Подходы к определению границ отраслевого рынка
Рынок – это базовое явление. Именно здесь взаимодействуют между собой его субъекты, достигается рыночное равновесие, появляются предпосылки к его разрушению. На первый взгляд, нетрудно теоретически представить себе границы отраслевого рынка, когда он зарождается, до каких пределов расширяется и когда затухает. Тем не менее, на практике ответить на эти вопросы не просто.
Предположим, что отраслевым рынком определенного товара А является совокупность всех его покупателей и продавцов. Но продукт А может быть не единственным средством удовлетворения данной потребности. Следовательно, отраслевой рынок продукта А должен быть расширен за счет рынка продукта В. Значит, данный рынок может быть обозначен как А+В.
Определение границ отраслевого рынка непосредственно связано с целью исследования. Если необходимо оценить эффективность государственной политики в области энергетики, следует одновременно рассматривать весь рынок электроэнергии: добычу угля, газа, нефти и производства атомной энергии. Если сфера добычи угля интересует с точки зрения заключения долгосрочных контрактов и развития вертикальной интеграции, то следует обратиться к анализу региональных производителей угля. Таким образом, широта охвата в каждом конкретном случае ставится в зависимость от целей анализа и особенностей исследуемого товарного рынка.
Формулирование подхода к определению границ отраслевого рынка является одним из сложнейших вопросов.
Наиболее распространен подход, согласно которому в границы отраслевого рынка включаются однородный товар и его заменители до того момента, пока не будет наблюдаться резкий разрыв в цепи товаров-субститутов. Как только перекрестная ценовая эластичность становится меньше определенной величины, можно говорить о своего рода разрыве, а значит, и о границе рынка[1]. Следует иметь в виду, что, задавая различные значения перекрестной ценовой эластичности, можно получать разные масштабы отраслевого рынка.
Иногда при определении границ отраслевого рынка используют показатель изменения выручки при изменении цены. Динамика выручки фирм-производителей при длительном росте цены указывает на границы рынка. Этот критерий основывается на принципе показателя прямой ценовой эластичности.
Положительная корреляция движения цен товаров в течение длительного периода времени свидетельствует о том, что товары являются устойчивыми субститутами. В качестве основного критерия принадлежности разных территорий к одному и тому же географическому рынку используется сравнение этих рынков по степени идентичности условий конкуренции.
После выявления границ отраслевого рынка можно определить круг фирм, производящих для него товары. Как соотносятся понятия «отрасль» и «отраслевой рынок»?
Согласно теории отраслевой организации рынок представляет собой явление, анализируемое с позиции спроса. Отрасль же рассматривается с позиции предложения товаров на рынке. Она представляет собой совокупность фирм, производящих продукты, вошедшие в границы отраслевого рынка, на базе схожих ресурсов и аналогичных технологий.
Различия между отраслевым рынком и отраслью основаны на том, что рынок объединен удовлетворяемой потребностью, а отрасль – характером используемых активов. Отождествление отрасли и рынка непродуктивно. Товары, реализуемые предприятиями отрасли, могут быть более или менее близким заменителям либо совершенно независимыми товарами. Насколько верно определен круг предприятий, действующих на выделенном рынке, обычно проверяется с помощью показателей специализации и охвата.
Ключевые характеристики рынка, определяющие тип рыночной структуры – это:
- число продавцов и распределение их рыночных долей (уровень концентрации);
- эластичность спроса и предложения;
- условия вхождения на рынок и ухода с него;
- информированность и мобильность рыночных агентов;
- природа продукта и производственного процесса.
Совокупность характеристик рынка, как со стороны спроса, так и со стороны предложения определяет его структуру. Известны различные рыночные структуры: чистая монополия, доминирующая фирма, закрытая олигополия, открытая олигополия, монополистическая конкуренция, чистая конкуренция. Эти модели предполагают пассивную роль покупателей и делают акцент на поведении продавцов. Предпосылка, что покупатели не оказывают воздействия на формирование рыночной цены, выполняется лишь тогда, когда их число велико. Если же их число невелико, то можно рассматривать такие рыночные структуры, как монопсония, двусторонняя монополия, двусторонняя олигополия.
3. Подходы к изучению структуры отраслевых рынков
Существуют два основных подхода к анализу организации отраслевых рынков. Первый условно можно назвать системным подходом. Это подход на основе парадигмы «структура – поведение - результат» («structure – conduct - performance»). Второй подход базируется на использовании моделей микроэкономики и теории ценообразования.
Первый подход был предложен в 50-е годы Эдвардом Мейзоном и Джоем Бейном. Упрощенный вариант парадигмы выглядит так:
Базовые условия: издержки, спрос, технология à Структура рынка: рыночная концентрация, дифференциация продуктов, барьеры для входа новых фирм, вертикальная интеграция, диверсификация à Поведение фирм на рынке: цели фирм, стратегия поведения фирм, практика конкурентной борьбы à Результативность функционирования рынка: эффективность, прибыльность, технический прогресс, уровень экономического развития.
В рамках парадигмы функционирование отрасли зависит от поведения продавцов и покупателей, которое определяется структурой рынка, т.е. от количества продавцов и покупателей, наличия разного уровня барьеров для входа на конкретный отраслевой рынок новых производителей, степени дифференциации продукта, развитости сети институтов рыночной инфраструктуры.
Структура рынка, в свою очередь, зависит от множества базовых условий, которыми располагает данное хозяйство, со стороны как спроса, так и предложения (сырье, технология, издержки на единицу продукции, ценовая эластичность, метод закупки и т.д.).
Результативность функционирования отраслевых рынков в значительной мере зависит от поведения продавцов и покупателей. От того, как осуществляется продуктовая стратегия, какова практика установления цен, как организованы потребители и насколько они способны влиять на эти процессы, зависит поведение производителей. Последние в соответствии с ситуацией принимают решение об увеличении или уменьшении инвестиций, выбирают рекламную стратегию, ведут инновационную деятельность в расчете на достижение частного результата.
Таким образом, формируются некие поведенческие правила и традиции правового, административного, нравственного характера и задается определенный уровень взаимоотношений производителей и покупателей на отраслевом рынке.
Государственные органы могут воздействовать непосредственно на результативность рынка, регулируя цены производителей-монополистов. Вместе с тем, следует иметь в виду, что вмешательство со стороны государства возможно только в отношении несостоятельных отраслевых рынков. Если же рынки состоятельные, то недопустимо даже незначительное вмешательство государственных органов в их функционирование.
Исследования, которые ведутся в рамках этой парадигмы, ставят своей целью проверить, действительно ли определенные характеристики отраслей оказывают устойчивое влияние на конкурентные стратегии, положение фирм и покупателей на соответствующих рынках.
Микроэкономический подход к анализу организации отраслевых рынков начал разрабатываться главным образом экономистами Чикагской школы. Один из первых сторонников микроэкономического подхода Д. Стиглер даже высказывал точку зрения, что экономика отраслевых рынков не существует, как отдельная область знаний в экономической теории, а просто совпадает с теорией договорных цен (conventional price theory) в микроэкономике. Развитие этого подхода связано с достижениями в области теории ценообразования, с одной стороны, и с доступностью статистической информации на более детальном микроэкономическом уровне – с другой.
На протяжении многих лет эти подходы развиваются, взаимно обогащая и дополняя друг друга.