Типы национальных хозяйственных систем
Экономическая модель каждой страны — это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений не приносит желаемых результатов. Вместе с тем во многих государствах сложились сходные методы хозяйствования, что позволяет выделить их экономические модели в типологические группы.
Типологизация позволяет выявить основные черты, системообразующие элементы национальных экономик, уточнить совокупность принципов, институтов, форм и механизмов функционирования с тем, чтобы с максимальной пользой применить их для формирования и развития национальной экономики Беларуси, ее продвижения к рынку.
Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов ученые-экономисты выделяют модели1:
• германскую (широко известную модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства);
• британскую (ее наиболее характерная черта — дерегулирование);
• французскую (известную своим дирижизмом, или государственным интервенционизмом);
• итальянскую (ее характерная особенность — кооперативам);
• шведскую (известную как «государство благосостояния»).
Европейские модели (Германии, Швейцарии, Нидерландов, Швеции) часто интегрируют в рейнскую модель, которая характеризуется прежде всего стабильностью состава собственников акционерных предприятий. Большую роль играет «философия», «идеология» экономической деятельности. Предприятие традиционно рассматривается как коллектив с общими интересами.
Страновое разнообразие моделей экономики указанных выше и других стран Европы имеет тенденцию к сближению с общеевропейской моделью, формируемой
_________________________
1. Проблемы развития национальной экономики Беларуси (теоретические и практические аспекты). Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 2002. с.27-32.
идеологией и требованиями Европейского союза (ЕС). Это сближение реализуется по следующим направлениям:
• создание единого внутреннего рынка;
• формирование экономического и валютного союзов;
• гармонизация финансовой политики;
• сближение социальных моделей;
• обеспечение единых условий предпринимательской деятельности и поддержания конкурентной среды;
• совершенствование федеративного устройства;
• принятие единых правил и механизмов регулирования экономики.
Доминантное положение в мире занимает американская (точнее, англо-американская) модель, которая характеризуется интенсивным перераспределением акционерной собственности. Предприятие рассматривается как товар, оно может продаваться по частям, возможен и его «захват» через фондовую биржу.
Особое место принадлежит японской экономической модели, поскольку она обладает рядом специфических особенностей. Одной из них является социальная организация общества, предусматривающая гармонизацию отношений на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности, отличная от американского стандарта. Именно японская модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.
Наряду с указанными можно выделить и особую китайскую модель смешанной экономики, формирующуюся в условиях эволюции экономики «чистого социализма». Рыночный механизм и негосударственный сектор экономики значительно усилили свою роль в годы реформ, однако государственное регулирование (во многом в форме «направляющего планирования»), распределение по труду и социальные гарантии продолжают оставаться приоритетными направлениями социально-экономической политики. Данная модель может быть определена как преимущественно социалистическая модель смешанной экономики.
Разнообразие экономических моделей характерно и для развивающихся стран. Эти модели можно условно объединить в две группы на основе деления стратегий развития на экспортоориентированные и импортозамещающие. Примером модели, относящейся к первой группе, является южнокорейская. Страны Латинской Америки до середины 80-х гг. XX в. развивались по пути импортозамещения.
В приведенном выше массиве моделей развитых стран выделяют (по критерию «социальности») либеральную, социально ориентированную и социал-демократическую группы моделей. Эти группы рыночных моделей отличаются друг от друга:
1) структурой собственности — в первой налицо абсолютное преимущество частной собственности; во второй и третьей поддерживаются пропорции смешанной экономики;
2) социальной политикой — в первом типе она рассчитана на определенную, наименее защищенную группу населения; во втором — на все население; в третьем — проводится, по сути, эгалитарная (уравнительная) политика;
3) участием государства в перераспределительных процессах — оно нарастает от первого модельного типа к третьему;
4) границами государственного участия в экономике — они также расширяются в указанном выше направлении.
Критериями отнесения страновых моделей к тому или иному типу выступают, таким образом, их базовые характеристики. В общую совокупность таких характеристик, принципов, критериев входят следующие:
• отношения собственности, роль частной собственности и ее соотношение с государственной и другими формами собственности;
• уровень развития и формы организации рыночной среды в целом и отдельных ее сфер;
• границы и методы государственного воздействия на экономику;
• цели и средства проводимой экономической политики;
• формы взаимодействия государства и бизнеса;
• методы регулирования экономических процессов и обеспечения устойчивого развития;
• объем и значение государственного сектора в производящем комплексе;
• источники и масштабы финансирования экономики, ее инновационный механизм, в том числе структура капиталов компаний; система управления и организации труда на предприятиях; степень открытости экономики; динамика, структура и управление внешнеэкономическими связями и прочие;
• механизмы согласования интересов различных групп и слоев общества;
• обеспечение социальной стабильности;
• реализация принципов социальной справедливости.
Модельными критериями могут быть и макроэкономические показатели:
• объем, структура и динамика ВВП;
• размер ВВП на душу населения;
• индекс потребительских цен;
• уровень производительности труда и др.
