Организация статистики в Республике Беларусь
В настоящее время развитие любого государства невозможно без систематического изучения массовых явлений и процессов. Это значит, что статистические исследования должны поводиться регулярно по обширному кругу показателей. Для чего необходим постоянно действующий аппарат, организованный в масштабе общества в целом.
В различных странах существуют два основных типа организации статистики: необособленная и обособленная.
Необособленная организация предполагает проведение статистической работы в подразделениях различных органов управления государства.
Обособленная организация предполагает создание в числе государственных органов специальных статистических учреждений, осуществляющих сбор и обработку информации в масштабе всей страны. Это более высокий тип организации статистики.
На практике наблюдается сочетание этих форм статистики: наличие государственных органов статистики и функционирование ведомственной статистики.
Обособленная организация в свою очередь может быть централизованной и децентрализованной.
Децентрализованная система состоит в том, что сбор и обработка статистической информации осуществляется в подразделениях государственных органов управления в рамках их компетенции и далее от них данные поступают в специальный статистический орган для сводки и анализа в масштабах государства в целом. Статистические исследования в стране направляются методическими рекомендациями, разрабатываемыми этим органом. Соблюдение этих рекомендаций обеспечивает сводимость и сопоставимость показателей, поступающих в статистический орган из различных источников.
Централизированная система сбора и обработки статистической информации предполагает, что основная часть работы (или вся работа) централизируется в специальных статистических органах. Последние образуют целостную общегосударственную систему, включающую центральное статистическое учреждение и разветвленную сеть местных статистических органов, размещенных по всей территории страны и ведущих наблюдение за всеми основными сферами хозяйственной жизни и социальных явлений. Эти статистические учреждения обеспечивают обработанными данными органы государственного управления, хозяйственные, научные и общественные организации.
В этом случае создаются наилучшие условия для обеспечения метологического и организационного единства статистических исследований, автоматизации статистической работы.
В чистом виде централизованной системы нет. Однако во всем мире наблюдается общая тенденция к повышению уровня централизации статистических исследований, более тесного взаимодействия статистики с другими видами социально-экономической информации, с задачами учета и контроля.
Развитие НТП, компьютеризация вносят определенное своеобразие в организацию статистики, так как изменяется традиционная структура статистической работы (разработка методов и систем статистических показателей, организации методик проведения исследований).
Статистическая работа в Республике Беларусь строится в соответствии с методологическими и организационными принципами и положениями системы государственной статистики. В основе построения системы государственной статистики лежат идеи единства методологии и принципов организации, сбора и обработки статистических данных, тесной связи статистических службы с органами управления, единства системы учета и статистики. Все это отражено в законе “О государственной статистике”.
Статистическая работа всегда является массовой, охватывающей большое число объектов по всей территории страны. Чтобы такая работа проводилась в строгом соответствии с требованиями статистической науки, нужны единая методология, единый организационный план, централизованное руководство.
Руководящим организационным и методологическим центром статистики в Республике Беларусь является Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Это главный учетно-статистический центр страны по управлению статистикой, учетом и отчетностью во всех отраслях народного хозяйства.
В состав министерства входят Управление совершенствования методологии статистики, Управление сводной статистики, Управление баланса народного хозяйства, Управление статистики населения и др.
Основными функциями Минстата являются:
1) разработка, анализ и предоставление органам государственного управления статистических данных о состоянии экономики, производственных ресурсов, развитии различных форм собственности и т.д.;
2) проведение статистической работы по совершенствованию системы статистических показателей; методов обработки и анализа экономической, социальной и другой информации; организация государственных статистических наблюдений;
3) утверждение и совершенствование форм статистической отчетности и инструкций по их заполнению, обеспечение бланками статистической отчетности;
4) проверка постановки учета и достоверности отчетных данных в министерствах и ведомствах, на предприятиях и организациях;
5) руководство автоматизацией сбора и обработки статистической информации и создание автоматизированных банков данных;
6) публикация статистических материалов, научной и популярной статистической литературы.
На Минстат РБ возложена также задача создания и обеспечения функционирования статистической информационной системы на общегосударственном, отраслевом и региональном уровнях на основе единой научной методологии как составной части системы информатизации Республики Беларусь.
В областях и в столице Республики Беларусь созданы статистические управления.
Основной задачей местных органов государственной статистики являются:
а) сбор, обработка, проверка и своевременное предоставление хозяйственным и другим органам управления соответствующего уровня необходимой статистической информации;
б) проведение анализа статистических материалов;
в) публикация статистических материалов.
Минстат РБ и его местные органы утверждают минимум показателей и формы статистической отчетности на каждый год. Издание инструкций по заполнению форм отчетности и рекомендаций по другим вопросам статистики обеспечивает единую методологию учета и статистики.
В отраслевых органах управления (министерствах и ведомствах) и на предприятиях, объединениях статистическая работа возглавляется, как правило, экономическими управлениями (отделами). На каждом предприятии имеются работники, которым поручено ведение учета, выполнение статистической разработки данных учета и составление отчетов по установленной форме.
Содержание статистической отчетности предприятий и организаций будет рассмотрено в следующем вопросе темы.
Объем отчетности, порядок и сроки ее предоставления регламентируются специальным документом – табелем (перечнем) форм государственной статистической отчетности. Этот документ (табель) обычно содержит три раздела:
1) формы общегосударственной статистической отчетности;
2) формы межотраслевой отчетности;
3) формы отраслевой (ведомственной) отчетности.
Руководители предприятий на основании табелей утверждают внутрипроизводственный перечень форм статистической отчетности по подразделениям и направлениям производственно-хозяйственной деятельности.