Понятие стратегического потенциала организации, показатели и факторы его характеризующие
Совокупность средств, позволяющих достигать стратегические цели, формирует стратегический потенциал предприятия. Чем больше величина текущего стратегического потенциала, тем большее количество стратегических целей сможет достичь предприятие. Стратегический потенциал является основным управляемым элементом процесса стратегического управления. Предприятие рассматривается как система ресурсов, которые вступают во взаимодействие и способствуют достижению результата. Основными видами ресурсов, что характеризуют потенциал предприятия, являются: 1.Технические ресурсы (особенности оборудования, инвентаря, транспортных средств, необходимых материалов и т.д.).2. Технологические ресурсы ( динамичность технологий, использование новых идей, разработки по оптимизации затрат и т.д.)3. Кадровые ресурсы (квалификация, демографический состав работников, их способность адаптироваться к сменам приоритетов в развитии предприятия).4.Ресурсы площади (объем торговой площади, возможность расширения, коммуникации и т.д.)5.Ресурсы организационной структуры системы управления (характер и гибкость управляющей системы)6.Информационные ресурсы (характер информации о внутренних возможностях предприятия и внешнего окружения, возможности ее увеличения, рост значений правдивости и т.д.)7.Финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, возможность и объемы получения кредитов и др.) . Для торгового предприятия одним из основных видов ресурсного потенциалу является товарные ресурсы, возможные объемы и условия закупки товаров, ассортимент товарной группы, его ширина, глубина, обновление, качество, соответствие спросу.
49.Сущность и цели планированияПланирование - процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Планирование направлено на оптимальное использование возможностей организации и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности организации, потере клиентов. Основная цель планирования - объединение всех членов организации для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих эффективное достижение конечных результатов.
50 Принципы планирования:
1.П единства- планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели. Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.
2.П участия- каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает.
3. П непрерывности предполагает, что: 1) процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла; 2) разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).
4.П гибкости заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств
5.П точности означает- планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
6.П научности означает, что процесс планирования должен быть научно обоснован, должен формироваться на основе достоверной информации и научных методах.
Виды планирования
Виды планирования можно классифицировать по следующим признакам.
1. В зависимости от срока и степени детализации плановых расчетов планирование должно быть перспективным, текущим и оперативным.
Перспективное планирование должно охватывать период прогнозируемого действия производственного цикла.
Текущее планание – это разработка планов на 1 год с разбивкой по кварталам.
Оперативное планирование служит равномерному выполнению текущего плана производства в соответствии с установленной номенклатурой продукции в оптимальном количестве, в требуемом качестве, в установленные сроки, с наименьшей длительностью производственного цикла.
2. По содержанию перспектив развития и поставленных целей и задач план-ние можно подразделить на стратегическое, тактическое и бизнес-план.
Стратегическое планирование должно быть нацелено на поиск новых возможностей для предприятия исходя из глобальных целей и поставленных задач развития.
Тактическое планирование должно обеспечить осуществление целей стратегического планирования, создать предпосылки для реализации возможностей предприятия по увеличению объемов производства, росту производительности труда, снижению затрат, повышению качества продукции, уменьшению потребности в инвестициях и т.д.
Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного проектного или инвестиционного мероприятия. По ряду причин этот вид планирования существенно отличается от приведенных выше видов производственного планирования.
3. В зависимости от обязательности плановых заданий планирование подразделяется на директивное и индикативное.
Директивное планирование предусматривает беспрекословное осуществление решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования.
Индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер: в его составе могут быть и обязательные задания, но их число должно быть весьма ограничено.
4. В производственно-структурном аспекте планирование можно рассматривать: на корпоративном уровне (для ассоциации, концерна, объединения и т.д.); на уровне самостоятельных и экономически обособленных единиц типа предприятия, фирмы, обособленного подразделения, филиала; на уровне подразделения – цеха, участка, бригады, рабочего места.
52. К основным методам планирования относятся:
1.балансовый 2.опытно-статистический 3. нормативный 4. экономико-математический
Балансовый метод – характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности.
С его помощью проверяется обоснованность расчетов, взаимоувязка разделов и показателей на различных этапах планирования. Примером может служить баланс рабочего времени, баланс производственных мощностей, трудовых ресурсов.
Опытно–статистический метод – характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя.Хорошо известны такие приемы этого метода, как: расчет по средней арифметической, посредством скользящей средней, экспертный, расчет по ежегодному проценту изменений и др.
Нормативный метод (метод технико-экономических расчетов) основан на использовании норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда для определения переменных величин.
