Виды налогов. переложение налогового бремени
Современная налоговая система включает несколько видов налогов.
1. Подоходный налог, разновидностями которого выступают:
а) подоходный налог с населения (индивидуальный подоходный налог). При этом подоходные налоги взимаются со всех других форм дохода - заработной платы, процента, ренты, дивиденда и т.п. Такая множественность форм изъятий подоходного налога обеспечивает большую стабильность и гарантированность поступлений средств в бюджет (она может быть, в частности, подорвана невыдачей зарплаты), делая в то же время налоговое бремя менее тяжелым.
б) налог на прибыль корпораций (корпорационный налог). Он устанавливается так, чтобы максимально содействовать инвестициям, заинтересовывать фирмы в расширении бизнеса. Поэтому обычно этот налог является менее прогрессивным, чем личный подоходный налог. Дело здесь в том, что государство заинтересовано в том, чтобы в стране было как можно больше богатых людей, которым нет необходимости помогать. Но такое снижение налоговых ставок в конце малопрогрессивной шкалы (т. е. использование регрессивного налога) не приносит бюджету абсолютного ущерба, так как в результате реализации стимулирующей функции налогов расширяется налогооблагаемая база.
2. Налог на потребление, выплачиваемый при покупке определенного товара или услуги. Как уже отмечалось, он является регрессивным, поскольку богатые люди большую долю своего дохода сберегают и тем самым исключают ее из налогообложения данного типа. Считается, что налоги на потребление более удобны для налогоплательщиков, чем подоходные налоги: они предпочитают обложение не доходов, а своих расходов.
Среди налогов на потребление выделяют:
а) общий потребительский налог, который взимается один раз на стадии продажи товаров (налог на продажу или налог с оборота). Данный налог фиксируется в твердых размерах в ценах товаров и поступает в бюджет по мере реализации этих товаров.
б) налог на добавленную стоимость - разновидность общего потребительского налога, особенностью которого является его взимание на разных стадиях производства и реализации товаров. При этом он всякий раз взимается с разницы между ценой продажи и затратами на покупку материальных факторов производства. Таким образом, производитель автомобилей, который покупает сталь и покрышки у других фирм, платит налог на добавленную стоимость, которым облагается стоимость проданных автомобилей за вычетом стоимости закупленных и использованных в производстве стали и покрышек. Фирма, торгующая автомобилями в розницу, платит в свою очередь налог со стоимости своих продаж, уменьшенной на сумму, выплаченную производителю этих автомобилей.
в) акцизы - косвенные налоги, аналогичные налогу с оборота, но распространяющиеся на избранные - и обычно незаменимые – товары (табачные изделия, алкогольные напитки, автомобили, телефонные переговоры, авиационные билеты, косметику, услуги по путешествиям, ювелирные изделия и т.п.). Но поскольку диапазон акцизных товаров невелик, постольку у потребителя существует определенная возможность «ухода» от уплаты этих налогов. Например, можно бросить курить и отказаться от поездки на Багамы. Повышение цен на акцизные товары осуществляется в исключительных случаях и с ведома законодательных органов.
г) таможенные пошлины.
3. Социальные взносы. Сюда относятся взносы на социальное обеспечение, которые вносится работодателями и лицами наемного труда в фонды социального страхования и используется для выплаты пенсий, медицинского страхования и т.п., а также налоги на фонд заработной платы и рабочую силу (выплачиваются только работодателями). Из-за того, что платежи в систему социального страхования обычно не являются добровольными, их принято относить скорее к налогам, чем к страховым взносам. Обязательность системы социального страхования аргументируется тем обстоятельством, что большинство людей недостаточно предусмотрительны для того, чтобы обеспечить свои собственные нужды в старости или в случае нетрудоспособности. По мере расширения набора программ социального обеспечения, реализуемых в стране, повышается доля социальных платежей в доходной части консолидированного бюджета.
