Динамика промышленного производства по отраслям промышленности представлены в таблице П 2.1 приложения 2

Наращивание промышленного производства осуществляется в соответствии с основными положениями Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998 – 2015 годы.

Главными задачами развития промышленного производства согласно проекту Основных положений программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 -2015 гг. являются повышение его технического и технологического уровня на основе быстрого обновления основных средств, создание и развитие конкурентоспособных производств, наращивание выпуска высококачественных и востребованных на рынках товаров. Основными направлениями реализации указанных задач станут:

- ускоренная модернизация, комплексное техническое переоснащение действующих производств в целях углубления переработки используемого сырья;

- организация новых специализированных производств, использующих современные технологии и передовые научные разработки, имеющих высокую долю добавленной стоимости в цене производимой продукции: строительство завода по производству листового проката; создание азотного комплекса в составе совмещенного производства аммиака и метанола; постановка на производство нового поколения автобусов большого и особо большого класса; создание производства по выпуску самоходного зерноуборочного комбайна пропускной способностью 16 кг/с и системы машин для картофелеводства; организация производства карьерных самосвалов грузоподъемностью до 500 тонн с применением электронных систем управления трансмиссией;

- укрепление материально–технической базы отраслевой науки в целях создания высокоэффективных и конкурентоспособных образцов технологий и новых видов продукции. Это позволит создавать отечественные сельскохозяйственные машины и оборудование нового поколения для важнейших отраслей сельского хозяйства, оснащенные электромеханическими силовыми установками, современной бортовой электроникой, не уступающие по качеству, надежности и энергопотреблению лучшим зарубежным аналогам;

- достижение высокого уровня качества выпускаемой техники, соответствующего действующим и перспективным требованиям стран Европейского союза, которое будет осуществляться за счет создания современных производств, в частности производства автомобильных компонентов мирового уровня, электротрансмиссий, бортовой автоэлектроники и других элементов, соответствующих требованиям Евро–5, Евро–6;

- выпуск новых лекарственных средств, изделий медицинского назначения, фармацевтических субстанций и диагностических средств, организация производства нового поколения противоопухолевых лекарственных средств, а также лекарственных средств для лечения сердечно–сосудистых заболеваний, заболеваний нервной системы, антиинфекционных лекарственных средств, биопрепаратов из плазмы крови. Фармацевтические организации будут переходить на принципы международных требований Надлежащей производственной практики (GMP), что позволит обеспечить к концу пятилетия увеличение объемов производства отечественных лекарственных средств на 45 процентов и диагностикумов на 20 — 25 процентов;

- увеличение продаж за счет проведения активной маркетинговой политики, расширения товаропроводящей сети, совершенствования гарантийного и послегарантийного обслуживания;

- совершенствование организационных форм предприятий путем исключения из структуры промышленных организаций непрофильных активов, преобразования крупных объединений промышленных организаций в хозяйственные общества (холдинги, альянсы, совместные предприятия и другие производственные и научно–производственные объединения), использующие высокие технологии и ориентирующие свою продукцию на экспорт;

- создание на базе национальных предприятий транснациональных компаний (далее — ТНК), сборочные и материалоемкие производства которых разместятся в странах — потребителях продукции, с сохранением в Беларуси производства новейших наиболее наукоемких образцов продукции, а также материнской компании, осуществляющей функции владения и распоряжения, научное, консалтинговое и маркетинговое обеспечение ТНК.

Повышение технического и технологического уровня промышленного производства на основе быстрого обновления основных средств, создание и развитие конкурентоспособных производств, наращивание выпуска высококачественных и востребованных производственных товаров позволит увеличить к 2015 году выпуск промышленной продукции в 1,54 — 1,6 раза, достичь уровня рентабельности продаж в промышленности не менее 14 — 15 процентов. Особое внимание будет уделено развитию топливно–энергетического комплекса.

5.3 Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения основных видов энергоносителей: природного газа, нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии. Комплекс производит около 30,0% промышленной продукции страны, осваивает четвертую часть всех инвестиций в основной капитал промышленности, в нем сосредоточено 25% производственных фондов промышленности, занято более 5% промышленно-производственного персонала. Топливно-энергетичский комплекс тесно связан с другими межотраслевыми комплексами.

В ТЭК Беларуси выделяют топливную промышленность (нефтяную, газовую, торфяную) и электроэнергетическую промышленность. ТЭК имеет развитую производственную инфраструктуру, включая сеть нефтепроводов, в том числе магистральных, а также высоковольтные линии электропередач. На рисунке 5.1 представлена структура ТЭК и состав производственных связей.

Динамика промышленного производства по отраслям промышленности представлены в таблице П 2.1 приложения 2 - student2.ru Динамика промышленного производства по отраслям промышленности представлены в таблице П 2.1 приложения 2 - student2.ru

Рисунок 5.1 – Структура ТЭК Республики Беларусь

Управление развитием топливно-энергетического комплекса осуществляют Министерство энергетики Республики Беларусь (ПО «Белтопгаз», ПО «Белэнерго», ОАО «Белтрансгаз»), концерн «Белнефтехим» (нефтеперерабатывающими предприятиями) и другие государственные организации.