Используется для обоснования количественной меры плановых заданий или технико-экономических расчетов.
Примером могут служить разрабатываемые и широко используемые в практике нормы расхода сырья, материалов, топлива, труда, финансовых ресурсов на единицу продукции, ставка налогов и др.
Экономико-математические методы и модели. Сущность их состоит в том, что они позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях. В современных условиях практически любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода
Наиболее распространены в современных условиях методы теории вероятности (корреляции, регрессии, теории игр), математического программирования, методы имитации, теории графов и др.
Следующий элемент методологии планирования – показатели плана.
Показатель плана – это выраженная числом характеристика свойства (явления, процесса) экономического объекта. Показатели, используемые в экономических расчетах, могут быть классифицированы по различным основаниям:
1. По роли в управлении:
директивные, обязательные расчетные, необязательные для исполнения
2. По экономическому содержанию:-натуральные -стоимостные -трудовые
3. По отношению к деятельности:-количественные, -качественные
4. По отношению к соизмерителю:-абсолютные, -относительные, т.е. выраженные по отношению к другому показателю
5. По роли в экономической работе:-прогнозные, -плановые-фактические
6. По критерию математических вычислений:
объемные-средние-приростные-предельные, -индексные
Показатели в масштабах объекта объединяются системой. Система экономических показателей – это комплекс взаимосвязанных характеристик объекта. Эти характеристики могут быть взаимосвязаны экономически, технологически, организационно.
Система показателей отражает:
-организацию, объем и структуру работы;
-реальные связи объектов хозяйствования;
-единую стандартизированную и обязательную методику расчета.
Все показатели в системе должны быть сопоставимы по методике расчета, по ценам и другим факторам.
55. Предпосылки и информационная база для составления планов. Информационная база является основой оптимального и комплексного планирования. От ее состояния и методов фор-мирования зависит качество показателей планов предприятия и его структурных подразделений.
Информационная база разработки планов представлена на предприятии совокупностью данных (которые систематизируются по определенным признакам и используются для решения планово-экономических задач), а также средств передачи и преобразования этих данных. Неотъемлемой частью разрабатываемой и действующей информационной базы планирования являются схемы потоков информации и документооборота, перечни пользователей информации, а также методики расчета необходимых показателей. Цель создания информационной базы — своевременное обеспечение системы планирования необ-ходимой информацией определенного состава, содержания и количества для принятия плановых решений.
К основным функциям информационной базы относятся:
1) обеспечение пользователей достоверной, полной и своевременной информацией;
2) определение состава и структуры данных для решения плановых задач;
3) разработка принципов, методов и средств формирова-ния базы данных для планирования;
4) составление правил получения, хранения, обработки и выдачи данных для их использования при решении плано-вых задач;
5) разработка мероприятий по совершенствованию ин-формационной базы планирования в зависимости от постав-ленных целей.
Информационная база включает систему технико-экономи-ческой информации, в том числе показатели, экономические нормы и нормативы затрат труда, материальных затрат, использования средств труда и др.
Состав и содержание технико-экономической информации для решения плановых задач зависят от:
1) уровня планирования (по АТП, автоколоннам, АРМ, внутрицеховым подразделениям);
2) стадии планирования — прогнозирование; перспективное; текущее;
3) вида планирования (технико-экономическое, опера-тивнопроизводственное);
4) функционального назначения решаемых задач (объем перевозок; объем услуг и производства продукции; трудовые и кадровые вопросы; материально-техническое обеспечение и др.).
В составе информационной базы особое место занимает нормативно-справочная база (НСБ), которая представляет собой совокупность технико-экономических и экономических норм и нормативов, методов их формирования и актуализации; порядок их применения при разработке перспективных и текущих планов. Цель формирования НСБ — обеспечение сбалансированности планов, выявление производственных резервов и максимальное их использование.
56.Организация бизнес планирования в Беларуси.. Бизнес-план – это документ, содержащий все основные аспекты будущего коммерческого начинания. В нем анализируются проблемы, с которыми предприниматель в своем деле может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.
Сущность бизнес-плана состоит в обосновании концепции предпринимательского (коммерческого) предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса, характеризующегося набором количественных данных или параметров результата, определенного целью его составления.
Особенностью его разработки заключается в выработке предложений по наиболее эффективному сочетанию и увязке интересов инвесторов, прежде всего коммерческих и организационно-управленческих.
