Задачи и организация статистики ВЭС в РФ и за рубежом
Перечень вопросов к экзамену
по курсу "Статистика ВЭС"для 2 курса
факультета МЭО за 2 семестр 2010/2011 уч. года
Предмет и метод статистики ВЭС; ее место в системе экономической статистики.
Необходимость изучения накопившихся материалов и теоретического обобщения опыта работ по сбору сведений об экспорте и импорте привела к возникновению статистики внешней торговли. В настоящее время в связи с ростом масштабов экономического и научно-технического сотрудничества государств, реализуемого через каналы внешней торговли, часто используется более широкое название данной науки — статистика внешнеэкономических связей ВЭС.
В статистике ВЭС объектами учета выступают товары и услуги, составляющие экспорт и импорт страны и все связанные с ними операции. внешней торговли по геогра-фическим районам мира, группам стран и отдельным странам. В статистике внешней торговли проводятся расчеты индексов стоимости, средних цен, физического объема экспорта и импорта, индексов условий торговли и других показателей.
Основой этих показателей служат данные статистического учета внешнеторговых операций, который осуществляется во всех странах по определенной методологии. Значение внешнеторговой статистики определяется экономической и политической ролью, которую играют внешняя торговля и другие формы экономических связей для большинства стран мира
Во многих странах внешнеторговая статистика наиболее развитая отрасль экономической статистики, имеющая хорошее организационное обеспечение и разработанную методологию. О высоком уровне развития этой отрасли статистики свидетельствует тот факт, что в настоящее время почти все страны мира публикуют данные о внешней торговле в регулярно издаваемых статистических сборниках различной периодизации (месячных, квартальных, годовых). Растущее значение сведений о ВЭС для правильной организа-ции экономической жизни современного государства и определило большую достоверность, надежность этих статистических данных, охватывающих широкий круг показателей по внешней торговле.
В статистике внешней торговли используются как универсальные статистические методы, рассматриваемые в курсе "Общая теория статистики", — статистическое наблюдение, группировка данных, различные виды относительных и средних величин, показатели динамических рядов, индексы и т.п., так и своя методология, разработанная в соответствии со спецификой отрасли.
Задачи и организация статистики ВЭС в РФ и за рубежом.
Основная задача внешнеторговой статистики любой страны — надлежащая организация статистического учета экспорта и импорта, что предполагает целый комплекс мер по обеспечению качественного сбора, обработки данных, их систематизации и анализа. Помимо традиционных статистических задач, в настоящее время перед статистикой внешней торговли стоит ряд новых задач.
В условиях перестройки всей системы внешнеэкономической деятельности первоочередной задачей стала организация единой рациональной системы сбора и обработки данных о внешней торговле страны, включающей в себя всех участников внешнеэкономической деятельности. С 1 апреля 1989 г. право непосредственного осуществления эк-спортно-импортных операций предоставлено всем предприятиям и организациям, продукция которых обладает конкурентоспособностью на мировом рынке. В этих условиях существовавшая до конца 80-х гг. система организации статистики, основанная на материалах отчетности всесоюзных экспортно-импортных объединений, входивших в Министерство внешних экономических связей СССР и других внешнеторговых организаций, изжила себя. Была поставлена задача организации первичного статистического учета в таможенных пунктах страны при прохождении внеш-неторговых грузов через границу и переход на таможенную статистику.
Поэтапное введение таможенной статистики внешней торговли, осуществляемое в России с 1991 г., потребовало перестройки всей системы статистической информации о внешнеэкономических связях, создания принципиально новой информационной технологии, основанной на применении автоматизированных банков данных,
В связи с переходом на таможенную статистику в составе Государственного таможенного комитета (ГТК) РФ создано управление таможенной статистики и анализа, на которое также возложено выполнение всех задач, связанных с обеспечением качественного сбора, обработки и анализа данных по тем экспортно-импортным операциям, которые осуществляются с перемещением товаров через государственную границу страны. Учет всех остальных внешнеэкономических операций (совместное строительство, техническое содействие, аренда и пр.) возложен на Госкомстат России и осуществляется в соответствии с утвержденной методологией.
Таким образом, в настоящее время головной организацией в области статистического учета внешнеторговых операций является ГТК РФ, а основным первичным документом государственной внешнеторговой статистики России — грузовая таможенная декларация (ГТД). ГТД России, разработанная на основе декларации (Единого административного документа) ЕС, содержит все важнейшие сведения, используемые в статистическом учете внешнеторго-вого оборота: происхождение, объем и краткая характеристика товара, перемещаемого через границу, его цена, адрес грузополучателя и др. (всего 13 показателей, формирующих статистику внешнеторгового оборота). Поэтому в работе ГТД с момента ее заполнения применяются единые принципы и методы учета и единый порядок записи данных. При заполнении деклараций должны использоваться общепринятые цифровые коды международных и национальных классификаторов — классификаторы предприятий и организаций, видов транспорта, таможенных учреждений, классификатор валют, а также Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
Особенности организации внешнеторговой статистики за рубежом
В настоящее время в мировой статистической практике используются разные принципы, приемы и способы учета внешнеторговых операций, следовательно, применяется различная методология. Расхождение методологических принципов учета связано с различием систем организации учетных работ и затрудняет на практике сопоставление данных о внешней торговле.
Особенности методологии современной внешнеторговой статистики во многом определяются национальными традициями, сложившимися в практике статистического учета той или иной страны, а также степенью воздействия на нее рекомендаций по учету внешнеторгового оборота международных статистических органов, среди которых первостепенное значение имеют рекомендации Статистической комиссии ООН. Они составляют основу методологических положений по внешнеторговой статистике большинства стран мира, и рекомендации Евростата для стран — членов Европейского Союза.
Эти рекомендации сформулированы в наиболее важных международных документах, касающихся внешнеторговой статистики:
"Статистика международной торговли товарами. Концепции и определения". ООН, 1970 г. Первое пересмотренное издание этих рекомендаций Статистической комиссии ООН вышло в 1982 г. Второе издание (СМТТ-2) опубликовано в 1998 г. и рекомендовано для использования всем странам мира с 1 января 1999 г.;
Руководство для пользователей по статистике внешней торговли". Евростат, изд. 3-е, 1990 г., с последующими дополнениями 1995 и 1998 гг.
Большинство стран мира придерживаются именно этих рекомендаций при осуществлении статистического учета внешнеторговых операций.
В соответствии с рекомендациями статистической комиссии ООН в товарооборот страны должны включаться все товары и ценности, ввоз и вывоз которых изменяет (уменьшает или увеличивает) материальные ресурсы страны, т.е. в экспорт и импорт страны могут включаться также такие товары, ввоз и вывоз которых совершается на некоммерческой основе — в порядке оказания безвозмездной помощи (правительственной, частной или общественной) или в форме дара. В некоторых странах установлены количественные границы для регистрации таких поставок в статистическом учете. Например, статистика ФРГ в публикуемых в ежемесячно выходящем справочнике "Внешняя торговля" показателях внешней торговли учитывает все поставки в форме дара стоимостью от 1000 марок ФРГ и более.
Таким образом, согласно методологии ООН и других основных международных организаций понятие объекта статистического учета не ограничивается только товарами, являющимися предметами коммерческих сделок, а охватывает все поставки через границу, которые отвечают критерию изменения запасов материальных ресурсов страны.