Топливно-энергетичский комплекс призван обеспечивать установленные темпы социально–экономического развития страны на 2011–2015 годы и на дальнейшую перспективу. В то же время Беларусь не обладает значительными запасами собственных энергетических ресурсов, основные из них – природный газ, нефть и уголь – импортируются. При этом в структуре потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) доминирует природный газ, доля которого в электроэнергетике составляет почти 95%.

В связи с этим особую значимость приобретает поиск новых путей обеспечения надежного и эффективного энергоснабжения отраслей экономики. На решение этих задач направлена стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 9 августа 2010 года №1180. Стратегия основана на положениях Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 года №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» и направлена на достижение долгосрочных ориентиров энергетической политики на 2020 гол. Основной целью стратегии является максимально эффективное использование природных ресурсов и потенциала энергетической отрасли, других отраслей для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни людей, укрепление внешнеэкономических позиций страны.

Инструментами реализации стратегии являются государственные целевые программы, в рамках которых определяются конкретные мероприятия, объемы и источники их финансирования. К таким программам, в частности, относятся: Государственная программа развития Белорусской энергосистемы; Государственная программа «Торф»; Республиканская программа энергосбережения; Государственная программа развития минерально–сырьевой базы Беларуси; Программа развития лесного хозяйства.

В результате реализации стратегии будут достигнуты показатели, представленные в таблице 5.1.

Таблица 5.1 – Основные показатели реализации стратегии развития энергетического потенциала Республики Беларусь, (%).

Показатель
Снижение энергоемкости ВВП к уровню 2005 года 24,8 50,0 60,0
Доля собственных энергоресурсов* в балансе котельно-печного топлива 20,3 28-30 32-34
Доля природного газа в потреблении котельно-печного топлива 71,8 64,0 55,0
Износ основных производственных фондов организаций ТЭК 54,3 48,3 43,0
Доля доминирующего поставщика энергоресурсов в потреблении валовых ТЭР 82,3 70-71 64-57
Обеспеченность емкостями для хранения запасов КПТ (по газу и мазуту), суток 61,2 78,9 118,0

* С учетом продуктов нефтепереработки из собственной нефти и вторичных энергоресурсов, попутного газа и экспорта топливных брикетов

Таким образом к 2020 г. топливно–энергетический баланс существенно трансформируется, значительно сокращается доля импортируемых энергоносителей и возрастает удельный вес собственных энергоресурсов.

Топливная промышленность. Занимает ведущее положение по значению и объему выпускаемой продукции в составе ТЭК. Беларусь – одна из немногих стран Европы, в экономике которых нефтяная промышленность представлена нефтедобычей и нефтепереработкой (доминирует последняя).

Нефтедобывающая промышленность специализирована на добыче нефти и первичной подготовке ее для транспортировки и переработки. Годовой объем добычи в последние годы составлял 1,8-1,7 млн. т. Происходит прогнозируемое снижение объемов добычи, так как разведанные крупные месторождения находятся в заключительной стадии разработки, а вновь осваиваемые характеризуются малыми размерами и небольшими запасами. Прогнозируются следующие объемы нефтедобычи: 2015 г. – 1, 3 и 2020 г. – 1,1 – 1,2 млн. т.

Нефтеперерабатывающая промышленность обеспечивает потребности страны в моторном и котельно-печном топливе, маслах, продуктах для нефтехимического производства. Суммарная мощность двух нефтеперерабатывающих предприятий (Новополоцкий НПЗ и Мозырский НПЗ) составляет около 40 млн. т в год в пересчете на сырую нефть.

Важнейшими направлениями организационно-технологических преобразований в нефтеперерабатывающей промышленности являются:

увеличение глубины переработки нефти;

наращивание производства и экспорта высококачественных нефтепродуктов, соответствующих требованиям международных стандартов;

снижение энергетических и материальных затрат в процессах нефтепереработки и нефтехимии;

вовлечение в глубокую переработку топочного мазута как основного и наиболее экономичного направления увеличения выработки моторных топлив.

Газовая промышленность. В Беларуси отрасль ведет добычу попутного газа, транспортировку, переработку природного и попутного газа, его использование. В Беларусь природный газ поступает из России, его потребление составляет около 20 млрд. м³ в год.

Электростанции, районные и промышленные котельные потребляют две трети общего объема поставок природного газа. Для покрытия сезонной неравномерности в потреблении газа создается система подземных хранилищ, их мощность достигнет 1,5 млрд. м³. Попутный газ белорусских нефтепромыслов используется на предприятиях Речицы, Светлогорска. Для его переработки в Речице построен Белорусский газоперерабатывающий завод, который производит сухой газ, пропан, бутан, газовый бензин.

Торфяная промышленность.Отрасль производит добычу торфа на топливо, для сельского хозяйства, химической переработки, занимается производством торфобрикетов.