Данный перечень показывает, что в типологии рыночных моделей экономики исследователи в качестве базовых составляющих избирают прежде всего институциональные, правовые, структурные факторы, принципы и направления социально-экономической политики, ее основные виды. На второй план отходят такие категории, как материальное производство, секторы и отрасли экономики, производственная и социальная инфраструктуры, соотношение бизнеса, домашних хозяйств и государства в производстве и потреблении ВВП. И это оправдано, поскольку все множество субъектов хозяйствования во всех секторах и отраслях экономики в различных организационных формах действует в правовом и институциональном пространстве страны, которое и является прежде всего объектом перемен при трансформации экономики от плановой к рыночной.
Глубинные процессы и ключевые события в мире в XX в. определялись противостоянием двух общественно-политических и экономических систем: капиталистической и социалистической. В последние десятилетия произошли коренные изменения: окончена «холодная война», разрушены СССР и социалистический лагерь, большинство государств—членов СЭВ, бывшие союзные республики отказались от социалистической плановой экономики. Этот беспрецедентный в истории и чрезвычайно сложный процесс перехода к рыночным отношениям в разных странах пошел различными путями — от «шоковой терапии» до постепенной эволюционной трансформации, что привело к появлению многообразных национальных моделей переходной экономики.
Если указанные выше типологические признаки сгруппировать в блоки (первый — политическая система (власть), второй — распределение прав собственности, третий — совокупность механизмов управления, четвертый — типичное поведение экономических субъектов, пятый — особенности экономики), то можно четко проследить и уяснить сущностные моменты перехода от социалистической модели к капиталистической.
На ежегодном Мировом экономическом форуме в Давосе (Швейцария) постоянно ведутся дискуссии о возможностях заимствования зарубежного опыта. В 1997 г., например, всеобщее внимание было приковано к американской модели развития, которой, как полагают многие эксперты, должны следовать европейские и азиатские страны. Обсуждались и другие модели, в том числе голландская, новозеландская, сингапурская и чилийская. В 80-е гг. XX в. образцом для подражания называли германскую, а затем японскую модель. В 90-е гг. XX в. таковыми были модели «новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии».
Из сказанного следует вывод о необходимости последовательно проводить принцип: каждая страна при переходе к рынку строит свою собственную модель национальной экономики на базе мирового, регионального опыта, опыта развитых стран, но без механического переноса, копирования или произвольного (эклектического) смешения характерных черт различных системных моделей экономики (см. параграф 5.3).
Эффективность той или иной модели определяется ее жизнеспособностью, возможностью постоянно и адекватно реагировать на внешние и внутренние дисбалансы. В конечном счете наиболее полно эффективность модели оценивается в показателях роста экономического потенциала и благосостояния населения.
Отличительная особенность современного «рынка» страновых моделей заключается в том, что все они (за исключением северокорейской и отчасти кубинской) являются моделями рыночной экономики. В то же время чисто рыночных основ организации хозяйственной жизни не имеет ни одна национальная экономическая система. Государственное регулирование — необходимый атрибут современной организации и функционирования экономики. Оно не отрицает основ частной собственности, не нарушает действие рыночного механизма. В этом плане современные экономические модели являются вариантами «смешанной экономики», не сводимой ни к чистому рынку, свободному от государственного воздействия, ни к чистой плановой экономике, лишенной каких бы то ни было элементов конкурентного поведения. Необходимый политический атрибут такой системы — развитое гражданское общество.
1.6. Макроэкономические и микроэкономические системы национальной экономики
Макроэкономика и микроэкономика, с одной стороны, представляют собой два основных раздела общей экономической теории, а с другой — области хозяйственной деятельности, структурные уровни экономической системы страны.
Если микроэкономика исследует рынки определенных товаров, спрос и предложение на них, рынки ресурсов, а также взаимодействие домашних хозяйств и фирм, то макроэкономика изучает общеэкономические процессы в целом, т.е. условия и результаты деятельности на рынке всех субъектов экономических отношений. Для поддержания равновесия между ними необходим особый субъект — государство. Поэтому в макроэкономике важнейшим экономическим агентом является государство (наличие которого предполагает также и микроэкономика, но далеко не в первой роли).
Действия государства в лице всех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), направленные на поддержание стабильного функционирования и развития национальной экономики, называются экономической политикой, важной составляющей которой является макроэкономическая политика.
Как область хозяйственной практики экономическая макросистема характеризуется тем, что, во-первых, ее развитие определяется собственными макроэкономическими закономерностями, отличными от действующих на микроуровне; во-вторых, если для описания микросистемы используются термины «объект — окружение» (например, такова логика теории фирмы, поведения потребителя и т.п.), то макросистема характеризуется целостностью, в связи с чем особую роль, в первую очередь с точки зрения анализа динамических процессов, приобретают действующие в ней прямые и обратные связи. Соответственно, макроэкономическая политика в общем случае должна предусматривать воздействие не столько на микроэкономические объекты, сколько на макросистему в целом (т.е. на такие макропараметры, как норма процента, уровень занятости и др.). С этой целью вводится понятие «макродинамика» (МД), новизна которого состоит в том, что в теоретическую модель традиционной макроэкономики дополнительно включаются различные макрорынки, обладающие определенными структурными и конъюнктурными характеристиками. Выделяются следующие макрорынки: товарный, или рынок конечной продукции (включая внутренний и внешний рынки); рынок факторов производства (с делением на рынок труда и рынок капитала); финансовый. Взаимодействие макрорынков определяется макросистемными свойствами экономики.
