Антиинфляционные государственные меры
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. В первую очередь экономисты пытаются определить, что лучше — адаптироваться к инфляции или ликвидировать ее путем радикальных мер. В разных странах этот вопрос решается по-разному, с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. Например, в США и Англии на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией, тогда как некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).
Если оценить характер антиинфляционной политики, то можно выделить в ней два подхода, один из которых разрабатывают современные кейнсианцы, а другой является детищем экономистов неоклассической школы.
В рамках первого (кейнсианского) подхода предусматривается активная бюджетная политика — маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
В условиях инфляции, при избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате, за счет сокращения спроса, снижаются темпы инфляции. Но одновременно сокращается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.
Для расширения спроса, в условиях спада, тоже проводится бюджетная политика. Для стимуляции спроса понижаются налоги, проводятся программы государственных капиталовложений и других расходов. Прежде всего, низкие налоги устанавливаются в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Неоклассицисты, которым принадлежит авторство второго подхода, выдвигают на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Считается, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Такое регулирование проводит Центральный банк, который формально не находится под контролем правительства. Банк воздействует на экономику путем изменения количества денег в обращении и ставок ссудного процента.
В современной рыночной экономике невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.), поэтому ее считают инфляционной. Следовательно, очевидно, что полностью ликвидировать инфляцию, нереально. Именно поэтому многие государства стремятся не допустить разрушительных ее масштабов, сделать умеренной, контролируемой, вместо того, чтобы пытаться устранить ее совсем.
В наше время считается, что целесообразнее всего сочетать долговременную и краткосрочную политики. Вот примерный комплекс мер антиинфляционной политики.
Долговременная политика включает в себя несколько задач. В том числе погашение инфляционных ожиданий населения, которые нагнетают текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику и завоевать, таким образом, доверие населения. Оно должно содействовать своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен и т.п.) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии. Другая задача – принятие мер по сокращению бюджетного дефицита (так как его финансирование посредством займов у Центрального банка ведет к инфляции) за счет повышения налогов и снижения расходов государства.
Еще одна задача – проведение мероприятий в области денежного обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, что позволяет контролировать уровень инфляции.
Ослабление влияния внешних факторов так же является одной из задач долговременной политики. В частности, задача состоит в том, чтобы уменьшить инфляционное воздействие на экономику переливов иностранного капитала (при положительном сальдо платежного баланса) в виде краткосрочных кредитов и займов правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.
Краткосрочная же политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь необходимое расширение совокупного предложения без увеличения совокупного спроса достигается предоставлением государством льгот предприятиям, выпускающим дополнительно к основному производству побочные товары и услуги. Государство может приватизировать часть своей собственности и таким образом увеличить поступления в государственный бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения массированный импорт потребительских товаров.
Определенное воздействие на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения [19]
Заключение
В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции – в различных его проявлениях – носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обуславливаются экономическими и политическими отношениями в стране, а её последствия могут проявляться в течение многих десятилетий. Но важно знать не то, каким последствиям может привести инфляция, а то, как избежать этих негативных последствий. Именно по этому разработка антиинфляционных программ становиться одной из важнейших задач государства, в котором неистовствует инфляция. Известно, что антиинфляционная стратегия предусматривает целый комплекс долгосрочных мер, но они оказываются не эффективными, если не ведется работа по погашению инфляционных ожиданий. Для того, чтобы решить эту проблему, необходимы комплекс мер по укреплению рыночных механизмов и доверие большинства населения правительству.
И, конечно, чтобы сдержать инфляцию, необходимо всемерно сокращать бюджетный дефицит. Это важно потому, что в принципе нет путей ликвидации бюджетного дефицита, не ведущих к усилению инфляции. Решить проблему можно двумя путями – увеличивая налоги или сокращая государственные расходы. Так как возрастание налоговых поступлений даёт лишь кратковременный эффект, а на деле приведёт к подрыву стимулов к труду, сокращению инвестиций, замедлению развития производства и в итоге к сокращению базы налогообложения, то рационально отказаться от этого пути. Следовательно, остаётся второй путь – сокращение расходной части. Но реализовывать этот путь нужно постепенно, предвидя возможные социально-экономические последствия.
Все меры антиинфляционной стратегии будут действенны, если они подкреплены процессом развития и стабилизации производства.
