равна 2. Для того, чтобы обеспечить прежний объем производства продукции при сокращении использования труда на 4 единицы, необходимо увеличить использование капитала:
1) на 1/2 единицы;
2) на 4 единицы;
3) на 8 единиц;
4) необходима дополнительная информация.
11. Проблема редкости может быть решена, если:
а) люди смогут отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;
б) будут открыты неисчерпаемые источники энергии;
в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;
г) все сказанное неверно.
12. Предположим, что все ресурсы в экономической системе используются таким образом, что наращивать производство одного продукта можно, только сокращая производство другого.
Экономист назовет такую ситуацию:
а) эффективной;
б) неэффективной;
в) административно-командной системой;
г) экономическим кризисом.
13. Можно ли по рисунку кривой производственных возможностей ответить на следующие вопросы:
а) осуществимы ли комбинации выпуска продукции, если все они расположены с внешней стороны кривой производственных возможностей (да, нет);
б) возможен ли выбор, если разные комбинации выпуска находятся внутри этой кривой (да, нет)?
14. В 1984 и 1985 гг. угольная промышленность Англии бездействовала из-за забастовки. Как это повлияло на положение кривой производственных возможностей английской экономики:
а) точка сместилась по правую сторону кривой;
б) точка сместилась внутрь кривой;
в) точка расположилась на кривой трансформации?
15. Альтернативная стоимость строительства новой школы это:
а) затраты на наем учителей для новой школы;
б) стоимость строительства школы в будущем;
в) прочие товары и услуги, от которых отказались ради строительства новой школы.
16. Выберите правильный ответ.
Для студентов альтернативную ценность обучения в университете отражает:
а) размер стипендии;
б) максимальный заработок, который можно получить, бросив учебу;
в) затраты родителей на содержание студентов.
17. Разберитесь в ситуации.
Профессор N — самый известный и наиболее высокооплачиваемый преподаватель в университете. Повременная оплата его труда в 2 раза выше, чем у коллег. Кроме этого, он быстро набирает тексты своих статей на компьютере, печатая со скоростью 300 знаков в минуту. Стоит ли ему нанимать секретаря, если лучший секретарь, которого он может нанять, печатает не более 200 знаков в минуту? Почему?
II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ
Ключевые вопросы Задания № 2 предусматривают умение решать задачи с использованием таких понятий, как производительность труда, предельный и средний продукт, переменный ресурс, кривая производственных возможностей.
Поэтому в данном разделе даются определения и формулы расчета этих категорий. (Заметим: здесь и.дальше наряду с русскими в формулах используются греческие и латинские буквы.)
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА (РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТРУДА) -СВОЙСТВО ТРУДА ПРОИЗВОДИТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЕ КОЛИЧЕСТВО ПРОДУКТА В ЕДИНИЦУ ТРУДА:
где q – производительность труда;
Q – количество продукта (может измеряться в натуральных штуках и стоимостных показателях — товарная продукция, реализованная продукция и других показателях);
Т – затраты труда (выражаются в часах, человеко-часах, количестве занятых работников).
где ПП —предельный продукт;
∆П — прирост продукта;
∆х — прирост переменного ресурса.
где СП — средний продукт;
П —общий объем выпуска продукта;
х —объем примененного переменного ресурса.
КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОКАЗЫВАЕТ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЙ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА НЕКОТОРОГО ТОВАРА ПРИ ИМЕЮЩИХСЯ РЕСУРСАХ И ЗАДАННЫХ ОБЪЕМАХ ПРОИЗВОДСТВА ДРУГИХ ТОВАРОВ.
Каждая точка на кривой производственных возможностей (А, В, С, Д) представляет максимальный объем производства двух любых продуктов.
Ограниченность ресурсов не допускает сочетания объемов производства вне кривой производственных возможностей (К).
Точка внутри кривой производственных возможностей (М) свидетельствует, что ресурсы используются не полностью и не наилучшим образом.
