Тема 3. Рыночные структуры и показатели рыночной власти
Тема 1. Основные проблемы теории отраслевых рынков
(теории организации промышленности)
Развитие Экономики отраслевых рынков. Эмпирические исследования рыночных структур и теоретические основания антимонопольной политики. Основные проблемы теории отраслевых рынков по Р. Шмалензи. Граница между микроэкономикой и организацией промышленности. Подходы к изучению отраслевой организации в мировой науке. «Гарвардская» и «чикагская» школы. Теория игр и эндогенность структуры рынка. Квазиконкурентные и квазимонопольные рынки.
Вопросы для обсуждения:
1. Генезис экономики отраслевых рынков как прикладной микроэкономики.
2. Парадигма «структура-поведение-результат»
3. Пересечение теории отраслевых рынков с другими экономическими дисциплинами
4. Теоретические модели и инструменты экономики отраслевых рынков («Гарвардская» и «чикагская» школы)
5. Практическая применимость исследований отраслевой организации
Литература
Основная:
1. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие. Изд-во Политехнического университета, 2009. – 340 с., с.4-14, 44-49.
2. Розанова Н. Экономика отраслевых рынков: учебник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 906 с.
3. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М : ИНФРА-М, 2008. – 442 с., с.7-26, 253-368.
Дополнительная:
1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Теория организации отраслевых рынков. М., 1998., Введение. С.5-9.
2. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М.: ТЕИС, 2000. Гл. 1. С. 6-16.
3. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 1997.1. Введение. С. 1-13.
4. Коуз Р. Экономика организации отрасли: программа исследований / Фирма рынок и право. М., 1993. С. 54-69.
5. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М.: 2001. Гл..3. Конкуренция и монополия. С. 93-133.
6. Schmalenseе R. Industrial organization // New Pulgrave dictionary of economics. London, 1988. Vol. 2. P. 803-807
Литература для обязательного самостоятельного изучения:
1.Коуз Р. Экономика организации отрасли: программа исследований / Фирма рынок и право. М., 1993. С. 54-69.
2. Махлуп Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевористские, управленческие. В: Вехи экономической мысли, т.2, 2000.
3. Баумоль У.Дж. Состязательные рынки: мятеж в теории структуры отрасли. В: Вехи экономической мысли, т.5, 2003.
Задачи, тесты, ситуации:
1. Экономика отраслевых рынков, как отдельная область экономических исследований, зародилась и развивалась на базе:
а) Гарвардской школы
б) Чикагской школы
в) верны ответы а) и б)
г) нет правильного ответа
2. Профессорами Гарвардской школы Э. Мэйсон и Д. Бэйн была разработана парадигма:
а) "Структура – поведение – результат"
б) "База – структура – результат "
в) "Структура – поведение – исследование "
г) "Структура – функционирование – результат "
3. В чем заключается один из подходов к изучению отраслевой организации экономики?
а) подход с точки зрения объема производства
б) подход с точки зрения теории цен
в) подход с точки зрения объема продаж
г) подход с точки зрения максимизации прибыли
Тема 2. Альтернативные теории фирмы
Фирма в неоклассической теории. Контрактная теория фирмы. Стратегическая концепуия фирмы. Альтернативные цели фирм. Модель самоуправляющегося предприятия. Конфликт интересов собственника и управляющего.
Вопросы для обсуждения:
1.Технологическая концепция фирмы: основные понятия. Горизонтальный и вертикальный размер фирмы с позиции технологической концепции
2. стратегическая теория фирмы.
3. Контрактная концепция фирмы: основные понятия
4. Классификация внутренних структур фирмы
5.Альтернативные цели фирмы: цели индивидуального собственника, цели управляющих, цели работников фирмы
6. Динамическая модель максимизации выручки
7. Проблема конфликта интересов собственника и управляющего
Литература
Основная:
1. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М : ИНФРА-М, 2008. – 442 с., с. 114-130.
Дополнительная:
1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Теория организации отраслевых рынков. М., 1998., Гл. 1. Фирма в теории организации рынков. С.10-31.
2. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. СПб., 1998. Т.2. С.77-80.
3. Коуз Р. Природа фирмы / Фирма рынок и право. М., 1993. С. 33-53.
4. Байе М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса. М., 1999. Гл. 5. Производственный процесс и издержки, Гл. 6. Оптимизация деятельности компании. С. 190-285.
5. Розанова Н.М. Эволюция взглядов на природу фирмы // Вопросы экономики. 2002. №1.
Литература для обязательного самостоятельного изучения:
1. Коуз Р. Природа фирмы / Фирма рынок и право. М., 1993. С. 33-53.
