Оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций
Основными этапами оценки, риска возникновения чрезвычайных ситуаций являются:
выявление и идентификация возможных источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории субъекта Российской Федерации;
оценка вероятности (частоты) возникновения источников чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование возможных последствий воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на население и территорию.
На первом этапе анализу подвергаются источники чрезвычайных ситуаций, в результате возникновения и развития которых:
существенно нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей на территории административных районов субъекта Российской Федерации;
возможны человеческие жертвы или ущерб здоровью большого количества людей,
возможны значительные материальные потери;
возможен значительный ущерб окружающей среде.
При выявлении источников чрезвычайных ситуаций наибольшее внимание уделяется потенциально опасным объектам, оценке их технического состояния и опасности для населения, проживающего вблизи от них, а также объектам, находящимся в зонах опасных природных явлений Перечень объектов и административно-территориальных звеньев, рекомендуемых для первоочередного рассмотрения при анализе источников чрезвычайных ситуации на территории субъекта Российской Федерации, приведен в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Анализ источников чрезвычайных ситуаций и возможной обстановки проводится с использованием данных Паспорта безопасности территории[4].
На последующем этапе производится оценка вероятности возникновения источников чрезвычайных ситуаций и величины возможного ущерба.
Вероятность возникновения источника чрезвычайной ситуации и величина возможного ущерба характеризуют риск возникновения этой чрезвычайной ситуации.
Под ущербом в чрезвычайных ситуациях следует понимать:
прямые потери, в том числе: количество погибших, количество пострадавших, количество поврежденных (разрушенных) объектов производственной сферы экономики, а также потери личного имущества граждан в зоне действия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций;
затраты на проведение аварийно-спасательных и других неотложных рбот;
объем эвакомероприятий и затраты, связанные с эвакуацией населения; затраты на ликвидацию чрезвычайной ситуации (возмещение ущерба) и восстановительные работы;
косвенные потери (недовыпуск промышленной продукции, затраты на пенсии и пособия и т.д.) и др.
Классификация чрезвычайных ситуаций приведена в приложении 3 к настоящим Методическим рекомендациям. При определении риска возникновения чрезвычайных ситуаций используется статистическая информация, накапливаемая в банках данных, а также содержащаяся в Паспорте безопасности территории и Декларациях безопасности промышленных объектов.
Оценка вероятности возникновения аварий на объектах экономики и их возможных последствий проводится руководителями этих объектов.
Оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями, происходящими на территориях субъектов Российской Федерации (их районов) проводится соответствующими территориальными органами исполнительной власти.
Прогнозирование последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий производится с учетом требований нормативных правовых, технических и методических документов, перечисленных в приложении 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
В случае отсутствия таких документов для отдельных видов чрезвычайных ситуаций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение исследований по оценке вероятности возникновения источников чрезвычайных ситуаций и величины ущерба в чрезвычайных ситуациях научными силами субъекта Российской Федерации или обращаются в вышестоящий орган с заявкой на проведение этих исследований по планам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с долевым участием их финансирования.
Результаты оценки вероятности возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий и величины ущерба в чрезвычайных ситуациях служат основой для создания сил и средств, планирования действий при чрезвычайных ситуациях и принятия решений на проведение первоочередных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Выполнение работ по оценке рисков возникновения чрезвычайных ситуаций предполагает наличие статистических данных о чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера. С этой целью органы исполнительной власти организуют работу по формированию соответствующих банков данных, в том числе в системе государственной статистической отчетности.
Особое значение при этом имеет сбор данных, необходимых для оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций в промышленности и на транспорте (в том числе по изношенности основных производственных фондов), а также на территории субъектов Российской Федерации в пожароопасный период, в период метеорологических и агрометеорологических опасных явлений, морских гидрологических опасных явлений, гидрологических и геофизических опасных явлений, инфекционных заболеваний людей и сельскохозяйственных животных и в период социально-политических обострении и др.