В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.По мнению Т.В. Жуковой, «бизнес-план является средством анализа планируемого бизнес-проекта на его реалистичность и эффективность. Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером организации и целью составления» Рассматривая бизнес-план как программу, набор действий и инструментов, предусматривающих осуществление конкретной идеи в рамках общей стратегии организации, его не следует отождествлять со стратегическим планом. В соответствии с позицией Т.В. Жуковой, можно отметить, что «отличие бизнес-плана от стратегического состоит в различии целей и ограничений во времени:– стратегические планы не имеют строго ограниченных временных рамок, они носят скользящий характер, а бизнес-план разрабатывается на определенный период, по истечении которого определенные планом цели и задачи должны быть выполнены;– в отличие от стратегического плана, который включает весь комплекс общих взаимоувязанных целей организации, бизнес-план направлен на реализацию какой-то определенной цели (или нескольких тесно взаимосвязанных целей), исходя из перспектив развития;– функциональные составляющие бизнес-плана (план основных показателей деятельности маркетинга, организационный план, финансовый план и др.) являются равноправными частями бизнес-плана;– бизнес-план преимущественно направлен на развитие организации, а стратегия может предусматривать и другие приоритеты Структура и содержание бизнес-плана не регламентированы строгим образом, но в то же время они подчинены определенным, выработанным теорией и экономической практикой канонам, сводам правил.
57 Потребности - исходная предпосылка формирования потребительского рынка ПотребностиОбщественные потребности, возникновение которых обусловлено общественным развитием и связано с необходимостью создания условий для функционирования общества и обеспечения жизнедеятельности его членов, состоят из двух взаимосвязанных частей:--потребности общества;--личные потребности.Потребности человека порождены самой его организацией как социально-биологического существа, поскольку без непрерывного удовлетворения разнообразных потребностей жизнедеятельность людей невозможна. Первоосновой, побуждающей индивидуума к деятельности, является удовлетворение той или иной потребности.
Существуют различные классификации потребностей. Например, всемирно известный американский социальный психолог А. Маслоусчитает, что человеческие потребности можно расположить в следующем иерархическом порядке:-физиологические потребности;-потребности в самосохранении;-потребности в любви;--потребности в уважении;-потребности в самоутверждении.Заслуживает внимания и его замечание относительно появления каждой новой потребности только после предварительного удовлетворения (не обязательно полностью) предыдущей.
К. Маркс, классифицируя потребности по их функциональному назначению, разделял их на физические, интеллектуальные и социальные.
58.Рынок потребительских товаров и услуг, сущность, структура, элементы. Рынок является формой реализации товарного производства. В современной экономической литературе встречается множество определений рынка, однако все они сводятся к тому, что рынок – это способ взаимодействия продавцов и покупателей:--рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денегРынок товаров и услуг. Исторически первоначально возник именно он. В результате развития рыночных отношений от рынков товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Объектами купли-продажи на данном рынке являются потребительские товары и услуги.Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий:
1. частная собственность;
2. конкуренция;
3. ограниченная роль государства;
4. вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными;
5. наличие свободных ресурсов и свободное их использование;
6. свободный доступ к рыночной информации;
7. отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании;
наличие твердой, авторитетной валюты;
четко налаженная система кредитных и финансовых отношений;
10. умение производителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.
Основные элементы рынка
Если рассматривать рынок как форму связи производства и потребления через обмен, то в качестве его элементов можно назвать следующие:
1)свобода предпринимательства (необходимое условие рынка);
2)конкуренция (без конкуренции получаем рынок производителя);
3)рыночная инфраструктура - все то, без чего не может быть ни свободы предпринимательства, ни конкуренции:
-коммерческие банки;-страховые компании;
-магазины и все виды других торговых предприятий;-ярмарки, аукционы;
-биржи места, где формируется конкретная цена и другие. Функции рынка
Под функцией рынка подразумевается его роль в реализации экономических целей общества.
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.
Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основных взаимосвязанных функций.1)Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи.
2)Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги.
3)Информирующая функция рынка. Сложившиеся цены “сообщают” бизнесменам о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен (скажем на чай, кофе и какао), через их падение и рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т. д.
4)Регулирующая функция действует через тот же механизм свободных рыночных отношений. Из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во-вторых - растет.
5)Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. Цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки.
6)Оздоровительная функция жестока, но экономически оправдана. Рынок “очищает” экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства терпят поражение в конкурентной “борьбе” и “наказываются” банкротством. И наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.
