Сущность и виды индексов. Способы и правила построения индексов. Индексы стоимости, цен и физического объема в индексном методе
Статистика осуществляет классификацию индексов по следующим признакам:
1. В зависимости от объекта исследования:
§ индексы объемных (количественных) показателей (индексы физического объема: товарооборота, продукции, потребления)
§ индексы качественных показателей (индексы цен, себестоимости,заработной плата)
К индексам объемных показателей относятся индексы физического объема: товарооборота, продукции, потребления материальных благ и услуг; а также других показателей, имеющих количественный характер: численности работников, посевных площадей и т.п. К индексам качественных показателей относятся индексы: цен, себестоимости продукции, заработной платы, производительности труда, урожайности и т.п.;
2. По степени охвата элементов совокупности:
§ индивидуальные индексы(дают сравнительную характеристику отдельных элементов явления)
§ общие индексы (характеризуют изменение совокупности элементов или всего явления в целом)
3. В зависимости от методологии исчисления общие индексы подразделяются на:
§ агрегатные (агрегатные индексы являются основной формой индексов и строятся как агрегаты путем взвешивания индексируемого показателя с помощью неизменной величины другого, взаимосвязанного с ним показателя).
§ средние (являются производными от агрегатных)
4. В зависимости от базы сравнения различают:
§ базисные (если при исчислении индексов за несколько периодов времени база сравнения остается постоянной)
§ цепные (если база сравнения постоянно меняется)
Способы построения индексов зависят от содержания изучаемого явления, методологии расчета исходных статистических показателей и целей исследования. В каждом индексе выделяют 3 элемента:
В каждом индексе выделяют 3 элемента:
§ индексируемый показатель — это показатель, соотношение уровней которого характеризует индекс
§ сравниваемый уровень — это тот уровень, который сравнивают с другим.
§ базисный уровень — это тот уровень, с которым производится сравнение.
Индивидуальный индекс цен: Индекс физического объема продукции
Индекс стоимости продукции (товарооборота)
21.Агрегатная форма общего индекса: сущность и принципы построения.
Агрегатный индекс – сложный относительный показатель, который характеризует среднее изменение социально – экономического явления, состоящего из несоизмеримых элементов.
Числитель и знаменатель агрегатного индекса представляют собой сумму произведений двух величин, одна из которых меняется (индексируемая величина), а другая остается неизменной в числителе и знаменателе (вес) индекса.
Индексируемой величиной называется признак, изменение которого изучается. Вес индекса – это величина, служащая для целей сравнения индексируемых величин.
К агрегатным индексам относятся:
Индекс цен Ласпейреса
Данный способ предлагает использование весов базисного периода . Впервые был введен в 1864 году экономистом Э.Ласпейресом.
— стоимость продукции реализованной в базисном (предыдущем) периоде по ценам отчетного периода
— фактическая стоимость продукции в базисном периоде
Индекс цен Пааше
Индекс цен Пааше — это агрегатный индекс цен с весами (количество реализованного товара) в отчетном периоде.
— фактическая стоимость продукции отчетного периода
— стоимость товаров реализованных в отчетном периоде по ценам базисного периода
Агрегатный индекс физического объема товарооборота .Индекс стоимости продукции (товарооборота)