Инфраструктурный комплекс региона
Инфраструктура - одна из ведущих категорий современной системы региональных наук (региональной экономики, градостроительства, районной планировки, социально-экономической географии и др.
В качестве закономерности была осознана необходимость первоочередного развития инфраструктуры в новых регионах. Сначала строится жилье, дороги, другие элементы инфраструктуры, а затем в регионе создаются объекты основного производства. Инфраструктура стала средством политики.
При этом в настоящее время под инфраструктурой понимают совокупность материально технических систем (объектов), обеспечивающих выполнение основных функций в различных сферах и отраслях деятельности.19
Из определения следует две важнейшие особенности инфраструктуры. Первая — инфраструктура, как правило, предназначена для обеспечения выполнения функций в нескольких отраслях, т.е. она носит межотраслевой характер. Такими элементами инфраструктуры являются: транспорт, энергетические системы, связь, информационные сети и др. Отсюда следует, что инфраструктура выполняет интеграционную функцию между отраслями производства, между регионами и государствами. Вторая особенность — инфраструктура не создает материальных благ, она выполняет обеспечивающую функцию. В связи с этим требуются специальные часто не рыночные механизмы ее развития, долевое участие в этом процессе различных заинтересованных отраслей. Отсюда следует особая роль в развитии инфраструктуры межотраслевых органов власти: местных властей, органов власти регионов, государственных и международных организаций.
Целевые функции инфраструктуры
По целевым функциям инфраструктуру обычно делят на производственную (или инженерно-техническую) и социальную (или социально-бытовую).
Обобщив многочисленные высказывания и факты, назовем группы важнейших свойств инфраструктуры:
1. ^ Выполнение функций обслуживания. Создание условий для обеспечения жизнедеятельности людей и жизнеспособности экономики, поддержания экологического равновесия, сохранения, воспроизводства и развития культуры, т.е. условий комплексного социально-экономического и эколого-культурного развития территории (страны, региона).
2. ^ Комплексность инфраструктуры. Единый комплексный фактор территориального развития, каждый из его элементов (транспорт, связь, энергоснабжение, здравоохранение и т. п.) в отдельности не является инфраструктурой, только в совокупности эти элементы тождественны данному понятию (или в частных совокупностях — производственной и социальной инфраструктуре
3. ^ Технико-экономические особенности инфраструктуры. Высокая фондо- и капиталоемкость объектов, длительные сроки их создания (в том числе на стадиях изыскания, проектирования, строительства); значительная сезонная, недельная и суточная неравномерность загрузки элементов инфраструктуры, а потому необходимость резерва мощности в расчете на пиковую нагрузку; чрезвычайная энергоемкость и трудоемкость, часто — водо- и материалоемкость (последнее — на стадии строительства зданий, сооружений и коммуникаций); межотраслевое значение инфраструктуры.
4. ^ Системные свойства инфраструктуры. По мнению Э.БАлаева, правильнее было бы именовать данное понятие инфрасистемой (поскольку инфраструктура есть подсистема сложной системы «производство + инфраструктура» или «население + инфраструктура»).
Основные системные свойства инфраструктуры:
а) иерархичность — соподчиненность предприятий, учреждений (центров) в территориальной организации социальной и производственной инфраструктуры.
б) большая инерционность (длительные сроки эксплуатации и наращивание новых элементов на уже сложившемся каркасе);
в) прочие важные системные свойства инфраструктуры — неравномерность развития, конфликтность ситуаций, географическая конкретность, устойчивость развития и др.
5. ^ Географические особенности инфраструктуры (ярко выраженная территориальность развития и функционирования). Необходимость повсеместного развития (там, где есть потребность); разнообразие инфраструктурных объектов и видов деятельности; географическая ориентация инфраструктуры,
• размещение, территориальные различия, пространственные отношения и связи, формирование территориальных систем и комплексов, формирование пространственных структур и морфологии (конфигурации), территориальные процессы и территориальное управление.
• возникновение территориальных различий в условиях жизни и организации производства, отдыха и пр.;
• изменение экономико-географического положения (и других атрибутов пространственных отношений) и установление каналов территориальных связей;
• формирование территориальных систем расселения, производственных комплексов;
• устройство каркасов территорий —«города + дороги», опорных каркасов расселения, главных «коридоров развития» освоенных территорий и др.;
• особенности структуры пространственной морфологии (конфигурации, «рисунка») территории, ее систем расселения и внешнюю форму отдельных объектов (планировочные особенности городских и сельских поселений, типы застройки);
• происходящие территориальные процессы (разрушение региональных, особенно сельских систем расселения, усиление территориальной концентрации производства и пр.);
• территориальное управление (управление инфраструктурой — одна из функций территориального управления, а инфраструктурное оснащение территории — важнейший конструктивный инструмент управленческих воздействий на все аспекты территориальной организации регионов, или территориальное развитие).
6. ^ Историко-географические особенности инфраструктуры. Этапность (стадийность) эволюционного развития, возможная трансформация. \
Виды и формы инфраструктуры
инфраструктура представляет собой территориальное сочетание разных видов магистральной и местной инфраструктуры. По территориальному охвату различают инфраструктуру группы стран (международная), отдельной страны (народнохозяйственная), крупной части страны (региональная), области (внутрирегиональная), внутриобластного района или административного района (районная), города, поселка, сельского населенного пункта, отдельного предприятия (локальная).
По отраслевой принадлежности выделяют инфраструктуру транспортную, промышленную, сельскохозяйственную, строительную, рекреационную, экологическую, военную, науки и культуры и др.