59.Целевые принципы потребительского рынка включают:1. Принцип согласованности государственных интересов с интересами других участников рынка. Его несоблюдение ведет к противоречиям между субъектом и объектами в механизме регулирования, снижению мотивации участников рынка;2. Принцип приоритетности социальной составляющей в системе целей и задач регулирования рынка, означающий, прежде всего первичность спроса перед товарным предложением. В условиях эффективной системы формирования и регулирования спроса он должен определять предложение. Потребности, интересы и запросы потребителя на рынке даже в условиях переходной экономики должны быть приоритетными;3. Принцип подчинения локальных интересов общим, означающий соответствие системы целей каждого участника рынка стратегическим и текущим целям государства, а также каждого отдельного элемента любой подсистемы рынка характеру всей подсистемы;4. Принцип необходимости и достаточности. Он предполагает, что достижение целей предыдущего уровня в системе целей развития потребительского рынка должно быть необходимым и достаточным условием для достижения целей следующего уровня. Скажем, для обеспечения приемлемой для получателя цены товара необходимо использование сырья приемлемой цены, что в свою очередь предполагает приемлемую цену его добычи, транспортировки; высокого уровня спроса на рынке нельзя достичь без соответствующего роста доходов населения и т.д.;5. Принцип приоритетности целей (выделения ведущего звена), не приемлющий распыления усилий на решение сиюминутных, неглавных задач. Соблюдение этого принципа означает определение устойчивых приоритетов с высокой степенью настоятельности, их всестороннее обоснование и следование им. По сути, реализация названного принципа сопряжена с построением системы ориентиров в виде «дерева целей»;6. Принцип соизмеримости цели и средств ее достижения, необходимый как одно из условий эффективности регулирования рынка. Важно, чтобы финансовые, материальные и кадровые усилия не превышали возможный результат. Скажем, решение задачи насыщения рынка необходимыми товарами может осуществляться на убыточной основе для конкретных товаропроизводителей, и дотационные выплаты для поддержания такого производства могут в несколько раз превышать полученный эффект от насыщения рынка данными товарами. В этом случае необходим кардинально новый механизм стимулирования производства, учитывающий как интересы потребителей, так и интересы товаропроизводителей.
60Покупатеьский спрос как форма проявления потребностей и условие развития сферы товарного обращения. Спрос — платежеспособная потребность, которую предъявляет покупатель на рынке для реализации своих потребностей, т.е. потребность потребителя в товарах и услугах, ограниченная деньгами. .По уровню спроса судят о степени удовлетворения потребностей. Выбор методов удовлетворения спроса зависит от его разновидностей. В зависимости от принципа классификации различают следующие виды спроса:
— от степени удовлетворения — реализованный (измеряется по показателю розничного товарооборота), неудовлетворенный, действительный, потенциальный;
— уровня проявления и управления (макро- и микроспрос);
— периодичности возникновения (повседневный, периодический, редкий, импульсивный, эпизодический);
— динамики развития интенсивности предъявления (формирующийся, возрастающий, стабильный, снижающийся);
— характера спроса — первичный (начальный), спрос на замену, дополнительный;
— объемов и того, кто предъявляет спрос (индивидуальный и совокупный);
— уровня подвижности (базовый, мобильный).
Спрос является носителем связи между потребностью и потреблением.
Объем, структуру и динамику спроса определяют следующие группы факторов.
1. Социальные (социальная структура общества, уровень развития культуры, мода, профессиональный состав населения, уровень безработицы).
2. Экономические (уровень развития экономики страны, региона, размер денежных доходов, уровень и динамика розничных цен, соотношение товарной и нетоварной форм потребления, степень обеспеченности покупателей товарами, величина налогов, культура торговли, уровень цен на коммунальные услуги.
3. Демографические (численность, половозрастной состав потребителей, размер и состав семьи, миграция населения).
4. Природно-климатические (специфика климата, национальные традиции, сезонность продаж).
5. Политические (меры по поддержке малоимущих потребителей, минимальный уровень заработной платы и прожиточного минимума, индексация доходов, международные кризисы, войны, политические конфликты).
6. Товарная политика (качество товаров, насыщенность рынка товарами, современная техника и технология производства, широта ассортимента, наличие товаров-заменителей, товаров-дополнителей).
7. Прочие факторы (потребительские ожидания, предпочтения потребителей, сегмент рынка, реклама).
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Классификация спроса.
1)По степени удовлетворения:
реализованный(измеряется по показ-лю розн.ТО), неудовлетворенный, действительный, потанцеальный;
2)по уровню проявления и управления: макро, микроспрос;
3)по периодичности возникновения: повседневный периодический, редкий, импульсивный, эпизодический;
4)по хар-ру спроса:первичный,спрос на замену, дополнительный;
5)по уровню подвижности: базовый, мобильный;
6)по объему и рпедъявлению спроса: индивидуальный,совокупный;
7)по динамике развития: формирующийся, возрастающий, стабильный, снижающийся.