Одновременно со стратегическими мерами необходимо использовать и меры долгосрочного тактического воздействия. Такая тактика даёт результат в том случае, если она увеличивает предложение без изменения спроса, или наоборот, снижает спрос без снижения предложения. Решение первой проблемы связано с усилением товарности рынка; проще говоря, необходимо продавать всё, что можно продать: неиспользуемые факторы производства, недвижимость, незавершённое производство, отходы производственной деятельности, - всё, на что может быть спрос. Рассасывание денежной массы и уменьшение денежного спроса может способствовать разумно организованная приватизация, возможность вкладывать денежные средства в акции предприятий. В конечном итоге создаются условия для поддержания предельно низких темпов инфляции, не влияющих на рыночный механизм и не мешающих нормально развиваться рыночной экономике.
Библиографический список
1.Горегляд В. Инфляция – форма нарушения рыночного равновесия / В. Горегляд // Проблемы теории и практики управления. – 2006. – № 7. – С. 8-14.
2.Плышевский Б. Инфляция: причины и механизм / Б. Плышевский // Экономист. - 2008. - №7. - С.25-33.
3.Ольшевский В. Теория инфляции: исторический аспект / В. Ольшевский // Вопросы экономики. – 2006. – № 1. – С. 39-49.
4.Зломанов Л. К вопросу о роли государства в корпоративной экономике России / Л. Зломанов // Общество и экономика. – 2006. – № 6. – С. 104-114.
5.Андрианов В. Инфляция и методы и ее регулирования / В. Андрианов // Маркетинг. – 2006. - № 3. - С.3-13.
6.Красавина Л. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России / Л. Красавина // Деньги и кредит – 2006. - № 9. - С.12-20.
7.Малкина М. Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики / М. Малкина // Экономический анализ: теория и практика. – 2006. - № 5. - С. 14-25.
8.Пашковский В. Особенности инфляционных процессов в России / В. Пашковский // Деньги и кредит. – 2006. - № 10. - С.49-54.
9.Реботенко С. Таргетирование инфляции как новый инструмент регулирования финансового рынка / С. Реботенко // Финансы.Деньги.Инвестиции. – 2006. - №2. - С.15-22.
10.Улюкаев А. Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты / А. Улюкаев //Деньги и кредит. – 2006. - № 5. - С.3-8.
11.Орусов Д. Финансовый анализ причин инфляционного процесса в российской экономике / Д. Орусов // Финансы и кредит. – 2008. - №3.
12.Голуб А. Факторы роста Российской экономики и перспективы технического обновления / А. Голуб // Вопросы экономики. - 2006. - №6. - С.44-58.
13.Орлов А. О социально-экономической природе современной инфляции / А.Орлов // Общество и экономика. - 2005. - № 4. - C.95-105.
14.Юдаева К. Инфляция / К. Юдаева, Н. Иванова // Экономическая политика. - 2008. – №3. - С.144-157.
15.Николаев И. Перегрев и инфляция / И. Николаев // Общество и экономика. - 2008. - №6. - С.98-101.
16.Осадчая И. Инфляция: суть, причины, формы проявления / И. Осадчая // Наука и жизнь. - 2008. - №4. - С.14-20.
17.Белоусов Р. Инфляция: факторы, механизм, стратегия преодоления / Р.Белоусов, А.Белоусов, Д.Белоусов // Экономист. - 2009. - №4. - С.39-46.
18.Греков И. Об оптимальном уровне инфляции / И. Греков // ЭКО. - 2009. - №8. - С.2-13.
19.Никитин С. Инфляция и антиинфляционная политика: зарубежный и отечественный опыт / С. Никитин, М. Степанова // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - №4. - С.16-20.
20.Дробышевский С. Возможные меры по снижению инфляции в России и оценка их эффективности / С. Дробышевский // Экономическая политика. - 2008. - №4. - С.73-82.
21.Никитин С. Инфляция и возможности ее преодоления / С. Никитин // Экономист. - 2006. - №8.
22.Черепанов А. Борьба с инфляцией: от примитива к развитию // Ведомости. [Электронный ресурс] URL: http://www.vedomosti.ru (дата обращения 06.10.2009).
23.Короткая история инфляции // Враг капитала. Орган марксистской тенденции. [Электронный ресурс] URL: http://www.1917.com (дата обращения 06.10.2009).