4. Поимущественные налоги. При этом налоги на владение имуществом дополняются налогами на передачу имущества, т.е. налогами на наследство и дары. Поимущественные налоги выплачиваются исходя из внешних признаков, без учета доходов - за сам факт обладания собственностью, при получении наследства, при получении денег от продажи собственности. Объектом обложения здесь является площадь земельного участка, количество квартир в доме, число станков на предприятии и т.п. Поимущественные налоги часто называют реальными - в отличие от подоходных налогов: ведь доходов может и не быть, и тогда поступление средств в бюджет нельзя гарантировать. Такое положение исключается при использовании поимущественного обложения, когда государство объективно заинтересовывается в богатстве своих граждан.
5. Специальные налоги целевого назначения - экологический налог, налог на собак, налог на охрану от пожаров, промысловый налог, дорожный налог и т.д.
Кроме того налоги классифицируются в зависимости от способа платежа на прямые и косвенные.
Прямыми налогами облагаются непосредственно физические и юридические лица, а также их доходы. Сюда относятся подоходный налог и налог на имущество.
Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. К числу косвенных налогов относятся, например, налог на добавленную стоимость (наиболее значимый среди косвенных налогов), акцизы, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу и т.п.
Косвенные налоги в экономически развитых странах в целом уступают по своему значению прямым. Наиболее высок удельный вес доходов от обложения товаров и услуг в странах, отличающихся умеренным уровнем экономического развития (Португалия, Греция, Ирландия). Налогообложение собственности играет существенную роль в Великобритании, Японии, США, Канаде, Швейцарии, Австралии.
В целом ряде стран важнейшим источником доходов государственного бюджета выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. Это относится к Новой Зеландии, Дании, Австралии, Финляндии, Канаде, Японии, Швеции, США и др. Целевые платежи по социальному страхованию особенно весомы во Франции, Нидерландах, Германии, Италии, Бельгии, тогда как в некоторых других странах социальные нужды в большей степени удовлетворяются за счет бюджетных ассигнований, финансируемых на основе прямых и косвенных налогов, непосредственно не имеющих целевого характера.
С конца 1991 г. в корне изменилась структура доходов российского бюджета. До этого ведущим источником доходов был налог с оборота, которым в 1991 г. облагались 46% промышленных и 28% продовольственных товаров. Вместо него вводился налог на добавленную стоимость, который в ожидании постлиберализационной инфляции способен был обеспечить стабильный рост поступлений в бюджет по мере повышения цен. Сложность - введение этого налога в обстановке крайней дезорганизации хозяйственной жизни. Проблема сбора его до сих пор не решена (не менее 30- 35% от собираемых сумм укрывается от налогов, особенно в сфере частного бизнеса). Значительное место в совокупных доходах государства занимают также налог на прибыль, акцизы и платежи в различные внебюджетные фонды.
В будущем по мере роста реальных доходов населения вероятно повышение удельного веса индивидуального налогообложения и соответствующее снижение доли платежей предприятий.
Поскольку носитель и субъект налога далеко не всегда есть одно и то же лицо, при обосновании налоговых реформ важно выявлять конечные пункты, куда налоги перемещаются. Налог может перекладываться на потребителя через рост цен, но может и быть чистым вычетом из прибыли.
Но прямой налог на прибыль корпораций через монопольно высокие цены может перекладываться на потребителей, а через монопольно низкие цены - на поставщиков ресурсов. Кроме того, через сокращение дивидендов его бремя может перекладываться на владельцев акций данной корпорации.
С другой стороны, далеко не все косвенные налоги (НДС, акцизный налог и др.) могут быть свободно переложены через цены. Если спрос на товар устойчив, неэластичен (малоэластичен) по цене - а это относится прежде всего к товарам первой необходимости, не имеющим заменителей, - то переложить налог (особенно акцизный) нетрудно. Если же спрос эластичен по цене, то попытка поднять цены вызовет резкое сокращение спроса, а вместе с ним и производства, и прибыли, и налоговых поступлений в бюджет. Таким образом, перераспределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от эластичности спроса и предложения на товар.
Переложение поимущественных налогов маловероятно. Собственник несет их бремя даже в случае продажи облагаемого налогом имущества – ведь покупатель вынудит его снизить цену при ожидаемом (или уже состоявшемся) увеличении налога на имущество. Правда налоги на арендуемую собственность можно переложить на арендатора путем повышения арендной платы.