Задачи, тесты, ситуации:
1. Небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками отличается:
а) M-форма фирмы
б) U-форма фирмы
в) Теория принципала-агента
Тема 3. Рыночные структуры и показатели рыночной власти
Определения рынка и рыночных структур. Границы рынка: продуктовые границы, временные границы, локальные границы. Важность определения границ рынка в теоретических и эмпирических исследованиях. Разграничение рынка и отрасли. Определение отрасли. Барьеры входа на рынок: стратегические и нестратегические. Институциональные и административные барьеры входа. Показатели входа-выхода с рынка. Показатели концентрации: индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Ханна и Кея, показатель дисперсии рыночных долей, индекс Джинни, кривая Лоренца. Показатели рыночной власти: индекс Бейна, индекс Лернера, коэффициент Тобина, индекс Папандреу.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие отраслевого рынка
2. Барьеры входа-выхода: понятие, классификация, показатели
3. Стратегические барьеры входа на рынок.
4. Нестратегические барьеры входа на рынок.
5. Индекс рыночной концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Ханна и Кея.
6. Относительные показатели рыночной концентрации: кривая Лоренца и коэффициент Джинни.
7. Показатели монопольной власти: коэффициент Бейна, коэффициент Лернера, коэффициент Тобина, коэффициент Папандреу
Литература:
Основная:
1. Басовский Л.Е. Экономика отрасли: Учеб. пособие. – М : ИНФРА-М, 2009. – 145 с., с. 4-12.
2. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие. Изд-во Политехнического университета, 2009. – 340 с., с. 52-70
3. Розанова Н. Экономика отраслевых рынков: учебник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 906 с.
4. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М : ИНФРА-М, 2008. – 442 с., с.26-42, 90-113, 133-145.
Дополнительная:
1. Шерер Ф.М., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М., 1997. С. 15-27. , Гл. 3 С. 55-85.
2. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Теория организации отраслевых рынков. М., 1998., Гл.2. С.38-64.
3. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть СПб., 2000. С.340-347.
4. Розанова Н. Экономика отраслевых рынков: учебник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Гл. 1., Гл. 7.
5. Кирцнер И.М. Конкуренция и предпринимательство. М.: 2001. Гл..3. Конкуренция и монополия. С. 93-133.
6. Байе М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса. М., 1999. Гл. 7. Экономическая сущность отрасли. С. 288-309.
Литература для обязательного самостоятельного изучения:
1. Чемберлен Э.Х. Пропорциональность, делимость и экономия от масштаба. В кн. Теория фирмы. Спб., 1995.
Задачи, тесты, ситуации:
1. Что такое рынок?
а). представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться
б). место встречи продавцов и покупателей
в). совокупность предприятий, производящих близкие продукты,
2. Какие типы границы рынка выделяют?
а). продуктовые
б). временные
в). локальные
г). все ответы верны
3. Что такое отрасль?
а) совокупность продавцов, продающих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии
б) совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии
в) совокупность покупателей, объединенных близкими потребностями
г) нет правильного ответа
4. Формула индекса концентрации имеет вид:
а)
б)
в)
5. Индекс Херфиндаля — Хиршмана предоставляет собой:
а)
б)
в)
г)
6. Индекс Херфиндаля — Хиршмана показывает, что:
а) чем меньше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке
б) чем больше значение индекса, тем ниже концентрация продавцов на рынке
в) чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке
7. Определите, какое из утверждений верно?
а) чем ниже индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами, и, следовательно, при прочих равных условиях выше концентрация на рынке
б) чем выше индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами, и, следовательно, при прочих равных условиях выше концентрация на рынке
в) чем выше индекс Джини, тем ниже неравномерность распределения рыночных долей между продавцами, и, следовательно, при прочих равных условиях выше концентрация на рынке
г) чем выше индекс Джини, тем выше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами, и, следовательно, при прочих равных условиях ниже концентрация на рынке
8. Индекс Лернера определяет:
а) степень концентрации
б) общее число фирм
в) долю фирмы на рынке
г) монопольную власть
9. Формула для расчета индекса Лернера имеет вид:
а)
б)
в)
г)
10. Формула показывает, что:
a. надбавка к предельным издержкам в цене должна быть тем меньше, чем выше эластичность спроса
b. надбавка к предельным издержкам в цене должна быть тем выше, чем выше эластичность спроса
c. надбавка к предельным издержкам в цене должна быть тем меньше, чем меньше эластичность спроса
d. надбавка к предельным издержкам в цене должна быть такой же, как и эластичность спроса
11.Предположим, что на рынке действуют восемь фирм. Объем их продаж представлен следующим образом (в млрд. руб.):
Фирма | ||||||||
Объем |
Определить долю на рынке каждого производителя. Рассчитать показатели концентрации. Определить рыночную структуру отрасли.
Проанализируйте уровень рыночной концентрации для одной из отраслей.
12.В приведенном перечне выделите нестратегические барьеры входа – выхода фирм на рынок:
· ограничение спроса или емкость рынка;
· качество продукта;
· барьер капитальных затрат;
· административные барьеры;
· состояние рыночной инфраструктуры.
13.На основании приведенных данных определите норму входа фирм на рынок.
Годы | |||||||||
Всего фирм | |||||||||
Вошло | |||||||||
Вышло |