III. ЗАДАЧИ
18. В результате применения нового оборудования количество работников, занятых изготовлением данного товара, сократилось в, 1,5 раза, а производительность их труда возросла в 3 раза. Определите, как изменился физический объем продукции.
19. Предприниматель, открывая фирму по пошиву верхней одежды, предполагает выпускать 20 единиц продукции в месяц. Такой объем выпуска возможен при двух комбинациях затрат материалов (А) и труда (В):
I. 10А + 5В.
II. 8А + 7В.
Какую комбинацию лучше выбрать предпринимателю, если цена единицы материала — 4 денежные единицы, а цена единицы труда — 5 денежных единиц?
Какую комбинацию выберет предприниматель, если фирма не изменит свой профиль, а цена единицы материала упадет вдвое?
20. Заполните пропуски в табл. 4:
Таблица 4
Объем применения переменного ресурса | Общий выпуск продукции | Предельный продукт | Средний продукт |
нет сведений | |||
21. На рис. 12 изображена кривая производственных возможностей. Предположим, что мы находимся в точке А. Что характеризует эта точка? К каким изменениям приведет перемещение в точку В? Каковы возможные пути возвращения в точку А? Что показывает точка С?
Семинар 8.
Тема: Рынок человеческого капитала и заработная плата
Темы докладов и рефератов:
1. Понятие и структура факторов производства.
2. Ценообразование на факторы производства и их предложение.
3. Сущность категорий, человеческий капитал, рабочая сила и труд.
4. Сущность заработной платы и ее формы. Функции заработной платы.
5. Дискриминация на рынке труда. Методы государственного регулирования рынка труда.
6. Первоначальное накопление капитала и его особенности в России
7. Капитал: различия трактовок и функций.
8. Формирование средств предпринимательского капитала
9. Индивидуальное воспроизводство: основной и оборотный капитал, их кругооборот, оборот и амортизация
10. Уровень и качество жизни. Проблема бедности и методы ее измерения.
ЗАДАНИЕ № 7
I. ТЕСТЫ И СИТУАЦИИ
1. Назовите концепции, в которых утверждалось, что капитал — это:
а) деньги, приносящие процент;
б) накопленный запас вещей;
в) запас производительных благ;
г) приобретенные знания, навыки, энергия;
д) определенное общественное отношение;
е) вещи, образующие предпосылки производства;
ж) постоянное движение всех его элементов;
з) производственное оборудование крупных фабрик, складов готовой продукции и полуфабрикатов;
и) самовозрастающая стоимость.
2. Крупным экономистом начала XX в. в России заслуженно считается Д.И. Менделеев. Весьма интересно его представление о сущности капитала. Богатство и капитал он считает функцией труда. Капиталом, по мнению Менделеева, является только та часть богатства, которая обращена на промышленность и производство, но не на спекуляцию и перепродажу.
Он полагал, что «рабочие трудятся не для возрастания капитала, а для удовлетворения собственных потребностей». В будущем в артелях «стремлением производства сделается не безграничное его расширение, а сокращение труда работающих» (см.: Менделеев Д.И. Соч. - 1951. - Т. 16. - С. 303).
Сопоставьте мнение Менделеева с известными Вам трактовками капитала: натуралистической, монетаристской, марксистской, с теорией «человеческого капитала».
В чем Вы видите национальную самобытность взглядов Менделеева? Сохраняют ли они актуальность для современной России?
3. Что из нижеперечисленного Маркс относил к постоянному капиталу:
а) рабочая сила человека;
б) предмет труда;
в) средства труда;
г) деньги, авансированные на приобретение предметов потребления?
4. Что из нижеперечисленного, согласно теории Маркса, относится к переменному капиталу:
а) рабочая сила человека;
б) предметы труда;
в) предметы потребления;
г) средства производства?
5. Разграничьте собственные и заемные средства фирмы:
а) сбережения, образовавшиеся за счет прибыли;
б) деньги, предназначенные для амортизации;
в) банковский и коммерческий кредит;
г) капитал, поступающий от продажи акций и облигаций.
