Этапы развития коммерческой деятельности в России. Коммерческая деятельность в современной России
Коммерческая деятельность возникла в глубокой древности — с появлением товарно-денежных отношений и торговых посредников. В России становление торговли относят к 8-9 вв. Центрами древнерусских городов были рынки (торг, торжище). Внутреннюю торговлю вели чаще всего сами производители, без посредников. Развитие же коммерческой деятельности в России связывают с появлением в X—XII вв. торговых посредников (посреднических групп) — прасолов, офеней, коробейников, купцов.
Первое упоминание о купечестве в Киевской Руси относится к X в. В XII в. в наиболее крупных городах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Северо-Восточной Руси на рубеже XIII—XIV вв. В XVIII в. купечество было оформлено как новое российское сословие с образованием гильдий (привилегированное гильдейское купечество). В 1720 г. Петр Великий учредил купеческий магистрат и разделил городских купцов на три гильдии. Главное препятствие в торговом деле заключалось в том, что русские люди, несмотря на всеми признанную свою способность к торговой и промышленной деятельности и на свою изворотливость и сметливость, не имели, однако, никакой опытности в торговле, особенно во внешней торговле, которой до Петра Великого почти никто в России не занимался. В ту пору много вредила коммерческим делам (особенно с иностранцами) привычка русских купцов к обману, которую Петр I всячески старался искоренить. Петр I часто сам выбирал, какой товар следует везти за границу, рассчитывая на верный сбыт, и учил русских купцов вывозить товары туда, где не было конкуренции иностранных торговцев, а главное, Петр I старался приучить русских торговцев действовать сообща. Он всячески поощрял попытки русских купцов к объединению в общество для производства торговли с Персией, Восточно-Китайское купеческое общество. В 1713 г. он даровал право всем людям без исключения свободно вести торговлю в России с уплатой умеренных пошлин; ограничил казенную торговлю, которая стесняла частную промышленность; была создана торговая (коммерческая) коллегия при Сенате, руководившая торговыми делами в государстве. В 1703 г. в Санкт-Петербурге Петром I была создана первая биржа. Позднее биржи стали создаваться в крупных приморских торговых городах (Ревель, Рига, Архангельск). Эпоха Петра I послужила мощным импульсом для развития коммерческой деятельности в России. В XIX — начале XX вв. коммерческая деятельность была основным объектом занятия российского купечества, являвшегося почетным сословием российского общества. В этот период искусство коммерции в России достигло высокого уровня. Существовал своеобразный кодекс чести купца-коммерсанта, провозглашавший твердость и нерушимость купеческого слова, необходимость неукоснительного выполнения принятых обязательств по торговым сделкам, частное и добросовестное служение своему делу. Многие представители российского купечества внесли большой вклад в развитие и процветание российского государства (К. Минин, семейства Демидовых, Строгановых, Морозовых, Третьяковых, Мамонтовых, братья Елисеевы и др.). После Октябрьской революции отношение государственной власти к коммерческой деятельности складывалось по-разному, но в основном было резко отрицательное. В период (1921—1928) произошло оживление. До второй половины 60-х гг. отношение к коммерции в стране было по-прежнему резко отрицательным. Во второй половине 60-х гг. повышается интерес к коммерческой деятельности, организации коммерческих отношений. В 1990 г. с началом перестройки значение коммерческой работы резко повышается. Переход СССР, а затем России от планово-распредительной системы к рыночным условиям хозяйствования потребовал быстрого освоения методов коммерческой деятельности, принятых в странах с развитой рыночной экономикой.
Тесты
1. Под «коммерцией» понимают:
б) деятельность, направленную на получение при были посредством купли-продажи товаров;
2.Какие коммерческие операции обобщают процесстовародвижения?
г) обобщение информации о движении товарных запасов на складах оптовых предприятий.
3. Моделирование коммерческой деятельности предполагает:
г) разработку технологических моделей,предполагающих установление транспортных связей в системетовародвижения.
4. Целью коммерческой стратегии является:
г) определение организационной структуры предприятия, оценкаконкурентоспособности предприятия, определение экономической эффективностикоммерческой деятельности предприятия, оценка соответствия предлагаемогоассортимента товаров и реальных денежных доходов населения
5. Коммерческая информация представляет собой:
а) совокупность знаний для участников рынка, имеющих коммерческую ценность,
отчужденных отпервоначального носителя информации, ставшаясообщениями в результате сбора, накопления ианализа информации;
6. Какую структуру имеют информационные потоки, используемые в коммерческойдеятельности предприятий?
а) бизнес-план, бизнес-информация, бизнес-анализ;
7. Информация составляет служебную или коммерческую тайну, если:
б) информация имеет потенциальную коммерческую ценность в силу еенеизвестности третьим лицам и ее обладатель принимает меры по ее охране иконфиденциальности;
8. Какие элементы коммерческой деятельности выполняются на этапе формированияхозяйственных связей?
б) изучение рынка товаров и услуг, определение возможных источников закупки,определение оптимальных каналов сбыта, оценка собственнойконкурентоспособности, выбор формы хозяйственных связей;