Отрицательные и положительные внешние эффекты
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Понятие внешних эффектов. 4
2.Отрицательные и положительные внешние эффекты. 5
3.Внешние эффекты в потреблении. 6
4.Способы решения проблемы внешних эффектов. 8
5.Заключение. 11
Список используемой литературы 12
Введение
Экстерналия (внешний эффект) в экономике - воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком. Этот термин был введён в 1920 году Артуром Пигу в книге «Теория благосостояния». Если объяснять простыми словами, то внешний эффект в экономике это воздействие одного субъекта на другой объект посредством своей деятельности, это воздействие может быть как отрицательное так и положительное. Очень часто экстерналии возникают между производством – потребителем, производством – производством и потребителем – потребителем. Сегодня проблема отрицательного внешнего эффекта очень развита, особенно развита у производства с потребителем в отношении экологии.
Понятие внешних эффектов
Внешние эффекты – это издержки (выгоды) от рыночных операций, не отраженные в ценах на товары. Начнем с издержек. До сих пор рассматривались частные издержки (TPC или просто ТС), т.е. затраты производителей данного блага. Существуют, однако, и внешние издержки (ТЕС) – затраты третьих лиц, вызванные производством или потреблением этого блага. Например, если предприятие загрязняет окружающую среду, жители близлежащего города от этого страдают. Социальные издержки (TSC) – сумма затрат производителей и третьих лиц в связи с производством и потреблением блага: TSC=TPC+TEC.
Таким образом, предельные частные издержки (МРС), предельные внешние издержки (МЕС) и предельные социальные издержки (МSС) – это прирост соответственно частных, внешних и социальных издержек при увеличении выпуска на одну единицу.Это означает, что каждая следующая единица продукции наносит третьим лицам такой же дополнительный ущерб, как и предыдущая. В этом случае кривая предельных социальных издержек направлена вверх (поскольку предельные частные издержки возрастают) параллельно кривой предельных частных издержек.На деле предельные внешние издержки обычно возрастают. Например, каждая следующая тонна выбрасываемых в атмосферу токсинов наносит все больший дополнительный ущерб. Это соответствующим образом отражается на динамике предельных социальных издержек. В дальнейшем, однако для простоты будет предполагаться постоянство предельных внешних издержек. Теперь – о внешних выгодах. Частная выгода (ТРВ) – это полезность, получаемая непосредственными потребителями блага. Внешняя выгода (ТЕВ) – полезность, получаемая третьими лицами в связи с данной рыночной операцией. Например, если кто-то благоустраивает за свой счет общественную территорию, благосостояние всех жителей возрастает. Социальная выгода (TSB) – полезность, получаемая покупателями блага и всеми третьими лицами: TSB=TPB+TEB.
Таким образом, предельная частная выгода (МРВ), предельная внешняя выгода (МЕВ) и предельная социальная выгода (МSB) – это прирост соответственно частной, внешней и социальной выгоды при увеличении производства и потребления блага на одну единицу.
Предельная частная выгода отражается кривой рыночного спроса на благо. Она убывает при росте потребления товара. Предельную внешнюю выгоду предполагаем постоянной. В этом случае кривая предельной социальной выгоды является убывающей и идет параллельно кривой рыночного спроса.
Отрицательные и положительные внешние эффекты
Отрицательные внешние эффекты
наносят ущерб лицам, не имеющим отношения к рыночной сделке. Примером отрицательных внешних эффектов могут служить загрязнение окружающей среды предприятиями, производящими продукцию; загрязнение воздуха выхлопными газами при езде на автомобиле (потребление бензина); шум для жителей домов, прилегающих к магистралям; дым от сигарет и папирос при курении и т.п.
Положительные внешние эффекты
приносят выгодулицам, не имеющим отношения к рыночной сделке. Например, университеты предоставляют платные услуги высшего образования, при этом чем больше людей с высшим образованием, тем больше выигрывает общество в целом. Богатый жилец сделал за свой счет ремонт в подъезде на радость всем соседям. Завод благоустроил городской сквер, теперь это любимое место отдыха жителей микрорайона. Прививки защищают от болезней не только тех, кому они сделаны, но и многих других людей.
Внешние эффекты в потреблении.
До сих пор, рассматривали внешние эффекты, возникающие в производстве товаров. Но экстерналии проявляются и в процессе потребления. Например, потребление алкоголя создает отрицательные внешние эффекты в случае, когда пьяный водитель, подвергающий опасности жизни других людей, управляет автомобилем. Положительные экстерналии возникают и в образовании, так как высокоученое население выбирает достойное его правительство, что приносит выгоду каждому. Анализ внешних эффектов, возникающих в процессе потребления, аналогичен анализу экстерналии, возникающих в производстве. Как показано на( рис. 1.) кривая спроса не отражает социальную ценность товара. На графике (а) представлены отрицательные внешние эффекты, возникающие в процессе потребления (например, связанные с алкоголем). В этом случае социальная ценность меньше, чем частная ценность, а социально оптимальное количество меньше, чем количество, определяемое рынком. На графике (б) показан случай положительной экстерналии, возникшей в процессе потребления (например, эффект образования). В эюм случае социальная ценность больше, чем частная ценность, а социально оптималь ное количество больше, чем количество, определяемое рынком. Правительство может скорректировать последствия несовершенства рынка с помощью интернализации внешних эффектов. Соответствующая реакция в слу чае возникновения экстерналий в процессе потребления аналогична действиям в случае возникновения внешних эффектов в производстве. Чтобы сдвинуть рыночное равновесие ближе к социальному оптимуму, в случае отрицательных внешних эффектов используется налог, а в случае положительных экстерналий - субсидии. Именно эту политику проводит правительство в реальной жизни: алкогольные напитки принадлежат к числу товаров, облагаемых самым высоким налогом, а образование субсидируется посредством поддержки сети общественных школ и правительственных стипендий. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ В ПОТРЕБЛЕНИИ На графике (а) - рынок в условиях отрицательных внешних эффектов, возникающих в процессе потребления, такой как рынок алкогольных напитков. Кривая, представляющая социальную ценность, ниже, чем кривая спроса, а социально оптимальное количество, Qoptimum, меньше, чем равновесное количество, Qmarket.
На графике (б) - рынок в условиях положительных экстерналии процесса потребления, например рынок образования. Кривая, представляющая социальную ценность, находится выше кривой спроса, а соцма/и- но пш ималь-ное количеств'.). Qoptimum, больше, чем равновесное количество Qmarket.
Положительный внешний эффект, возникающийврезультате потребления
(Рис 1) А Б
Приведенные примеры внешних эффектов позволяют сделать общий вывод отрицательные внешние эффекты, возникающие в процессе производства или потребления, подталкивают рынки к производству большего объема товаров. чем это желательно для общества. Положительные экстерналий, возникающие в результате производства или потребления, приводят рынки к производству меньшего объема товаров, чем это желательно для общества. Чтобы решить эту проблему, правительство имеет возможность интернализировать внешние эффекты с помощью налогообложения товаров, производство или потребление которых приводят к отрицательным внешним эффектам, и субсидирования товаров, производство или потребление которых приводят к положительным экстерна-лиям. Попытаюсь ответить на вопрос о том, почему экстерналий приводят рынки к неэффективному распределению ресурсов, но только кратко упомянули о способах повышения результативности распределения. На практике частные фирмы и общественные деятели реагируют на внешние эффекты различным образом Все способы улучшения рыночной ситуации имеют целью сдвиг распределения ресурсов ближе к социальному оптимуму. В этом разделе мы рассмотрим множество частных решений.