Промышленная добыча торфа на территории Беларуси ведется с конца XIX в., торфобрикет начали производить с 1900г. До начала Великой Отечественной войны было создано более 200 торфопредприятий. В настоящее время торфяная промышленность представлена 37 предприятиями, на которых ведется добыча и переработка торфа, он используется прежде всего в коммунально-бытовом секторе. Геологические запасы торфа составляют около 4 млрд. т. подготовленные к промышленному освоению – 600 млн. т. Эксплуатационные запасы торфа на сырьевых базах предприятий составляют 145,5 млн. т, в том числе торфа, пригодного для брикетирования, - 100 млн. т.

Сырьевые ресурсы позволяют поддержать достигнутый уровень производства торфяных брикетов, торфяная промышленность и далее будет играть значительную роль в обеспечении населения твердыми видами топлива. Повышение эффективности использования исходного сырья в торфяной промышленности будет достигаться посредством применения новых технологий с улучшенными экологическими характеристиками.

Планируется к 2015 году добычу торфа топливной группы довести до 4,1 млн. тонн, производство брикетов из торфа – до 1,32 млн. тонн в год.

Основу электроэнергетики Беларуси составляют тепловые электростанции, они вырабатывают более 90% всей электроэнергии. Самая крупная электростанция Беларуси – Лукомльская ГРЭС, мощностью 2560 МВт, вырабатывает более 40% всей электроэнергии, используя природный газ и топочный мазут. К числу крупнейших электрических станций относится Березовская ГРЭС (установленная мощность – 930 МВт). Среди теплоэлектроцентралей выделяются: Минские ТЭЦ-4 (1030 МВт), ТЭЦ-3 (420 МВт), ТЭЦ-5 (330 Мвт), Гомельская ТЭЦ-2 (540 МВт), Могилевская ТЭЦ-2 (345 МВт).

Белорусская электроэнергетическая система включает всеэлектростанции общего пользования, соединенные электросетями между собой и потребителями электроэнергии. Объединение электростанций дает возможность полнее использовать энергетические ресурсы, обеспечивать наиболее экономичные режимы работы станций, повышать надежность и бесперебойность электроснабжения. Главным потребителем тепловой энергии стал жилищно-коммунальный сектор, который использует более 50% всей энергии.

Уменьшение зависимости от импортных энергоносителей требует развития гидроэнергетики, ветроэнергетических установок, строительства мини-ТЭЦ на древесных отходах с использованием современных технологий и оборудования, а также солнечных, биоэнергетических агрегатов и установок по переработке бытовых отходов.

В соответствии с мероприятиями по реализации стратегии развития энергетического потенциала Беларуси планируется к 2020 году строительство 250 МВт гидроэлектростанций с выработкой электроэнергии ими 1 млрд. кВт. ч. в год; строительство 300 МВт ветроэнергетических установок с выработкой ими 0,6 млрд. кВт. ч. в год.

Развитие топливно-энергетического комплекса (ТЭК) направлено на надежное и бесперебойное снабжение народного хозяйства и населения страны всеми видами энергетических ресурсов, в первую очередь газом, электрической энергией и нефтепродуктами.

Согласно Основным положениям программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 -2015 гг. важнейшими задачами ТЭК являются:

создание новых организационных основ для эффективного развития и функционирования энергетики в условиях рыночных отношений, в том числе проведение ценовой и налоговой политики, стимулирующей энергосбережение;

модернизация нефтеперерабатывающих заводов в целях расширения номенклатуры выпускаемой продукции и увеличения глубины переработки нефти;

дальнейшее совместное освоение нефтяных месторождений за рубежом, что позволит диверсифицировать поставщиков энергоресурсов и существующий топливно–энергетический баланс в целях обеспечения энергетической безопасности государства, в том числе вовлечение в баланс каменного угля (строительство Зельвенской КЭС), местных видов топлива и возобновляемых источников энергии;

строительство новых парогазовых блоков, модернизация энергетических источников, установка генерирующего оборудования в действующих котельных и преобразование их в мини–ТЭЦ;

строительство АЭС в целях обеспечения энергетической безопасности;

наращивание объемов хранения газа, нефти и продуктов ее переработки;

развитие сетевой энергетической инфраструктуры и наращивание экспортных и транзитных возможностей;

введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, унифицированных с международными, повышающих управляемость процессом развития энергетики и стимулирующих энергосбережение.

В числе государственных приоритетов в топливно–энергетической сфере — поиск и промышленная эксплуатация альтернативных источников энергии на основе современных мировых технологий.

Реализация данных направлений позволит повысить энергоэффективность экономики, снизить зависимость от импортируемых энергоресурсов и усилить энергетическую безопасность страны. В предстоящем пятилетии энергоемкость ВВП снизится на 29 — 32 процента, глубина переработки нефти вырастет до 90 — 92 процентов, использование местных видов топлива и возобновляемых источников энергии в балансе котельно–печного топлива увеличится до 28 — 30 процентов.

Наши рекомендации