6. Разграничьте физический и моральный износ капитала:
а) потеря стоимости ввиду создания аналогичных, но более дешевых машин;
б) потеря средствами труда своей стоимости по причине выпуска более производительных машин;
в) утрата средствами труда своей потребительной стоимости.
7. Разграничьте время производства и время обращения'.
а) транспортировка готовой продукции;
б) обработка и сборка изделий;
в) простой в работе оборудования из-за его ремонта;
г) нахождение средств фирмы в форме производственного запаса;
д) перерыв в работе в ночное время;
е) приобретение на рынке средств труда;
ж) нахождение древесины в сушильных камерах на мебельных фабриках;
з) выпас скота, предназначенного для репродукции.
8. Разграничьте процессы, ускоряющие и замедляющие оборот капитал:
а) рост производительности машин и оборудования;
б) распространение новых технологий;
в) рост масштабов безработицы;
г) увеличение отдаленности рынков сбыта от мест производства товаров;
д) повышение совокупного спроса населения.
9. Верны ли следующие утверждения:
а) чем выше срок службы основного капитала, тем при прочих равных условиях ниже норма амортизации (да, нет);
б) эффективность инвестиционного проекта находится в обратно пропорциональной зависимости от показателя срока окупаемости (да, нет);
в) чистые инвестиции представляют собой разницу между валовыми инвестициями и суммой амортизации (да, нет);
г) норма амортизации не зависит от полезного срока службы капитальных фондов (да, нет);
д) время оборота капитала находится в прямой зависимости от удельного веса в нем оборотного капитала (да, нет)?
10. Разграничьте интенсивные и экстенсивные пути повышения эффективности использования основного капитала:
а) повышение коэффициента сменности загрузки оборудования;
б) сокращение продолжительности ремонтов;
в) увеличение рабочих скоростей станков;
г) ускорение монтажа оборудования;
д) внедрение рациональных технологий.
Разберитесь в ситуациях.
11. История России свидетельствует, что как в период 1850-60 гг., так и в настоящее время одним из источников накопления денежных капиталов является система винных откупов, позволяющая физическим лицам торговать спиртными напитками. Между тем, это сильно бьет по госбюджету. Так, в Российской Федерации после отмены государственной монополии на производство и продажу спиртных напитков только за 2,5 года бюджет не получил 37 млрд. руб. (в ценах 1989 г.).
Как Вы считаете, целесообразно и возможно ли восстановление государственной монополии на: а) производство алкогольной продукции; б) ее реализацию, в) внешнюю торговлю ею? Обоснуйте свою позицию.
12. Крушение коммунистической системы превратило Советский Союз в рай для первоначального накопления капитала. Громадные состояния наживались в мгновение ока лишь благодаря хорошим связям и жестокости. Особое значение имели четыре метода присвоения «ренты»: спекуляция, субсидии на импорт, льготные кредиты и номенклатурная приватизация.
СПЕКУЛЯЦИЯ. После 1987 г. она стала главным делом для кооперативов, которые покупали все что угодно за бесценок по государственной цене, а затем продавали дорого — по рыночной. Но «золотую ренту» получили те, кто имел доступ к нефти, газу и металлу. Они покупали их по цене, составлявшей менее 1%рыночной, а продавали за рубежом по ценам мирового рынка. В 1992 г. суммарная «рента» от такой спекуляции составила 30% ВВП страны.
СУБСИДИИ НА ИМПОРТ. В 1992 г. импортеры основных продуктов питания имели возможность приобретать валюту по цене, равной примерно 1% официального обменного курса, а продавать свои товары по рыночной цене. Такие сделки равнялись 15% ВВП страны.
ЛЬГОТНЫЕ КРЕДИТЫ. Когда в январе 1992 г. отпустили цены, деньги стали дефицитом, так как рост денежной массы не поспевал за ростом цен. Государственные предприятия требовали от правительства денежных кредитов. Правительство увеличило денежную массу и выдавало кредиты на очень льготных условиях — от 10 до 25% годовых, в то время как уровень инфляции достиг 2500% в год. Общий объем льготных кредитов в 1992 г. составил 30% ВВП.
НОМЕНКЛАТУРНАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ. Владение собственностью в России не афишируется. Но известно, что главная цель приватизации — формирование среднего класса — не достигнута. Основные доходы от нее извлекаются теми, кто в строгом секрете кулуарно приватизировал нефтяные и газовые предприятия.
ВСТАЕТ ВОПРОС: почему стала возможной такая ситуация? Может быть:
а) правительство не знало, что творило;
б) правительство шло на это сознательно;
в) общество и правительство пребывали в неведении относительно природы рыночной экономики и не имели соответствующей законодательной базы;
г) причина — в большом расхождении между внутренними и мировыми ценами;
д) законы в России всегда не соблюдаются, и поэтому выработалась привычка красть все, что под рукой;
е) в России испокон веку существует агрессивная имперская элита, которая не приемлет никаких запретов и ограничений;
ж) «виноваты» богатые природные ресурсы; не случайно крупнейшие состояния нажиты в нефтяной и газовой отраслях;
з) большую роль сыграл фактор масштаба: чем больше страна, тем выше концентрация материальных ценностей и тем легче их скрыть?
Выработайте свою позицию по данному вопросу.
II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ, ГРАФИКИ, ФОРМУЛЫ
Данное Задание предполагает умение разбираться в источниках средств предпринимательского капитала, его физическом и моральном износе, а также решать задачи, связанные с оборотом капитала и разными методами расчета амортизационных отчислений. Разобраться в этих проблемах помогут приводимые здесь схемы и формулы.
ЛИНЕЙНЫЙ МЕТОД РАСЧЕТА АМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ
где NАМ — норма ежегодных амортизационных отчислений;
Т — число лет, за которые определяется сумма амортизации.
III. ЗАДАЧИ
13. В табл. 19 приведены источники средств американских корпораций (в текущих ценах) на конец 90-х годов. Определите структуру источников средств корпорации и сделайте выводы.
Таблица 19
Источники | Количество, млрд. долл. |
Прибыль | 43,9 |
Амортизация | 303,3 |
Ценные бумаги (продажа) | 24,3 |
Краткосрочные займы | 53,1 |
Торговый долг | 18,6 |
Иностранные вложения | 39,9 |
Налог на прибыль, подлежащий оплате | 1,0 |
Итого: | 484,1 |
14. Производственный цикл длится 6 месяцев. Для его обеспечения авансируется 30 денежных единиц на закупку сырья и материалов, 10 денежных единиц на топливо и энергию. Заработная плата выдается ежемесячно по 2 денежные единицы. Определите величину оборотного капитала и число его оборотов в течение года.
15. Основной капитал — 3 млн. денежных единиц. Средняя скорость его оборота — 6 лет. Оборотный капитал — 500 тыс. денежных единиц, он оборачивается 13 раз в год.
Определите время оборота капитала в целом.
16. Стоимость машины 4000 денежных единиц. На капитальный ремонт в течение всего срока службы машины израсходовано 1800 денежных единиц. Остаточная стоимость составляет 400 денежных единиц. Плановый срок службы 16 лет, расходы по демонтажу — 360 денежных единиц.
Рассчитайте норму амортизации машины.
17. Стоимость станка 2000 денежных единиц, нормативный срок службы — 10 лет.
Рассчитайте величину амортизационных отчислений, которые накопятся через 3 года службы станка:
а) линейным методом начисления амортизации;
б) при ускоренной амортизации методом уменьшающегося по двойной норме остатка.
Семинар 9.
Тема: Рынок капитала и процент. Неопределенность и риск. Природные ресурсы и природная рента
Темы докладов и рефератов:
1. Капитал как фактор производства и его «чистая» производительность.
2. Процент на капитал: природа, динамика, факторы.
3. Рынок капитала и инвестиционные решения фирм в современной отечественной экономике.
4. Сравнение ценности благ в различных периодах времени.
5. Земля как фактор производства.
6. Специфика спроса и предложения земли.
7. Экономическая природа ренты и условия ее возникновения.