К макроэкономической системе следует относить:
• по структуре — межотраслевые комплексы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, внешнеэкономический комплекс, финансовую систему, строительство и инвестиции в основной капитал, социальную сферу);
• по целям и функциям — обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, рост благосостояния народа, поддержание прогрессивных пропорций воспроизводства, отраслей, технологической, региональной структур экономики;
• по институциональной структуре — создание общенациональных рыночных институтов, совершенствование национального законодательства, внесение в экономическую жизнь рыночных и общечеловеческих ценностей;
• по системе управления — высшие органы государственной власти, министерства, ведомства, концерны межотраслевого характера.
(В системе статистики этот уровень описывается макроэкономическими показателями СНС.)
Микроэкономическая система включает также остальные субъекты национальной экономики, прежде всего фирмы и домашние хозяйства, рынки товаров и услуг, механизмы их функционирования. В совокупности они создают кругооборот товаров и услуг, организуют первичные экономические процессы.
Макроэкономика и микроэкономика, находясь в тесной взаимозависимости, влияют друг на друга в реальной экономической среде. Эта среда формируется, прежде всего, национальным законодательством, регулирующим нормами Гражданского, Налогового, Банковского и других кодексов правовое, институциональное поле, экономическое поведение всех субъектов рынка, прежде всего фирм и домашних хозяйств. В распоряжении государства на макроуровне имеются эффективные инструменты воздействия на их экономическую деятельность (бюджетно-налоговые, денежно-кредитные, валютные, ценовые, таможенные, тарифные и др.), с тем чтобы участники социально-экономических процессов, вырабатывая свои тактику и стратегию на микроуровне, согласовывали их с общенациональными ценностями, целями и программами их достижения. Воздействие на деятельность домашних хозяйств и фирм влияет, в конечном счете, на величину и структуру совокупного спроса и совокупного предложения, поддерживает макроэкономические пропорции. Сигналы с микроуровня также позволяют корректировать макроэкономические факторы (размеры процентных ставок, темпы инфляции, уровень безработицы и др.). Взаимодействие макро- и микросистем имеет общей целью поддержание и оптимизацию параметров устойчивого экономического роста, удовлетворение материальных и духовных потребностей, закрепление нравственных основ общества.
Решение поставленных перед макро- и микроэкономикой задач невозможно без серьезных научных исследований с использованием современных методов и инструментов. С развитием компьютерных, информационных технологий, в том числе в статистических системах, в научных исследованиях, прогнозных и программных разработках, все более широкое применение получают экономико-математические модели (ЭММ).
Моделирование экономических систем с целью их анализа имеет долгую историю, начиная с «Экономической таблицы» Ф. Кенэ. Каждая научная школа внесла свой вклад в моделирование экономических объектов и процессов: схемы простого и расширенного воспроизводства К. Маркса, модели совокупного спроса и совокупного предложения Дж.М. Кейнса, модели «затраты — выпуск» В. Леонтьева, межотраслевого баланса в советской экономической науке и практике, огромное число макроэкономических, межотраслевых, отраслевых, экономических и оптимизационных моделей, разработанных во многих странах мира.
Сегодня прогнозные и расчетные экономико-математические модели используются в НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, БГУ, БГЭУ, Институте экономики Национальной академии наук Беларуси. Они разработаны на разных методологических, математических и информационных базах, но их глубинные корни уходят в структуры плановой административной экономики, модернизированные с учетом опыта рыночных преобразований последних лет. Дальнейшее развитие экономического (и аналитического, и нормативного) моделирования зависит от продвижения в области теоретико-методологических исследований переходных процессов, концептуальных разработок проблем системной трансформации экономики страны.
Методологически и содержательно важно четко определить различие между социально-экономическими моделями, с одной стороны, и иными классами и типами моделей (экономико-математическими, кибернетическими и др.) — с другой. Главная задача построения системной модели экономики состоит в выявлении основных институтов, компонентов, механизмов, взаимосвязей, обеспечивающих эффективный тип хозяйствования. Поэтому под социально-экономической моделью следует понимать не формализованную (математически) взаимосвязь отдельных параметров, элементов экономики (что характерно для ЭММ), а комплекс хозяйственных институтов, определяющих принципы, направления деятельности, дееспособность экономической и социальной систем в конкретных природных условиях страны или региона. Институциональный подход весьма конструктивен в анализе переходных процессов в экономике. Теоретическая модель рыночной экономики в прикладном плане — это способ практической организации и функционирования общества, его экономики в русле избранной идеологии (либеральной, социально ориентированной и т.д.). Поэтому дальнейшие разделы курса посвящены способам организации функционирования и развития экономики в реальном режиме.